10 мар. 2012 г.
Home »
» Государственный долг.
Государственный долг.
Задолженность правительственных органов владельцам государственных ценных
бумаг накапливается и превращается в государственный долг. Его приходится выплачи-
вать с процентами. Говорят, что сегодняшние государственные займы — это завтрашние
налоги. Некоторые налогоплательщики являются владельцами государственных ценных
бумаг. Они получают: проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, кото-
рые частично идут на выплату государственных займов. Как правило, из текущих бюд-
жетных доходов не удается полностью выплачивать проценты и в срок погашать госу-
дарственные займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают все к
новым займам; покрывая старые долги, они делают еще большие новые.
Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, а также кратко-
срочный (до одного года), среднесрочный (от одного года до пяти лет) и долгосрочный
(свыше пяти лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре
приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую задолжен-
ность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов на проценты. Госу-
дарственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную за-
долженность, т.е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок вы-
плату основной суммы и ограничившись ежегодной выплатой процентов. В ряде стран
существуют специальные управления государственного долга при министерстве финан-
сов, которые осуществляют погашение и консолидацию старых долгов и привлечение
новых заемных средств. Выплата процентов по долгу и постепенное погашение основ-
ной суммы его называется обслуживанием долга (задолженности).
Внешний государственный долг – это долг иностранным государствам, организациям
и лицам. Этот вид долга ложится на страну наибольшим бременем, так как для его по-
гашения государство должно отдавать какие-нибудь ценные вещи, оказывать опреде-
лённые услуги.
Внутренний долг государства – долг своему населению – приводит, прежде всего, к
перераспределению доходов внутри страны. Утечки товаров и услуг обычно не проис-
ходит, но возникают определённые изменения в экономической жизни, последствия ко-
торых могут быть весьма значительными.
Предметом особого внимания является внешний долг. Если платежи по нему состав-
ляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны,
например 20-30%, то привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно. Их пре-
доставляют неохотно и под более высокие проценты, требуя залогов или особых пору-
чительств. [4; 387]
Обычно правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не
попасть в положение безнадёжных должников, так как это ограничивает доступ к зару-
бежным финансовым ресурсам. Для этого возможно несколько путей.
1. Выплата долгов за счёт золотовалютных резервов.
2. Консолидация внешнего долга, которая означает превращение краткосрочной и
среднесрочной задолженности в долгосрочную, т.е. перенос предстоящих в скором
времени платежей на отдалённое будущее.
3. Сокращение внешнего долга путём конверсии – превращение его в долгосрочные
иностранные инвестиции.
4. Обращение страны должника, попавшей в тяжёлое положение, к международным
банкам – региональным, Всемирному банку. [4; 388]
0 коммент.:
Отправить комментарий