27 мар. 2012 г.
Home »
» Сущность и критерии малого предпринимательства
Сущность и критерии малого предпринимательства
Критерии малого предприятия
В соответствии с Федеральным законом «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г № 88-ФЗ к субъектам малого предпринимательства относятся:
1. Коммерческие организации, для которых установлены рамки по доле участия различных лиц в уставном капитале по численности работников. Так, коммерческая организация является малым предприятием, если:
а) в ее уставном капитале доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, одного или нескольких юридических лиц, не являющихся cyбъектами малого предпринимательства, не превышает 25%;
б) средняя численность работников за отчетный период не превышает предельных уровней: в промышленности — 100 человек, строительстве — 100, транспорте — 100, сельском хозяйстве — 60, научно-технической сфере — 60, оптовой торговле — 50, розничной торговле и бытовом обслуживании населения — 30 в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности — 50 человек.
2. Физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, также являются субъектами малого предпринимательства.
Следует отметить, что за последние годы такая деятельность получила широкое развитие.
Сущность малых предприятий
Все мелкие и средние предприятия можно условно разделить на две группы.
Первая группа – предприятия, прямо или косвенно связанные с крупным бизнесом. Оставаясь юридически самостоятельными, они работают по контракту с крупными предприятиями. Для этой группы предприятий характерны: специализация на производстве ограниченного круга деталей и узлов (что избавляет крупные предприятия от их производства в своих цехах); более низкие издержки производства, позволяющие крупному бизнесу экономить свои ресурсы; гибкость производства, способствующая его быстрой переналадке, смене моделей. Наконец, в условиях нового этапа научно-технического прогресса предприятия малого бизнеса, с одной стороны, функционируют как экспериментаторы для крупных фирм, а с другой – как фирмы, обслуживающие новые товары, созданные крупными предприятиями.
Ко второй группе относятся предприятия малого бизнеса, непосредственно конкурирующие на рынке с предприятиями крупного бизнеса и друг с другом. Предпосылками для бурного развития предприятий этой группы служат: способность быстро реагировать на требования рынка и удовлетворять возникающий спрос на товары и услуги; существенно меньший стартовый капитал, что позволяет свободнее маневрировать по сравнению с более сильными соперниками; стремление заполнить ниши, которые по различным причинам не выгодны крупным фирмам; и наконец, ценовая политика крупных фирм, диктующих рынку довольно высокие цены.
Малый бизнес играет важную роль в развитии экономики многих стран. В странах Европейского Сообщества (ЕС), в США и Японии на малые и средние предприятия приходится около 50% общей численности занятых. Их доля в ВВП превышает 50%.
Развитие малого бизнеса в России существенно отстает в сравнении с рядом развитых стран. В составе важнейшего итогового показателя – ВВП доля малых и средних предприятий в России составляет лишь 10-11%, в то время как в развитых странах – 50-60%.
К сожалению, за последние годы существенного изменения ситуации не произошло. По данным на конец 2004 – начало 2005 г. общее число малых предприятий составило 953,1 тыс., или в расчете на 1 тыс. жителей – 6,64; численность занятых в них (в среднем за 2004 г.) – 7815 тыс. чел., или 10,7% экономически активного населения страны. По численности работников в 2004 г. промышленность и строительство занимают соответственно 21,8 и 19,3% (1710,7 и 1514,8 тыс. чел.), что также недостаточно. Наибольший удельный вес по численности имеют торговля и общественное питание (2629,8 тыс. чел., или 33,6%) [1]. При этом численность работающих на предприятиях малого бизнеса, так же, как и объем производства, растет незначительно, а в отдельных отраслях почти не меняется.
Приведенные данные позволяют сделать вывод о том, что в нашей стране велики резервы роста предприятий малого бизнеса. От темпов роста этой сферы хозяйственной деятельности в ближайшие годы в России будут зависеть развитие экономики в целом, повышение ее эффективности, а также рост благосостояния народа России.
О масштабах деятельности малого предпринимательства в Москве в 2003-2006 гг. дают представление данные рисунков 1.1 и 1.2.
По состоянию на 1 июля 2006 года количество малых предприятий по данным МГС составило 207 834 ед. (рис.1.1), что на 3,1% выше, чем по состоянию на 1 января 2005 г. Количество МП на 1 июля 2006 года в расчете на 100 тыс. населения (рис.1.2) достигло 1993,6 ед., увеличившись по сравнению с 1 января 2005 г. на 55,9 ед. (для сравнения: за 2005 год данный показатель по РФ вырос лишь на 18,3 ед.)
Как видно из рис.1.1, по количеству малых предприятий прослеживается умеренно положительная динамика.
Согласно данным ФНС количество индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01 августа 2006 г. составило 98949 ед. Динамика количества индивидуальных предпринимателей соответствует динамике по России в целом. Резкое сокращение количества ИП в 2005 г. в основном обусловлено проведением обязательной перерегистрации ИП, зарегистрированных до 1 января 2004 г. согласно ФЗ-129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».
Для формирования малого бизнеса необходимы определенные экономические, социальные, правовые и другие условия.
К экономическим условиям относятся:
− предложение товаров и спрос на них;
− виды товаров, которые могут приобрести покупатели;
− объемы денежных средств, которые могут быть истрачены на покупки;
− избыток или недостаточность рабочих мест, рабочей силы, влияющие на уровень заработной платы работников, т.е. на их возможность приобретать товары.
