26 мар. 2012 г.

Бюджетная политика Российской Федерации и направления её совершенствования

Бюджетная политика на современном этапе формируется исходя из задач по обеспечению экономического роста. Продолжится принятие мер по созданию благоприятных условий для бизнеса, и в первую очередь благодаря мерам бюджетной политики. Это позволит снизить динамику чистого оттока частного капитала, а значит, больше инвестиций останется в России, что будет способствовать экономическому росту. Продолжение экономического роста будет стимулироваться снижением налогового бремени. В условиях снижения налоговой нагрузки предусматривается ограничение расходов бюджета. Темп роста непроцентных расходов, т.е. расходов без учета средств по обслуживанию долга, предусматривается в пределах, не превышающих темпы экономического роста. Следующая задача бюджетной политики – создание надежной защиты бюджета от изменений внешней конъюнктуры. Планируется сформировать новый механизм дополнительных изъятий средств, получаемых в результате благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. Формируется стабилизационный фонд вместо существующего в настоящее время финансового резерва. Основное отличие стабилизационного фонда от финансового резерва заключается в наличии собственных источников механизма его формирования, а также особого порядка его расходования. Важнейшей составляющей бюджетной политики является дальнейшее совершенствование межбюджетных отношений. Несмотря на проведенные в 1990-х гг. реформы, сложившаяся в России система межбюджетных отношений не в полной мере отвечает основополагающим принципам бюджетного федерализма и стратегии развития страны на долгосрочную перспективу. По уровню децентрализации бюджетных ресурсов России практически не уступает большинству федеративных государств, однако формально сохраняет крайне высокую, даже по маркам унитарных государств, централизацию налогово-бюджетных полномочий. Тем не менее, региональные и особенно местные бюджеты перегружены обязательствами, возложенными на них федеральным законодательством без предоставления источников финансирования («нефинансируемые федеральные мандаты»). Более 90% налоговых доходов территориальных бюджетов формируется за счет отчислений от федеральных налогов. Зависимость региональных и местных бюджетов от ежегодно устанавливаемых пропорций (нормативов) расщепления федеральных налогов подрывает стимулы к проведению структурных реформ, привлечению инвестиций, развитию налогового потенциала территорий и повышению собираемости налогов. Все это приводит к неэффективному использованию бюджетных ресурсов, сокращению объема и качества бюджетных услуг, подрыву предпосылок для устойчивого экономического роста, усложнению условий для проведения структурных реформ, искажению условий равной конкуренции, ухудшению предпринимательского и инвестиционного климата, дальнейшему усилению межрегиональных диспропорций. В рамках общей стратегии развития России на среднесрочную перспективу необходимо перейти на качественно новый этап реформирования системы межбюджетных отношений. В научных исследованиях последних лет, посвященных развивающимся или переходным экономикам, получила распространение концепции федерализма, сохраняющего рынок, или федерализма, создающего рынок, основные положения которой сводятся к следующему: • обеспечению закрепленной в законодательстве автономии региональных и местных властей с четким разграничением налоговых и расходных полномочий; • определению расходных обязательств субнациональных властей, в том числе законодательных гарантий в автономии в их финансировании за счет достаточной для этого собственной налоговой базы; • передаче с регионального на федеральный уровень дополнительных доходов и расходных обязательств с постепенной децентрализацией финансовых ресурсов в средне- и долгосрочной перспективе; • созданию правовой базы для введения института банкротства и внешнего финансового управления субнациональных бюджетов; • реформе политики трансфертов с целью повышения ее прозрачности мобильности; • обеспечению федеральными властями свободы торговли и мобильности факторов производства. Основные направления совершенствования бюджетного федерализма: 1. упорядочение бюджетного устройства субъектов РФ. Бюджетная система России состоит из трех звеньев, включающих в себя федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты. В бюджетную систему также включены бюджеты государственных внебюджетных фондов. Необходимо законодательно закрепить возможность субъектов РФ определять свое бюджетное устройство, в том числе м разделением местных бюджетов на два и более самостоятельных типа (уровня), разграничить между ними налогово-бюджетные полномочия. 2. разграничение расходных полномочий. Бюджетное законодательство Российской Федерации не содержит базового элемента системы межбюджетных отношений – четкого разграничения расходных полномочий и ответственности между органами власти разных уровней. Широкий круг расходов отнесен к сфере совместного финансирования, в результате чего размывается ответственность за предоставление значительной части общественных услуг. 3. 3.разграничение налоговых полномочий и доходных источников. В современных условиях основу доходов региональных и местных бюджетов составляют не собственные доходы, а отчисления от регулирующих доходов и финансовая помощь, что существенно снижает уровень самостоятельности региональных и местных органов власти. В дальнейшем намечается коренным образом изменить существующую систему, построить ее по принципу «один налог – один бюджет», тем самым постепенно сделав практически все доходы региональных и местных бюджетов действительно собственными. 4. 4.Финансовая помощь нижестоящим бюджетам. Система финансовой помощи бюджетам других уровней должна быть направлена на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов (муниципалитетов) при одновременном создании стимулов для проведения на местном уровне рациональной и ответственной налогово-бюджетной политики и повышении эффективности бюджетных расходов. Реформа межбюджетных отношений может рассматриваться в качестве связующего звена всех социально-экономических преобразований, положенных в основу стратегии развития страны на период до 2010 г. В еще более широком аспекте эта реформа в случае ее успешной реализации будет способствовать формированию в России эффективной системы отношений, основанных на четком разграничении полномочий между органами власти разных уровней, их прозрачности и подотчетности населению.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.