23 мар. 2012 г.
Home »
» Бухгалтерский учет капитальных вложений
Бухгалтерский учет капитальных вложений
Если организация приобрела основные средства, то их нужно учесть на балансе по первоначальной стоимости.
Согласно пункту 8 ПБУ 6/01 «Учет основных средств» первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Фактическими затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств являются:
суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу), а также суммы, уплачиваемые за доставку объекта и приведение его в состояние, пригодное для использования;
суммы, уплачиваемые организациям за осуществление работ по договору строительного подряда и иным договорам;
суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением основных средств;
таможенные пошлины и таможенные сборы;
невозмещаемые налоги, государственная пошлина, уплачиваемые в связи с приобретением объекта основных средств;
вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект основных средств;
иные затраты, непосредственно связанные с приобретением, сооружением и изготовлением объекта основных средств.
Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств.
Фактические затраты на приобретение и сооружение основных средств определяются (уменьшаются или увеличиваются) с учетом суммовых разниц, возникающих в случаях, когда оплата производится в рублях в сумме, эквивалентной сумме в иностранной валюте (условных денежных единицах). Под суммовой разницей понимается разница между рублевой оценкой выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах) кредиторской задолженности по оплате объекта основных средств, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия ее к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату ее погашения.
Затраты по приобретению основных средств необходимо учесть по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" (без НДС):
Дебет 08 Кредит 60 (76...)
учтены затраты, непосредственно связанные с приобретением объекта основных средств (без НДС),
затем на основании счетов-фактур отразить сумму налога на добавленную стоимость:
Дебет 19 Кредит 60 (76...)
учтен НДС по затратам, непосредственно связанным с приобретением объекта основных средств.
Если организация вводит в эксплуатацию объект основных средств, нужно сделать проводку:
Дебет 01 Кредит 08
введен в эксплуатацию объект основных средств.
После ввода объекта основных средств в эксплуатацию отражается вычет по НДС:
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
НДС принят к вычету (на основании счета-фактуры поставщика).
Пример № 1.
ООО "СтройИнвест" приобрело по договору купли-продажи персональный компьютер. Согласно договору, стоимость компьютера - 16 402 руб. (в том числе НДС - 2502 руб.).
В бухгалтерском учете были сделаны следующие проводки:
Дебет 60 Кредит 51
16 402 руб. - оплачен счет продавца;
Дебет 08 Кредит 60
13 900 руб. (16 402 - 2502) - оприходован компьютер на балансе организации (без учета НДС);
Дебет 19 Кредит 60
2502 руб. - учтена сумма НДС согласно счету-фактуре продавца.
Доставку компьютера (295 руб., в том числе НДС - 45 руб.) ООО "СтройИнвест" дополнительно оплатил наличными из кассы через подотчетное лицо:
Дебет 71 Кредит 50
295 руб. - выданы из кассы деньги подотчетному лицу для оплаты доставки компьютера;
Дебет 08 Кредит 71
250 руб. (295 - 45) - плата за доставку учтена в стоимости компьютера (на основании авансового отчета подотчетного лица);
Дебет 19 Кредит 71
45 руб. - учтен НДС по расходам на доставку (на основании счета-фактуры транспортной организации).
После ввода компьютера в эксплуатацию были сделаны следующие проводки:
Дебет 01 Кредит 08
14 150 руб. (13 900 + 250) - компьютер зачислен в состав основных средств организации;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
2547 руб. (2502 + 45) - НДС принят к вычету (на основании счетов-фактур поставщиков).
В договоре купли-продажи может быть предусмотрено условие, что основные средства оплачиваются в рублях по курсу иностранной валюты на день перечисления денег покупателем.
Если курс валюты на дату оплаты основных средств будет выше, чем на дату их оприходования, то возникает отрицательная суммовая разница. На эту сумму необходимо увеличить задолженность перед поставщиком и затраты на приобретение основных средств.
Пример № 2.
ООО "СтройИнвест" в январе приобрело копировальный аппарат стоимостью 590 долл. США (в том числе НДС - 90 долл. США).
На дату принятия к бухгалтерскому учету копировального аппарата официальный курс доллара США составлял 32,00 руб./USD.
В феврале копировальный аппарат был оплачен и введен в эксплуатацию.
На момент оплаты курс доллара США составил 32,50 руб./USD.
В январе были сделаны следующие проводки:
Дебет 08 Кредит 60
16 000 руб. ((590 USD - 90 USD) х 32,00 руб./USD) - учтены затраты, связанные с приобретением копировального аппарата;
Дебет 19 Кредит 60
2880 руб. (90 USD х 32 руб./USD) - учтен НДС по приобретенному копировальному аппарату.
