20 мар. 2012 г.
Home »
» Понятие договора финансовой аренды.
Понятие договора финансовой аренды.
1. История возникновения финансовой аренды.
Как свидетельствует история, впервые финансовый лизинг как долгосрочная
аренда имущества, (машин, оборудования, сооружений и т.д.) был осуществлен в
1877 году, когда американская телефонная компания Белл решила не продавать
свои телефонные аппараты, а сдавать их в аренду. Однако имеются серьезные осно-
вания полагать, что идея лизинга была заимствована. Лизинговые сделки заключа-
лись еще задолго до новой эры в древнем государстве Шумер. В литературе имеют-
ся также ссылки на Аристотеля, который, по мнению историков, коснулся идеи ли-
зинга в трактате «Богатство состоит в пользовании, а не в праве собственности»,
написанном около 350г. до новой эры 1. Документальное упоминание о лизинге от-
носится к 1066г., когда Вильгельм Завоеватель «арендовал» у нормандских судов-
ладельцев корабли для вторжения на Британские острова. В XI веке в Венеции так-
же существовали сделки, схожие с лизинговыми операциями: местные жители сда-
вали в аренду судовладельцам очень дорогие по тем временам якоря. По окончании
плавания они возвращались к владельцам, которые в свою очередь снова их одал-
живали. Наконец, в 1248 году была зарегистрирована первая официальная лизинго-
вая сделка – крестоносцы, готовясь к очередному походу «за гроб Господень», по-
лучили, таким образом, себе амуницию. 2
Первой компанией, сделавшей лизинговые операции основной деятельно-
стью, стала американская «Юнайтед Стейтс лизинг корпорейшн», созданная в 1952
году в Сан-Франциско и, таким образом, США стали родиной нового бизнеса. В Ев-
ропе первые финансовые лизинговые общества появились в конце 50-х, начале 60-х
годов. В лизинг стали активно передавать средства производства, что привело к на-
стоящей революции в арендных отношениях.
В Советском Союзе подобный род деятельности не был известен. Лишь во
время второй мировой войны США «познакомили» наших граждан с этим понятием
(land – lease) с помощью своих поставок оружия, продовольствия, медикаментов и
т.п. Общий объем американской помощи союзникам по коалиции составил более 49
млрд. долларов. Однако после 1945 года более чем на четыре десятилетия пути ли-
зинга и советской экономики расходятся самым кардинальным образом.
До начала 90-х годов финансовая аренда в России применялась в ограничен-
ных масштабах и в основном советскими внешнеторговыми организациями для
приобретения и реже реализации современных машин и оборудования по междуна-
родным контрактам. Лизинговыми операциями пользовалась в СССР В/О «Сов-
фрахт, которое занималось фрахтованием морских судов на условиях «бербоут –
чартер» ( разновидность лизинговой операции». 1
На условиях лизинга в 1990 году Аэрофлот приобрел первые западноевро-
пейские Аэробусы А-130.
В первой половине 90-х годов при активном участии банковского капитала
стали появляться первые советские лизинговые компании. Одни из них, как Балтий-
ский лизинг и Лизингбизнес, продолжают работать на лизинговом рынке, другие
прекратили свое существование. У нас в стране большинство лизинговых компаний
создано при непосредственном участии банков: Балтийский Лизинг, Лизингбизнес,
Интеррослизинг, РГ Лизинг и др.
Для поддержки отраслей промышленности образованы отраслевые лизинго-
вые компании: Аэролизинг, Лизингуголь, Росстанкоминструмент, Росагроснаб. Эти
компании в большей мере финансируются за счет бюджетных средств.
В создании лизинговых компаний участвуют и муниципальные власти. Так,
Московским правительством созданы:
Московская лизинговая компания – для поддержки малого бизнеса;
Московская промышленная лизинговая компания - для модернизации основных
средств московской промышленности;
Лизинговая компания «Ликострой» - для улучшения обеспечения предприятий
строительного комплекса Москвы современными средствами, механизации.
В 1994 году лизинговые компании России для защиты своих интересов и
представления их в органах государственной и исполнительной власти, междуна-
родных организаций объединились в Российскую Ассоциацию лизинговых компа-
ний (Рослизинг). Цель Ассоциаций координация деятельности организаций, входя-
щих в ее состав, а также представление и защита общих имущественных интересов
и прав ее членов. Членами ассоциации стали ведущие компании в Москве, Примо-
рье, Сибири, на Урале и Поволжье.
В 1996 году была проведена 1-я Международная конференция «Лизинг и де-
ловое сотрудничество – 96», в работе которой приняло участие около 100 предста-
вителей зарубежных компаний, банков, предприятий и организаций, которая позво-
лила дать оценку состояние лизинга в России и наметить перспективу дальнейшего
развития. В 1997 году Ассоциация провела 2-ю международную конференцию, на
которой обсуждались вопросы развития лизинга в России и странах СНГ.
В состав Российской ассоциации лизинговых компаний входят 47 ведущих в
стране лизинговых компаний, банков, страховых обществ и консалтинговых фирм.
Базируясь на имеющейся и разрабатываемой правовой базе межгосударст-
венного лизинга, национальные лизинговые ассоциации Белоруссии – Беллизинг,
России – Рослизинг и Украины – Укрлизинг ведут активную работу по подготовке
учредительных документов и необходимых организационных условий для создания
Лизинговой конфедерации Содружества Независимых Государств, которая в каче-
стве основной цели деятельности, мобилизовала бы основные образующиеся у нее
свободные средства на наиболее эффективное содействие развитию межгосударст-
венного лизинга в Содружестве Независимых Государств, т.к. осуществление ско-
ординированных действий и мер законодательного, нормативного и организацион-
ного обеспечения межгосударственного лизинга позволит сделать его эффективным
инвестиционным механизмом развития стран Содружества, будет способствовать
усилению их интеграционных связей. Актуальность развития лизинга в России,
включая формирование лизингового рынка СНГ, обусловлена прежде всего небла-
гоприятным состоянием парка оборудования (значительный удельный вес морально
устаревшего оборудования, и низкая эффективность его использования, необеспе-
ченность запасными частями). Одним из вариантов решения этих проблем может
быть лизинг, который объединяет элементы внешнеторговых инвестиционных и
кредитных операций. По данным Государственной регистрационной палаты в 1990
году в России зарегистрированы две лизинговые компании, в 1993-ем – десять, в
мае 1997 - 536 российских и 51 зарубежных компаний имели лицензии на право ве-
дения этого вида деятельности. Однако, несмотря на столь обнадеживающие об-
стоятельства, до 90% потенциальных российских клиентов все еще весьма слабо
представляют себе, как работает лизинговая схема и что необходимо для получения
чего бы там ни было в лизинг.
0 коммент.:
Отправить комментарий