27 мар. 2012 г.
Home »
» Сущность и критерии малого предпринимательства.
Сущность и критерии малого предпринимательства.
Финансы - система экономических отношений, в процессе которых происходят формирование, распределение и использование централизованных и нецентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач хозяйствующего субъекта и обеспечения условий расширенного воспроизводства и удовлетворения социальных потребностей персонала. Упрощая вышесказанное, можно сказать, финансы субъектов хозяйствования, в частности малых предприятий, представляют собой денежные отношения, связанные с формированием и распределением финансовых ресурсов, которые формируются за счет таких источников, как: собственные и приравненные к ним средства; мобилизуемые на финансовом рынке как результат операций с ценными бумагами; поступающие в порядке перераспределения [5, с.24].
Финансы - это не сами деньги, а денежные отношения, посредством которых происходит распределение и перераспределение стоимости валового общественного продукта. В результате формируются денежные доходы и накопления у предприятий и государства, которые используются на расширенное воспроизводство и удовлетворение социальных и иных потребностей общества [12, с.56].
Сущность финансов как экономической категории отражается в их функциях. В финансовой литературе сложились две основные позиции по этому вопросу.
1.Финансы предприятий выполняют 2 функции: распределительную и контрольную.
2. Финансы имеют 3 функции: образование доходов (накопление капитала; осуществление расходов (распределительная); контроль эффективности [21, с.38].
Вторая позиция более широко толкует распределительную функцию.
Посредством финансового механизма происходит распределение финансов, то есть формирование фондов денежных средств и их использование по целевому назначению (уставный фонд, фонд развития производства, фонд материального поощрения, резервный фонд и т.д.).
Контролирующая функция финансов позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в соответствующие фонды, эффективно ли они используются. Инструментом реализации контрольной функции финансов выступает финансовая информация. Она заключается в финансовых показателях, которые содержатся в бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности предприятия. Финансовые показатели позволяют увидеть различные стороны работы предприятия и оценить результаты хозяйственной деятельности.
Таким образом, по экономической сущности финансы предприятий представляют собой денежные отношения по формированию и использованию денежных доходов и фондов предприятий.
Материальным носителем финансовых отношений являются финансовые ресурсы, которые находятся в распоряжении предприятий и предназначены для удовлетворения его производственных и социальных потребностей. Финансовые ресурсы представлены в форме прибыли, налогов, взносов на социальное страхование, резервных и страховых фондов [17, с.152].
Как явствует из самого определения, «малое предпринимательство» – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных, установленных законами, государственными органами или другими представительными организациями критериях (показателях), конституциирующих сущность этого понятия.
Как показывает мировая и отечественная практика, основным критериальным показателем, на основе которого предприятия (организации) различных организационно-правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии (организации). В ряде научных работ под малым предпринимательством понимается деятельность, осуществляемая относительно небольшой группой лиц, или предприятия, управляемые одним собственником. Как правило, наиболее общими критериальными показателями, на основе которых субъекты хозяйственной деятельности относятся к субъектам малого предпринимательства, является численность персонала (занятых работников), размер уставного капитала, величина активов, объем оборота (прибыли, дохода. Наиболее часто применяемыми критериями являются следующие: средняя численность занятых на предприятии работников, ежегодный оборот, полученный предприятием, как правило, за год, и величина активов.
В российской практике существование малого предпринимательства было разрешено в 1988 г. В этот период к числу малых отнесли государственные предприятия, на которых среднее число ежегодно занятых не превышало 100 чел.
Принцип отнесения предприятия к малому по численности работников сохранился и в российском законодательстве. Первоначально этот критерий определен постановлением Совета Министров РСФСР «О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР» от 18 июля 1991 г. № 406[1], а затем Указом Президента Российской Федерации «О некоторых изменениях в налогообложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней» от 22 декабря 1993 г. № 2270 [2]. Показатели численности занятых практически не изменились, за исключением непроизводственной сферы, где численность работников не должна превышать 15 чел. Но при этом в соответствии с постановлением Комитета Российской Федерации по статистике «Об утверждении единовременной государственной статистической отчетности о деятельности малых предприятий»[4] малыми считались предприятия всех отраслей экономики независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, имеющие среднесписочную численность Работников: в промышленности, строительстве и на транспорте - 50 чел.; в сельском хозяйстве и в инновационной деятельности - 30 чел.; в науке и научном обслуживании - 15 чел.; в розничной торговле, общественном питании и бытовом обслуживании - 15 чел.; в оптовой торговле, остальных отраслях и других видах деятельности - до 25 чел. [7,с.504]. Такое расхождение в количественном определении показателей не могло не сказать¬ся на результатах статистической отчетности.
В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ [3] под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней:
в промышленности - 100 чел.; в строительстве - 100 чел.; на транспорте - 100 чел.; в сельском хозяйстве - 60 чел.; в научно-технической сфере - 60 чел.; в оптовой торговле - 50 чел.; в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел.; в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 чел.
В Федеральном Законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица.
Итак, российским законодательством установлен один из важнейших показателей, на основе которого предприятия (организации) относятся к субъектам малого предпринимательства, - это численность работающих. Поэтому правильность определения численности работающих на предприятии имеет первостепенное значение как для отнесения предприятия к категории субъекта предпринимательства, так и для получения им права на соответствующую поддержку.
В соответствии с законодательством средняя за отчетный период численность работающих малого предприятия определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по договорам гражданско-правового характера и по совместительству с учетом реально отработанного времени, а также работников представительств, филиалов и других подразделений указанного юридического лица.
0 коммент.:
Отправить комментарий