На экономическую обстановку существенно влияют наличие и доступность денежных ресурсов, уровень доходов на инвестированный капитал, а также величина заемных средств, необходимых предпринимателям для финансирования своих деловых операций, которые готовы предоставить им кредитные учреждения.
Всем этим занимается множество организаций, составляющих инфраструктуру рынка, с помощью которой предприниматели могут устанавливать деловые взаимоотношения и вести коммерческие операции. К таким организациям относятся:
− банки, оказывающие финансовые услуги;
− поставщики, организующие снабжение сырьем, материалами, полуфабрикатами, комплектующими изделиями, энергией, машинами и оборудованием, инструментом и др.;
− оптовые и розничные продавцы, предоставляющие услуги по доведению товаров до потребителя;
− специализированные фирм и учреждения, оказывающие профессиональные юридические, бухгалтерские, посреднические услуги;
− агентства по трудоустройству, занимающиеся подбором рабочей силы;
− учебные заведения, обучающие рабочих и специалистов-служащих;
− прочие агентства — рекламные, транспортные, страховые и т.п.;
− средства связи и передачи информации.
Социальные условия. Вплотную к экономическим примыкают социальные условия формирования малого бизнеса. Прежде всего это стремление покупателей приобретать товары, отвечающие определенным вкусам и моде. На разных этапах потребности могут меняться. Существенную роль в формировании потребностей играют нравственные и религиозные нормы, зависящие от социально-культурной среды. Они оказывают прямое воздействие на образ жизни потребителей и опосредованное – на их спрос на товары. Социальные условия влияют на отношение индивидуума к работе, что в свою очередь влияет на его отношение к величине заработной платы и к условиям труда, предлагаемым бизнесом.
От своей деятельности предприниматель должен получать удовлетворение. Он участвует в решении социальных вопросов, касающихся его сотрудников (охраны их здоровья, сохранения рабочих мест и др.).
Малый бизнес в развитии экономики
Важную роль в формировании малого бизнеса играют подготовка, переподготовка и повышение квалификации персонала. Речь идет об организации обучения современным методам ведения предпринимательской деятельности, обучения и переобучения персонала, о стажировке в зарубежных странах, об организации подготовки и переподготовки преподавательского персонала для обучения предпринимателей, о создании сети консультативных центров, проводящих профессиональный отбор и ориентацию кадров сектора малого бизнеса, и т.п.
Правовые условия. Любая предпринимательская деятельность функционирует в рамках правовой среды. Поэтому большое значение имеет создание необходимых правовых условий, к которым относятся наличие законов, регулирующих предпринимательскую деятельность, создающих наиболее благоприятные условия для ее развития. Правовые нормы должны обеспечивать:
− упрощенную и ускоренную процедуру открытия и регистрации предприятий малого бизнеса;
− защиту предпринимателей от государственного бюрократизма;
− совершенствование налогового законодательства в направлении мотивации производственной предпринимательский деятельности, развития совместной деятельности предпринимателей России с предпринимателями зарубежных стран.
Сюда входят также создание региональных центров поддержки предприятий малого бизнеса, усовершенствование методов учета и форм статистической отчетности. Большое значение имеет подготовка законодательных инициатив по вопросам правовых гарантий малого бизнеса, включая право на собственность и соблюдение договорных обязательств.
Законодательство о малом предпринимательстве (малом бизнесе) должно регулировать общие вопросы деятельности предприятий этой сферы независимо от их организационно-правовой формы. Сюда входят критерии малых и средних предприятий, вопросы государственной поддержки малого бизнеса, налогообложения и др.
Содержание учредительных документов для малых предприятий выявило ряд их особенностей. В 80-90 случаях из 100 создается предприятие малого бизнеса, основанное на частной или смешанной (частной и государственной) форме собственности.
В начале 1990 г. предприятия малого бизнеса образовывались чаще всего путем отделения от государственных предприятий-учредителей. В 1991 г. это были, как правило, товарищества с ограниченной ответственностью. За первую половину 1991 г. многие коллективы реорганизовались в предприятия малого бизнеса, основанные на частной долевой собственности. Реже встречаются малые предприятия семейного типа. Во многом это можно объяснить сложностью и дороговизной аренды нежилых помещений.
Нередко местные власти совместно с другими предприятиями выступают учредителями малых предприятий. Их вклад как учредителей состоит, как правило, в предоставлении нежилых помещений на условиях аренды.
В настоящее время вопрос развития сети предприятий малого бизнеса включен в качестве одного из важнейших в программу демонополизации национального хозяйства страны. Здесь предусмотрено как принудительное, так и инициативное разукрупнение монопольных производств:
− выделение самостоятельных производственно-хозяйственных блоков;
− выделение малых и средних коллективов из состава крупных предприятий;
− создание небольших дочерних предприятий по инициативе крупных предприятий.
Таким образом, предприятия малого бизнеса можно создавать, во-первых, путем выделения структурных единиц из состава объединений и предприятий, цехов, производств, других подразделений и, во-вторых, на акционерных началах. Второй способ в современных условиях оптимален.
Предприятия малого бизнеса могут учреждаться совместно с государственными, общественными, кооперативными предприятиями и частными лицами, а также организациями других форм собственности.
0 коммент.:
Отправить комментарий