29 мар. 2012 г.

Социально-экономическая модель государственного устройства Платона.

Одним из наиболее выдающихся философов Древней Греции, является Платон (428-347 до н.э.), привнесший значительный вклад в развитие многих отраслей человеческого знания. Живший в IV веке до нашей эры Платон стал свидетелем глубокого кризиса и упадка полисной системы Древней Эллады. Эволюция форм хозяйственной деятельности в сторону преобладания крупного землевладения, развитие и усложнение товарно-денежных отношений, усиление имущественных контрастов в обществе подрывает устои полиса, базисом которого являются мелкое и среднее землевладение, натуральные формы хозяйствования. Дальнейшему упадку полиса как оригинальной системы государственного устройства способствовало стремление Афин превратить своих союзников в подданных, ограничение свободы их торговли, увеличение числа податей, взимаемых с импортируемых товаров, борьба Афин со Спартой за гегемонию в Греции, приведшая к кровопролитной Пелопонесской войне (431-404 гг. до н.э.). Поражение Афин в войне со всей очевидностью обнажило дальнейшую нежизнеспособность полисной системы государственного устройства. В создавшихся условиях кризиса «полисной демократии» как основы государственной стабильности Древней Эллады Платон создает социально-экономическую концепцию «нового» (или «идеального») государства, нашедшую отражение в двух проектах – «Государство» и «Законы» Главным пороком любого государственного образования Платон считает отсутствие единства, выделяя в любой стране, при любой форме правления два внутренних «государства» - богатых и бедных. Указанное неравенство неистребимо, так как коренится в природе людей, обладающих различными способностями и талантами. Из указанного положения Платон делает вывод, что каждый человек от природы приспособлен к выполнению одного дела и должен заниматься только им, что при меньших затратах человеческих сил приведет к увеличению количества производимой продукции. По мнению Платона, «работник приспосабливается к делу, а не дело к работнику»2. Проананализированный с точки зрения потребительской стоимости принцип разделении труда был положен философом в основу его концепции «идеального государства». Данное положение позволило Платону выделить три основных сословия, из которых должно состоять государство: правители (философы), стражи (воины) и чернь (земледельцы, ремесленники и торговцы). Именно разделение труда связывает людей в общество и позволяет разрешить противоречие между разнообразием потребностей и ограниченностью способностей каждого отдельно взятого человека. Платон подчеркивает особо важную роль аристократического сословия философов и сословия воинов в обеспечении общественных интересов. Эти сословия, олицетворяя аппарат управления «идеального государства», не должны обладать собственностью и обременять себя хозяйством. Их материальное обеспечение, по уравнительному принципу, должно стать общественным. Платон предлагал философам и стражам полностью отказаться от собственности, жить в лагерях, совместно питаться, не иметь индивидуальных жен. Производство всех благ ложилось на плечи «третьего сословия», обладающего и распоряжающегося собственностью. Рабы приравнивались к собственности свободных граждан. В указанной концепции «идеального государства» Платон уделяет особое внимание роли торговли и денег, подчеркивая необходимость торговли как механизма, обсуживающего разделение труда между городом и деревней. По мнению Платона, деньги выполняют функцию меры стоимости и средства обращения, т.е. необходимы исключительно для обмена. Платон выступает против торговли в кредит, что позволяет отметить отрицание философом использования денег как средства платежа. В целом, анализ первой модели государства Платона позволяет увидеть присущий философу антидемократизм (демократия – «анархический», «испорченный строй»3), стремление к реставрации олигархических порядков V века до н.э. Также необходимо отметить, что Платон отстаивал необходимость сохранения натуральных форм хозяйственных отношений и считал рабовладение неотъемлемой составляющей современного ему общества. В условиях значительного влияния крупной земельной аристократии в греческом обществе оригинальный проект Платона не мог найти признания – слишком утопичной являлась мысль о полном отказе от собственности. Именно поэтому Платон создает обновленную, усовершенствованную модель «идеального государства», описывая её в фундаментальном труде «Законы». Обновленная модель государства содержит развернутую аргументацию в части осуждения ростовщичества; обоснование ведущей роли земледелия по сравнению с ремеслом и торговлей. Особое внимание уделяется аппарату управления, т.е. гражданам высших сословий, которые, согласно новой модели, будут наделены правом владения и пользования, предоставляемым им по жребию государственным домом и наделом (неполное право собственности). Также проектом оговаривалась возможность последующей передачи земли по наследству на тех же условиях одному из детей и требование, чтобы ценность общего имущества граждан разнилась не более чем в четыре раза. В работе «Законы» Платон детализирует принципы организации новых городов, находящихся в центре государственных образований (аналог полисной системы), строго определяя даже их географическое положение – «16 километров от морского побережья», «местность скорее гористая, нежели равнинная». Территория «государств» должна быть разделена на 12 равноценных по экономической значимости частей. Платон определяет точное количество хозяйств, обеспеченных земельными наделами – 5070, указывая на неизменность числа и величины наделов. При условии, что верховный собственник земли – государство, хозяйствующие субъекты вправе передавать землю по наследству одному из сыновей. Стоимость одного надела является пределом бедности и не может быть уменьшена4. В условиях развития торговли, занимающей все более значительное место в жизни общества, выходящей за пределы Эллады, Платон уделяет внимание и регламентации товарно-денежных отношений. По мнению философа, граждане не должны владеть драгоценными металлами, но для внутреннего обращения предполагались монеты государственного образца. Платон продолжал отрицать ростовщичество, покупку товаров в кредит. В целом, признавая мелкую торговлю необходимой, Платон рекомендовал полностью поставить её под контроль государства, устанавливая пределы колебания цен, списки импортируемых и экспортируемых товаров. «Законы» Платона, являясь усовершенствованной моделью «идеального государства», по ряду позиций представляли собой компромисс между консервативными взглядами философа и все более усложнявшейся экономической активностью общества. В целом, анализируя социально-экономические модели государственного устройства, описанные в трудах философа, представляется возможным указать на присущий Платону антидемократизм как обратную реакцию общества на явную нежизнеспособность системы полисной демократии. Социально-экономические взгляды Платона, в целом, консервативны: философ недооценивал роль торговли и функциональную значимость денежной массы, ратовал за натуральный тип ведения хозяйства, отстаивал необходимость рабства. Основополагающей идеей государственного устройства, по мнению Платона, является идея справедливости, что в полной мере отвечает идеалистической мировоззренческой концепции ученого. Следствием последнего являются и присущие Платону особенности методологии: ряд экономических дефиниций анализируется посредством нравственно-этических категорий. Подводя итог, необходимо отметить, что экономические взгляды Платона можно признать первой попыткой создания упорядоченных моделей социально-экономического устройства.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.