24 мар. 2012 г.
Home »
» Бюджетное устройство страны
Бюджетное устройство страны
Бюджетное устройство определяет организацию государственного бюджета и бюджетной системы страны, взаимоотношения между её отдельными звеньями, правовые основы функционирования бюджетов, входящих в бюджетную систему, состав и структуру бюджетов, процедурные стороны формирования и использования бюджетных средств и др.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетное устройство страны характеризуется бюджетной системой и бюджетной классификацией.
Бюджетная система представляет собой совокупность всех бюд¬жетов, функционирующих на территории страны. Вместе с системой внебюджетных фондов она образует систему государственных фи¬нансов.
Структура бюджетной системы определяется структурой государ¬ственного управления. Сектор государственного управления в Рос¬сии, как в республике с федеральным устройством, охватывает фе¬деральный, региональный (республики, края, области, Москва, Санкт-Петербург) и местный (муниципальный) уровни. В унитар¬ных (единых) государствах существует два уровня управления: цен¬тральный и местный (муниципальный).
Основные типы институциональных единиц, относящихся к сек¬тору органов государственного управления, следующие:
− федеральные органы управления: Федеральное Собрание, аппа¬рат Президента РФ, аппараты федеральных ми¬нистерств и ведомств; государственные учреждения здравоохране¬ния, образования, культуры и искусства, науки, финансируемые, как правило, из федерального бюджета; государственные внебюджетные фонды; учреждения (посольства, представительства, консульства) РФ за границей;
− региональные органы управления: органы законодательной (представительной) власти субъектов РФ, аппараты президентов республик в составе РФ, аппараты исполнительной власти РФ; государственные уч¬реждения здравоохранения, образования, культуры и искусства, нау¬ки, финансируемые за счет бюджета субъектов РФ; внебюджетные фонды, создаваемые субъектами РФ; представительства субъектов РФ;
− местные (муниципальные) органы управления: органы законода¬тельной (представительной) власти, аппараты местной администрации, аппараты местной исполнительной власти; государственные уч¬реждения здравоохранения, образования, культуры и искусства, нау¬ки, финансируемые из местного бюджета; внебюджетные фонды, создаваемые местной администрацией.
Бюджетная система РФ по своей структуре состоит из 3 уровней:
1. феде¬ральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов,
2. бюджеты субъектов Федерации и бюджеты региональ¬ных государственных внебюджетных фондов.
3. местные бюджеты .
В унитарных государствах бюджетные системы являются двухуровневыми. При этом в федеративных государствах местные бюджеты не должны включаться в бюджеты членов Федерации, а в унитарных — соответственно в государственный бюджет.
Федеральный бюджет, бюджеты государственных внебюджетных фондов, бюджеты субъектов Федерации и территориальных государ¬ственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов или законов субъек¬тов Федерации. Местные бюджеты утверждаются нормативными ак¬тами представительных органов местного самоуправления.
Федеральному бюджету и бюджетам других уровней управления принадлежит центральная роль в системе государственных финан¬сов. В то же время существенную роль в государственных финансах выполняют различные государственные фонды на федеральном или местном уровнях, аккумулирующие денежные ресурсы, имеющие це¬левое назначение. Как правило, такие фонды создаются для реше¬ния крупных проблем, требующих специального внимания со сторо¬ны органов государственной власти. Источниками средств для таких фондов являются целевые налоги и сборы, перечисления из бюдже¬та, капитализация доходов и займы. Наиболее значимыми являются социальные внебюджетные фон¬ды: Пенсионный фонд, Фонд социально¬го страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. Внебюджетные фонды являются автономными организациями, управляющими поступающими в них средствами.
Годовой финансовый бюджет и внебюджетные фонды в России составляются и утверждаются на 1 финансовый год, соответст¬вующий календарному году. При этом финансовые операции отно¬сятся к тому периоду времени, когда они действительно имели место, а не к бюджетному периоду, для которого они были утверждены. В этом случае общие суммы доходов и расходов по бюджетным обя¬зательствам будут отражать фактическое состояние бюджета.
Наряду с самостоятельными бюджетами каждого уровня управ¬ления в целях получения обобщенных данных составляются консолидированные бюджеты. Бюджет субъекта Федерации вместе со сводом бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, образует консолидированный бюджет субъекта Федера¬ции. Федеральный бюджет вместе со сводом бюджетов субъектов федерации образует консолидированный бюджет РФ. Если к нему присоединить внебюджетные социальные фон¬ды, то получится консолидированный бюджет органов государствен¬ного управления в целом .
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ составной частью бюджетной системы является также бюджетная классификация РФ – это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ, а также источников финансирования дефицитов этих бюджетов, используемой для составления и исполнения бюджетов и обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ.
Бюджетная классификация Российской Федерации включает:
− классификацию доходов бюджетов РФ;
− функциональную классификацию расходов бюджетов РФ;
− экономическую классификацию расходов бюджетов РФ;
− классификацию источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
− классификацию источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета;
− классификацию видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований;
− классификацию видов государственного внешнего долга РФ и государственных внешних активов РФ;
− ведомственную классификацию расходов федерального бюджета.
Бюджетное устройство Российской Федерации базируется на принципах:
1. принцип единства бюджетной системы, предусматривающий единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной доку¬ментации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушение бюджетного законодательства, а также единый порядок финансиро¬вания расходов бюджетов и ведения бухгалтерского учета средств бюджетов всех уровней;
2. принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы, означающий закрепление соответствующих ви¬дов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществ¬лению расходов за органами государственной власти различных уровней;
3. принцип самостоятельности бюджетов,
4. принцип полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов;
5. принцип сбалансированности бюджета, означающий, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать сум¬марному объему доходов бюджета и источников финансирования его дефицита;
6. принцип эффективности и экономности использования бюджет¬ных средств, означающий необходимость достижения заданных ре¬зультатов при минимальном расходе средств или достижения наи¬лучшего результата с использованием определенного бюджетом объ¬ема средств;
7. принцип общего (совокупного) покрытия расходов, означающий, что все расходы должны покрываться общей суммой доходов бюд¬жета и поступлений из источников финансирования его дефицита. Доходы и поступления из источников финансирования не могут быть увязаны с определенными расходами, за исключением доходов целевых бюджетных фондов;
8. принцип гласности, согласно которому бюджеты и отчеты об их исполнении подлежат обязательной публикации в открытой печати, а также означающий открытость для общества и средств массовой информации процедур рассмотрения и принятия решений по проек¬там бюджетов;
9. принцип достоверности бюджета, означающий надежность пока¬зателей прогноза социально-экономического развития и реалистич¬ность расчетов доходов и расходов бюджетов;
10. принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, означающий, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей с обозначением направления их на финан¬сирование конкретных целей .
0 коммент.:
Отправить комментарий