20 мар. 2012 г.

Понятие договора финансовой аренды.

1. История возникновения финансовой аренды. Как свидетельствует история, впервые финансовый лизинг как долгосрочная аренда имущества, (машин, оборудования, сооружений и т.д.) был осуществлен в 1877 году, когда американская телефонная компания Белл решила не продавать свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду. Однако имеются серьезные осно- вания полагать, что идея лизинга была заимствована. Лизинговые сделки заключа- лись еще задолго до новой эры в древнем государстве Шумер. В литературе имеют- ся также ссылки на Аристотеля, который, по мнению историков, коснулся идеи ли- зинга в трактате «Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности», написанном около 350г. до новой эры 1. Документальное упоминание о лизинге от- носится к 1066г., когда Вильгельм Завоеватель «арендовал» у нормандских судов- ладельцев корабли для вторжения на Британские острова. В XI веке в Венеции так- же существовали сделки, схожие с лизинговыми операциями: местные жители сда- вали в аренду судовладельцам очень дорогие по тем временам якоря. По окончании плавания они возвращались к владельцам, которые в свою очередь снова их одал- живали. Наконец, в 1248 году была зарегистрирована первая официальная лизинго- вая сделка – крестоносцы, готовясь к очередному походу «за гроб Господень», по- лучили, таким образом, себе амуницию. 2 Первой компанией, сделавшей лизинговые операции основной деятельно- стью, стала американская «Юнайтед Стейтс лизинг корпорейшн», созданная в 1952 году в Сан-Франциско и, таким образом, США стали родиной нового бизнеса. В Ев- ропе первые финансовые лизинговые общества появились в конце 50-х, начале 60-х годов. В лизинг стали активно передавать средства производства, что привело к на- стоящей революции в арендных отношениях. В Советском Союзе подобный род деятельности не был известен. Лишь во время второй мировой войны США «познакомили» наших граждан с этим понятием (land – lease) с помощью своих поставок оружия, продовольствия, медикаментов и т.п. Общий объем американской помощи союзникам по коалиции составил более 49 млрд. долларов. Однако после 1945 года более чем на четыре десятилетия пути ли- зинга и советской экономики расходятся самым кардинальным образом. До начала 90-х годов финансовая аренда в России применялась в ограничен- ных масштабах и в основном советскими внешнеторговыми организациями для приобретения и реже реализации современных машин и оборудования по междуна- родным контрактам. Лизинговыми операциями пользовалась в СССР В/О «Сов- фрахт, которое занималось фрахтованием морских судов на условиях «бербоут – чартер» ( разновидность лизинговой операции». 1 На условиях лизинга в 1990 году Аэрофлот приобрел первые западноевро- пейские Аэробусы А-130. В первой половине 90-х годов при активном участии банковского капитала стали появляться первые советские лизинговые компании. Одни из них, как Балтий- ский лизинг и Лизингбизнес, продолжают работать на лизинговом рынке, другие прекратили свое существование. У нас в стране большинство лизинговых компаний создано при непосредственном участии банков: Балтийский Лизинг, Лизингбизнес, Интеррослизинг, РГ Лизинг и др. Для поддержки отраслей промышленности образованы отраслевые лизинго- вые компании: Аэролизинг, Лизингуголь, Росстанкоминструмент, Росагроснаб. Эти компании в большей мере финансируются за счет бюджетных средств. В создании лизинговых компаний участвуют и муниципальные власти. Так, Московским правительством созданы: Московская лизинговая компания – для поддержки малого бизнеса; Московская промышленная лизинговая компания - для модернизации основных средств московской промышленности; Лизинговая компания «Ликострой» - для улучшения обеспечения предприятий строительного комплекса Москвы современными средствами, механизации. В 1994 году лизинговые компании России для защиты своих интересов и представления их в органах государственной и исполнительной власти, междуна- родных организаций объединились в Российскую Ассоциацию лизинговых компа- ний (Рослизинг). Цель Ассоциаций координация деятельности организаций, входя- щих в ее состав, а также представление и защита общих имущественных интересов и прав ее членов. Членами ассоциации стали ведущие компании в Москве, Примо- рье, Сибири, на Урале и Поволжье. В 1996 году была проведена 1-я Международная конференция «Лизинг и де- ловое сотрудничество – 96», в работе которой приняло участие около 100 предста- вителей зарубежных компаний, банков, предприятий и организаций, которая позво- лила дать оценку состояние лизинга в России и наметить перспективу дальнейшего развития. В 1997 году Ассоциация провела 2-ю международную конференцию, на которой обсуждались вопросы развития лизинга в России и странах СНГ. В состав Российской ассоциации лизинговых компаний входят 47 ведущих в стране лизинговых компаний, банков, страховых обществ и консалтинговых фирм. Базируясь на имеющейся и разрабатываемой правовой базе межгосударст- венного лизинга, национальные лизинговые ассоциации Белоруссии – Беллизинг, России – Рослизинг и Украины – Укрлизинг ведут активную работу по подготовке учредительных документов и необходимых организационных условий для создания Лизинговой конфедерации Содружества Независимых Государств, которая в каче- стве основной цели деятельности, мобилизовала бы основные образующиеся у нее свободные средства на наиболее эффективное содействие развитию межгосударст- венного лизинга в Содружестве Независимых Государств, т.к. осуществление ско- ординированных действий и мер законодательного, нормативного и организацион- ного обеспечения межгосударственного лизинга позволит сделать его эффективным инвестиционным механизмом развития стран Содружества, будет способствовать усилению их интеграционных связей. Актуальность развития лизинга в России, включая формирование лизингового рынка СНГ, обусловлена прежде всего небла- гоприятным состоянием парка оборудования (значительный удельный вес морально устаревшего оборудования, и низкая эффективность его использования, необеспе- ченность запасными частями). Одним из вариантов решения этих проблем может быть лизинг, который объединяет элементы внешнеторговых инвестиционных и кредитных операций. По данным Государственной регистрационной палаты в 1990 году в России зарегистрированы две лизинговые компании, в 1993-ем – десять, в мае 1997 - 536 российских и 51 зарубежных компаний имели лицензии на право ве- дения этого вида деятельности. Однако, несмотря на столь обнадеживающие об- стоятельства, до 90% потенциальных российских клиентов все еще весьма слабо представляют себе, как работает лизинговая схема и что необходимо для получения чего бы там ни было в лизинг.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.