10 мар. 2012 г.

Государственный долг.

Задолженность правительственных органов владельцам государственных ценных бумаг накапливается и превращается в государственный долг. Его приходится выплачи- вать с процентами. Говорят, что сегодняшние государственные займы — это завтрашние налоги. Некоторые налогоплательщики являются владельцами государственных ценных бумаг. Они получают: проценты по этим бумагам и одновременно платят налоги, кото- рые частично идут на выплату государственных займов. Как правило, из текущих бюд- жетных доходов не удается полностью выплачивать проценты и в срок погашать госу- дарственные займы. Постоянно нуждаясь в средствах, правительства прибегают все к новым займам; покрывая старые долги, они делают еще большие новые. Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний, а также кратко- срочный (до одного года), среднесрочный (от одного года до пяти лет) и долгосрочный (свыше пяти лет). Наиболее тяжелыми являются краткосрочные долги. По ним вскоре приходится выплачивать основную сумму с высокими процентами. Такую задолжен- ность можно пролонгировать, но это связано с выплатой процентов на проценты. Госу- дарственные органы стараются консолидировать краткосрочную и среднесрочную за- долженность, т.е. превратить ее в долгосрочные долги, отложив на длительный срок вы- плату основной суммы и ограничившись ежегодной выплатой процентов. В ряде стран существуют специальные управления государственного долга при министерстве финан- сов, которые осуществляют погашение и консолидацию старых долгов и привлечение новых заемных средств. Выплата процентов по долгу и постепенное погашение основ- ной суммы его называется обслуживанием долга (задолженности). Внешний государственный долг – это долг иностранным государствам, организациям и лицам. Этот вид долга ложится на страну наибольшим бременем, так как для его по- гашения государство должно отдавать какие-нибудь ценные вещи, оказывать опреде- лённые услуги. Внутренний долг государства – долг своему населению – приводит, прежде всего, к перераспределению доходов внутри страны. Утечки товаров и услуг обычно не проис- ходит, но возникают определённые изменения в экономической жизни, последствия ко- торых могут быть весьма значительными. Предметом особого внимания является внешний долг. Если платежи по нему состав- ляют значительную часть поступлений от внешнеэкономической деятельности страны, например 20-30%, то привлекать новые займы из-за рубежа становится трудно. Их пре- доставляют неохотно и под более высокие проценты, требуя залогов или особых пору- чительств. [4; 387] Обычно правительства стран-должников принимают все возможные меры, чтобы не попасть в положение безнадёжных должников, так как это ограничивает доступ к зару- бежным финансовым ресурсам. Для этого возможно несколько путей. 1. Выплата долгов за счёт золотовалютных резервов. 2. Консолидация внешнего долга, которая означает превращение краткосрочной и среднесрочной задолженности в долгосрочную, т.е. перенос предстоящих в скором времени платежей на отдалённое будущее. 3. Сокращение внешнего долга путём конверсии – превращение его в долгосрочные иностранные инвестиции. 4. Обращение страны должника, попавшей в тяжёлое положение, к международным банкам – региональным, Всемирному банку. [4; 388]
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.