В феврале были сделаны следующие проводки:
Дебет 60 Кредит 51
19 175 руб. (590 USD х 32,50 руб./USD) - оплачен счет поставщика;
Дебет 08 Кредит 60
250 руб. ((32,50 руб./USD - 32,00 руб./USD) х 500 USD) - отражена отрицательная суммовая разница;
Дебет 19 Кредит 60
45 руб. ((32,50 руб./USD - 32,00 руб./USD) х 90 USD) - доначислен НДС с отрицательной суммовой разницы;
Дебет 01 Кредит 08
16 250 руб. (16 000 + 250) - копировальный аппарат введен в эксплуатацию;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
2025 руб. (2880 + 45) - НДС принят к вычету.
Если курс валюты на дату оплаты основных средств будет ниже, чем на день их оприходования, то возникает положительная суммовая разница. На эту сумму необходимо уменьшить задолженность перед поставщиком и затраты на приобретение основных средств.
Чтобы отразить уменьшение затрат, нужно сделать сторнировочную проводку:
уменьшена задолженность перед поставщиком по оплате объекта основных средств.
Одновременно уменьшить и сумму НДС:
уменьшена сумма НДС, подлежащая уплате поставщику.
Создание основных средств подрядным способом
При подрядном способе строительства весь цикл строительных работ выполняет подрядная организация. Окончание работ оформляется актом с указанием договорной (сметной) стоимости строительства.
На основании такого акта нужно сделать проводки:
Дебет 08 Кредит 60
отражена стоимость строительных работ;
Дебет 19 Кредит 60
отражена сумма НДС, указанная в счете-фактуре подрядной организации.
Пример № 3.
В марте ООО "СтройИнвест" начало строительство здания. Для выполнения работ фирма привлекла подрядчика, который оценил свою работу в 35 400 000 руб. (в том числе НДС - 5 400 000 руб.).
В мае ООО "СтройИнвест" перечислил подрядчику предоплату в размере 100%. Здание было построено и введено в эксплуатацию в августе. В этом же месяце ООО "СтройИнвест" подал документы для регистрации права собственности. Свидетельство о праве собственности на здание предприятие получило в октябре.
Были сделаны следующие проводки:
в мае
Дебет 60 субсчет "Расчеты по авансам выданным" Кредит 51
35 400 000 руб. - перечислены деньги подрядчику;
в августе
Дебет 08 Кредит 60
30 000 000 руб. (35 400 000 - 5 400 000) - отражены расходы по строительству;
Дебет 19 Кредит 60
5 400 000 руб. - учтен НДС;
Дебет 60 Кредит 60 субсчет "Расчеты по авансам выданным"
35 400 000 руб. - зачтена ранее перечисленная сумма предоплаты;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
5 400 000 руб. - принят к вычету НДС, уплаченный подрядчику;
в октябре
Дебет 01 Кредит 08
30 000 000 руб. - здание учтено в составе основных средств.
Создание основных средств хозяйственным способом
При хозяйственном способе строительные работы фирма выполняет самостоятельно. В этом случае все затраты, связанные со строительством (стоимость строительных материалов, заработная плата рабочих и т.п.), также учитывают по дебету счета 08.
В учете это отражают так:
Дебет 08 Кредит 10 (02, 70, 69...)
отражены затраты на строительные работы, выполненные собственными силами.
Пример № 4.
В мае ООО "СтройИнвест" начало строить склад. В июле строительство было завершено. При этом большую часть работ фирма выполнила собственными силами.
Расходы на строительство склада составили:
в мае
покупка стройматериалов - 354 000 руб. (в том числе НДС - 54 000 руб.);
зарплата строителей - 76 320 руб.;
услуги специализированной техники - 118 000 руб. (в том числе НДС - 18 000 руб.);
в июне
покупка стройматериалов - 519 200 руб. (в том числе НДС - 79 200 руб.);
зарплата строителей - 69 950 руб.;
в июле
зарплата строителей - 52 000 руб.;
услуги специализированной техники - 94 400 руб. (в том числе НДС - 14 400 руб.).
Стройматериалы и услуги оплачены в июне.
