29 мар. 2012 г.

Учение об универсалиях в средневековой философии.

Одним из важных философских вопросов, был вопрос об отношении общего к единичному. Спор по этому вопросу известен как спор о универсалиях, т. е. о природе общих родов и понятий. Существует 2 основных решения этого вопроса. 1. общие роды (универсалии) существуют реально, независимо от человека – реализм (Иоанн Скот Эриугена, Фома Аквинский). 3 вида существования универсалий (троякость существования): “До вещей” в божьем разуме, “в самих вещах” как их сущность или формы и “после вещей” – в человеком разуме как результат абстракции – умеренный реализм (существует и крайний реализм – общее существование только вне вещей – Ансельм). П. Абеляр – существуют только един. вещи. Но они могут быть сходны между собой, на этом сх. и основ. возможность универсалий. Когда мы утверждаем что-то по отношению к многим вещам, наше утверждение относится не к вещ., а к слову (это номинализм). Но наряду с этим он предполагает реальность общих понятий в уме бога. Это образцы, по к-ым бог творит вещи. 2. Универсалии не существуют реально, независимы от человека. Существует только индивидуальное и только оно м/быть предметом познания – номинализм. Представитель Уильям Оккам. Задача знания - постижение частного, единичного. Общее существует только в уме человека. В самих вещах нет ни общего ни единичного. И то и др. присуще только нашему способу рассмотрения одной и той же вещи. Для объяснения перехода мысли к общему О. вводит понятие интенции, т.е. о направленности мысли, о логических и психологических актах или знаках. Все общие понятия - это знаки, логически обозначающие многие объекты. Активное обсуждение категории бытия Бога, вывело философию на еще одну, актуальную философию проблему – проблему соотношения общих абстрактных понятий, так называемых универсалий. Философы давно заметили, что чел воспринимает органами чувств только единичные вещи. Но вместе с тем в нашей речи и мышлении большую роль играют и общие понятия – универсалии, в к-ых выражаются общие св-ва предметов: человек (вообще), животное, овощи, фрукты. В ходе обсуждения смысла и значения понятий общего и конкретного сформировались основные течения средневек.философии: номинализм и реализм.
Share:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.