15 мар. 2012 г.

Культура организации

Культура организации, естественно, не существует отдельно от культуры общества. Причем, если речь идето культуре, например, такой организации, как государство, то она существует в рамках мировой культуры. Однако вданном случае речь идет о культуре организации, как ее внутренней переменной. В последние годы интерес кактеоретиков, так и практиков менеджмента к этому вопросу резко усилился. Результатом стало появлениемногочисленных концепций корпоративной культуры, организационной культуры, внутрифирменной культуры ит.д.Усиление внимания связано прежде всего с тем, что возросло понимание того влияния, которое культураоказывает на эффективность организации. Успешно развивающиеся компании отличаются высоким уровнемкультуры, который формируется в результате целенаправленных усилий по развитию духа корпорации.Анализируя различия в культуре медленно растущих предприятий и быстро растущих предприятии, можносделать следующие выводы:*- медленно растущие предприятия являются предприятиями, ориентированными прежде всего на власть истатус. Связанный с этим страх ведет к гнетущей неуверенности, подчеркивается иерархия, затраты энергии ивремени на утверждение собственной позиции могут быть существенными. Возможно, эти предприятия должныслишком много заниматься самими собой;- быстро растущие предприятия, напротив, ориентированы скорее на достижения поставленных задач,сотрудники уверены в себе,Цели организацииПравильное формулирование целей и постановка задач на 50% предопределяют успешность решения.Фирма или коммерческая организация имеет своей главной, стратегической целью получение прибыли. Этоее ключевой показатель. Принятый в 1995 г. Гражданский кодекс России (ст. 50 ч. I) зафиксировал, что основнойцелью коммерческих организаций является извлечение прибыли.Однако достижение этой цели связано с необходимостью производить для рынка товары и услуги. Причемне производство вообще, а производство только той продукции и услуг, которые необходимы потребителю. Приэтом менеджмент решает три задачи:получение прибыли; сокращение себестоимости; расширение рыночного сегмента.Выделяют три основных типа ориентации фирмы на прибыль:1) ее максимизацию; 2) получение "удовлетворительной" прибыли;3) "минимаксимизацию" прибыли.1. Максимизация прибыли. Смысл этой ориентации состоит в получении максимально высокой прибылив каждой деловой сделке, как за счет внутренних резервов, так и за счет (выбора) покупателей. Эта цель не можетсчитаться оправданной с точки зрения ее социальных последствий. Поэтому как долгосрочная стратегия фирмы,она в таком виде применяется относительно редко. Но дач краткосрочной, тактической задачи эта ориентацияиспользуется в основном в сферах быстрого экономического роста. Политика мак симизации прибыли по всемвидам деятельности может являться законной с юридической точки зрения, только если положение компании неявляется монопольным.2. Получение "удовлетворительной" прибыли. Эта стратегическая цель, суть которой состоит в том, чтопри планировании прибыли она считается "удовлетворительной", если будет учитываться степень риска.Ориентиром для фирмы в этом случае становится при быль, которую можно было бы получить при примененииданного капитала в какой-нибудь другой отрасли. "Удовлетворительная" прибыль имеет тенденцию к снижению дотакого уровня, который не привлечет слишком много конкурентов в эту отрасль, но и ж потребуетсявмешательство органов, следящих за тем, чтобы пози ция фирмы в отрасли не стала монопольной.3. "Минимакснмизация" прибыли. Одна из важных задач менедж мента — создавать условия,необходимые для дальнейшего успеш ного функционирования организации. Именно поэтому основным принципоми ориентиром менеджмента является не максимизации прибыли, а успешное элиминирование (устранение) влияниярисковых ситуаций. Та или иная операция организации должна приносить такую прибыль, которая позволяла быаккумулировать достаточно средств, создающих реальную возможность преодолевать возможные риски будущего.При следовании этому варианту ориентации стремятся достичь максимум прибыли, но не по всем позициям, как впервом случае. При принятии решении берется в расчет не только степень риска, как во 2-м случае, но и необходи-мость страхования от возможных потерь. Поэтому этот вариант обозначает максимизацию минимума ожидаемыхдоходов наряду с минимизацией максимума потерь.Иногда цель фирмы определяется неприбыльной мотивацией. Это вовсе не означает, что в данном случаефирму не интересуют ее финансовые дела. Как и в предыдущих случаях, фирма может существовать только вусловиях ее прибыльности. Только вместо максимизации дохода рост нормы прибыли выражен в других пока-зателях:• удовлетворение потребителя или пользователя услуг;• позиция на рынке, часто связанная с желанием рыночного лидерства;• условия благосостояния работающих и развитие хороших отношений среди персонала;• публичная ответственность и имидж организации;• техническая эффективность, высокий уровень производительности труда, придание особого вниманиянаучным исследованиям и разработкам;• минимизация издержек производства и т.д.Показатели и недостатки в постановке некоторых целей организации приведены в табл. 2.2.