В учете были сделаны следующие записи:
в мае
Дебет 10-8 Кредит 60
300 000 руб. (354 000 - 54 000) - приняты к учету стройматериалы;
Дебет 19 Кредит 60
54 000 руб. - учтен НДС по стройматериалам;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
54 000 руб. - принят к вычету НДС по стройматериалам;
Дебет 08-3 Кредит 10-8
300 000 руб. - списаны на строительство стройматериалы;
Дебет 08-3 Кредит 70
76 320 руб. - начислена зарплата строителям;
Дебет 08-3 Кредит 60
100 000 руб. (118 000 - 18 000) - приобретены услуги;
Дебет 19 Кредит 60
18 000 руб. - учтен НДС по услугам;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
18 000 руб. - принят к вычету НДС по услугам;
Дебет 19 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
85 738 руб. ((300 000 руб. + 76 320 руб. + 100 000 руб.) х 18%) - начислен НДС к уплате в бюджет по хозспособу за май;
в июне
Дебет 10-8 Кредит 60
440 000 руб. (519 200 - 79 200) - приняты к учету стройматериалы;
Дебет 19 Кредит 60
79 200 руб. - учтен НДС по стройматериалам;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
79 200 руб. - принят к вычету НДС по стройматериалам;
Дебет 08-3 Кредит 10-8
440 000 руб. - списаны стройматериалы;
Дебет 60 Кредит 51
873 200 руб. - оплачены стройматериалы;
Дебет 60 Кредит 51
212 400 руб. - оплачены услуги;
Дебет 08-3 Кредит 70
69 950 руб. - начислена зарплата строителям;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 51
13 738 руб. (85 738 - 54 000 - 18 000) - уплачен в бюджет НДС за май;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
85 738 руб. - принят к вычету НДС, начисленный за май;
Дебет 19 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
91 791 руб. ((440 000 руб. + 69 950 руб.) х 18%) - начислен НДС к уплате в бюджет по хозспособу за июнь;
в июле
Дебет 10-8 Кредит 60
80 000 руб. (94 400 - 14 400) - приобретены услуги;
Дебет 19 Кредит 60
14 400 руб. - учтен НДС по услугам;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
14 400 руб. - принят к вычету НДС по услугам;
Дебет 08-3 Кредит 70
52 000 руб. - начислена зарплата строителям;
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
91 791 руб. - принят к вычету начисленный НДС за июнь;
Дебет 19 Кредит 68 субсчет "Расчеты по НДС"
23 760 руб. ((80 000 руб. + 52 000 руб.) х 18%) - начислен НДС к уплате в бюджет по хозспособу за июль.
Если организация приобрела нематериальные активы, то их нужно учесть на балансе по первоначальной стоимости.
Согласно пункту 6 ПБУ 14/2000 «Учет нематериальных активов» первоначальная стоимость нематериальных активов, приобретенных за плату, определяется как сумма фактических расходов на приобретение, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов (кроме случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Фактическими расходами на приобретение нематериальных активов могут быть:
суммы, уплачиваемые в соответствии с договором уступки (приобретения) прав правообладателю (продавцу);
суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением нематериальных активов;
регистрационные сборы, таможенные пошлины, патентные пошлины и другие аналогичные платежи, произведенные в связи с уступкой (приобретением) исключительных прав правообладателя;
невозмещаемые налоги, уплачиваемые в связи с приобретением объекта нематериальных активов;
вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретен объект нематериальных активов;
иные расходы, непосредственно связанные с приобретением нематериальных активов.
При оплате приобретаемых нематериальных активов, если условиями договора предусмотрена отсрочка или рассрочка платежа, фактические расходы принимаются к бухгалтерскому учету в полной сумме кредиторской задолженности.
При приобретении нематериальных активов могут возникать дополнительные расходы на приведение их в состояние, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. Такими расходами могут быть суммы оплаты занятых этим работников, соответствующие отчисления на социальное страхование и обеспечение, материальные и иные расходы. Дополнительные расходы увеличивают первоначальную стоимость нематериальных активов.
Все перечисленные затраты сначала нужно учесть по дебету счета 08 "Вложения во внеоборотные активы" (без налога на добавленную стоимость):
Дебет 08 Кредит 60 (76, 51...)
учтены затраты, непосредственно связанные с приобретением нематериального актива (без НДС),
затем на основании счетов-фактур отразить НДС:
Дебет 19 Кредит 60 (76, 51...)
учтен НДС по затратам, непосредственно связанным с приобретением нематериального актива.
Принимая нематериальный актив к бухгалтерскому учету, нужно сделать запись:
Дебет 04 Кредит 08
нематериальный актив принят к бухгалтерскому учету
и отразить вычет по НДС:
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
НДС принят к вычету.
Пример № 5.
ООО "СтройИнвест" приобрело у ООО "АСП" исключительные права на компьютерную программу, подтвержденные патентом. Стоимость патента, согласно договору, составила 118 000 руб. (в том числе НДС - 18 000 руб.).
Договор об уступке исключительных прав на изобретение был зарегистрирован в Роспатенте. Затраты на регистрацию (в том числе оплата регистрационной пошлины) составили 500 руб.
Были сделаны следующие проводки:
Дебет 08 Кредит 60
100 000 руб. (118 000 - 18 000) - отражена стоимость исключительных прав на патент (без НДС);
Дебет 19 Кредит 60
18 000 руб. - учтена сумма НДС;
Дебет 60 Кредит 51
118 000 руб. - перечислены деньги ООО"АСП";
Дебет 08 Кредит 76
500 руб. - отражены затраты, связанные с регистрацией договора об уступке патента;
Дебет 76 Кредит 51
500 руб. - оплачены затраты, связанные с регистрацией договора;
Дебет 04 Кредит 08
100 500 руб. (100 000 + 500) - нематериальный актив принят к бухгалтерскому учету (после регистрации договора в Роспатенте);
Дебет 68 субсчет "Расчеты по НДС" Кредит 19
18 000 руб. - НДС принят к вычету.
Если нематериальный актив был создан непосредственно организацией, то его первоначальная стоимость представляет собой сумму всех затрат, связанных с его созданием и регистрацией.
0 коммент.:
Отправить комментарий