30 мар. 2012 г.
Home »
» Буддизм
Буддизм
Буддизм - одна из трех мировых религий, наряду с Христианством и Исламом. Возникла в Индии в VI-V вв. до н.э. в областях добрахманистской культуры. Ее основателем считается Сиддхартха Гаутама (623-544 г. до н.э.), происходивший, по преданию, из царского рода племени Шакьев в Северной Индии. Поэтому одно из его имен - Шакьямуни, (отшельник, мудрец из Шакьев). Буддизм быстро распространился по всей Индии и достиг расцвета в V веке до н.э. - V веке н.э. Буддизм оказал большое влияние на возрождавшийся из брахманизма индуизм, однако был вытеснен индуизмом и к XII веку н.э. практически исчез из Индии. Основной причиной этого стало противопоставление идей буддизма освященному брахманизмом кастовому строю. Однако к этому времени буддизм уже распространился в Юго-Восточной и Центральной Азии, через Тибет проник в Китай, а оттуда в Японию (дзен-буддизм – японская форма т.н. чань-буддизма). Уже в первые столетия своего существования буддизм разделился на 18 сект, разногласия между которыми и привели в начале нашей эры к разделению буддизма на две ветви: Махаяну ("широкий путь") и Хинаяну ("узкий путь"). Особенно многочисленны приверженцы направлений имеющих своим основанием Тибетскую Махаяну. Эти направления собирательно называют "Северным" буддизмом (т.к. оно распространено к северу от Индии). Хинаяна же утвердилась в основном в юго-восточных странах и получила название "Южного" буддизма.
В нашей стране буддизм, точнее его разновидность – ламаизм, официально был признан в России в 1741 г., указом императрицы Елизаветы Петровны. С тех пор он является традиционным вероучением, например, в Бурятии, Туве или в Калмыкии. Однако в последние годы буддийские общины возникли в Москве, Санкт-Петербурге и во многих других крупных городах России. С конца XIX — начала XX в. последователи буддизма появились в странах Европы и в США: на сегодняшний день там представлены практически все сколько-нибудь значительные направления и школы, существующие на Востоке. Общую численность буддистов в мире определить трудно. Примерные цифры - около 400 млн. мирян, исповедующих буддизм, и около 1 млн. монахов и монахинь.
Буддизм это и Вероучение, и философия, и культурная Традиция. В центре буддизма - учение о "четырех благородных истинах": существует страдание, его причина, состояние освобождения и путь к нему. Страдание и освобождение понимаются и как субъективные состояния и, одновременно, как некая космическая реальность. Страдание в буддизме эквивалентно желанию и связывается с пульсацией дхарм. Понятие Дхармы (также как Колеса Сансары, Нирваны, идея реинкарнации и пр.) буддизм унаследовал из индийской философии. Оно имеет несколько значений, это: 1) вечный моральный закон (абсолют); 2) нравственно-социальные установления - в этом смысле каждый человек имеет свою Дхарму (задачу, долг); 3) в буддизме - это и первичные элементы жизнедеятельности индивидуума. Освобождение понимается как выход из Сансары - череды воплощений, прекращение "волнения дхарм", достижение Нирваны - состояния несвязности индивидуума с внешним миром. Возникнув более двух с половиной тысяч лет назад в Индии как религиозно-философское учение, буддизм создал уникальную по масштабности и разнообразию каноническую литературу и многочисленные религиозные институты. Возможность широкой интерпретации философских положений буддизма содействовала его ассимиляции с культурами, религиями, идеологиями разных стран, что позволило ему проникнуть во все сферы общественной жизни.
В зависимости от точки зрения буддизм можно рассматривать как религию, философию, идеологию, как культурный комплекс и образ жизни. Поэтому без изучения буддизма невозможно правильно и всесторонне понять социально-политические, этические и другие процессы восточных обществ, в которых были и существуют ныне буддийские общины. Даже в настоящее время там, где буддизм имеет влияние, его приверженцы зачастую уважают религиозные традиции, авторитет монахов, и деревенских старейшин больше, чем законы и институты своего государства. В этом кроется огромная потенциальная сила буддизма.
0 коммент.:
Отправить комментарий