Достижение прибыли, как стратегической цели осуществляется, как уже говорилось, с учетом адаптации квнешней и внутренней среде бизнеса. Поэтому в каждый конкретный период времени фирма может ставить передсобой цели, производные от стратегической. Кроме того, цели и задачи различаются по срокам и функциям, т.е.свои задачи ставятся перед каждой функциональной областью менеджмента и, следовательно, соответствующимиподразделениями.Как известно, в соответствии с общими функциями управления менеджмент делится на три составныечасти: производственный менеджмент, маркетинг и финансовый менеджмент.Производственный менеджмент, в свою очередь, подразделяется на ряд функциональных областей —производство, управление персоналом (иногда его рассматривают как отдельную составную часть менеджмента),техническая служба, снабжение, НИОКР, кадровая служба, каждая со своей стратегической ориентацией, своимиспецифическими целями (табл. 2.3).Хорошая организация производства не гарантирует автоматических успехов фирмы. Однако при плохойорганизации невозможно достичь успехов, ибо стоимость производства обычно составляет 50-70% от ценыпродаваемой продукции.Вполне очевидно, что цели производства определяются главным образом потребителем и тесновзаимосвязаны с маркетингом и финансовым менеджментом. Для определения целей менеджмента можно выделитьпять условии реализации товара или услуг, в которых заинтересован потребитель: 1) функциональное предназначе-ние и качество; 2) количество; 3) цена; 4) сроки поставки; 5) сервис.1. Функциональное предназначение и качество. В случае приобретения автомобиля необходимо бытьуверенным, что он обладает приемлемым качеством. В то же время автомобиль должен выполнять требуемыефункции и быть на ходу в различных условиях. Разумеется, это самое главное. Функции, которые может выполнятьизделие, должны соответствовать представлениям о них покупателя. В то же время качество изделия должно бытьтаковым, чтобы функции выполнялись с определенной надежностью.Соответствие продукции необходимым стандартам по качеству и функциональности в фирме проверяетсяспециальной группой, занимающейся новой продукцией. Конструкторское решение должно обеспечиватьфункциональность продукции, а в результате производственного процесса должно получится изделие,соответствующее конструкторскому решению.2. Количество. Потребитель нуждается в совершенно определенном количестве товаров и услуг.Например, если используется слишком мало локомотивов, то это приводит к простою других транспортныхсредств, если, наоборот, слишком много — к необоснованному удорожанию услуг железной дороги. Всегдасуществует проблема соответствия количества выпускаемой продукции количеству, требующемуся на рынке.Перепроизводство приводит к убыткам, а недопроизводство — к потере потенциальной прибыли.3. Цена. Большинство потребителей ограничены в своих доходах и поэтому за те или иные товары могутзаплатить лишь определенную сумму. Например, цена на железнодорожные перевозки должна быть сравнима сиенами конкурирующих служб перевозок, автомобильных или авиа. Если цены будут слишком высокими,потребитель предпочтет альтернативную перевозку. Кроме того, менеджмент должен быть ориентирован и наснижение себестоимости. На базе системы расчета и контроля себестоимости осуществляются меры по экономиизатрат.4. Сроки поставки. Покупатель хочет получить тот или иной товар или услуги в определенное время.Требования покупателя по срокам поставки должны учитываться при установлении сроков выполнения работ.Каждый заказ должен быть выполнен за определенное время. Это требует наблюдения за выполнение".] всехопераций, проводящегося непрерывно или по расписанию. Должна предоставляться информация, что не сделанововремя и ночей '. что сделано раньше срока, какие возможны пути исправлении и доработок.5. Сервис. Это понятие входит в обязательства фирмы по рсмо" у или замене отдельных деталей еепродукции в случае их нгйгнд -творительной работы. То есть фирма берет на себя ответственное ь за поддержаниеработоспособности изделия в течение всего врем ни эксплуатации. Роль менеджера состоит в том, чтобы достиг" "все эти перечисленные цели настолько результативно и эффект" но, насколько это возможно. Питер Ф. Друкер всвязи с этим от ятил, что результативность показывает степень достижения требуемых целен при минимальныхзатратах или усилиях.* При резулыа-тивном руководстве на основе использования фиксированного объемаресурсов получают большой объем продукции. Однако более важным для менеджера является правильноеопределение целей, на достижение которых необходимо сосредоточить деятельность фирмы. Правильный выборцелей определяет эффективность деятельности. Результативный менеджер делает правильно, а менеджер,действующий эффективно, делает правильное дело. Без эффективности результативность мало что значит. Можноработать весьма производительно какое-то время, но неправильный выбор целей приводит к нулевому эффекту.Следует отметить, что наряду с целями определяются и задачи. т.е. предписания работ, которые должныбыть выполнены заранее установленным способом в заранее определенные сроки. Задачи предписываются неработнику, а должности и находят отражение в должностной инструкции и рассматриваются при этом как Heotlxu-димыи иклад в достижение целей организации.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.