20 мар. 2012 г.
Home »
» АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ПРАВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ПРАВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ
Сущность административного порядка защиты прав и законных интересов
налогоплательщиков состоит в том, что вся процедура разрешения споров происходит
исключительно в налоговых органах без вынесения дела
в суд. Содержание административного порядка защиты прав и законных интересов для
разных субъектов налоговых правоотношений различное. Так, для налогоплательщиков
административный порядок защиты их нарушенных прав заключается в возможности
обращения с жалобой в вышестоящие налоговые (финансовы) органы. Для налоговой службы
- защита интересов государства состоит в бесспорном списании со счетов
налогоплательщиков подлежащих уплате в бюджет денежных средств.
Широкая сфера применения административного порядка защиты прав и интересов
налогоплательщиков обусловлена необходимостью оперативных действий в сфере налогов,
так как налоговая политика является важнейшей составной частью бюджетно-финансовой
политики Российского государства, призванной обеспечить полную и своевременную
аккумуляцию налоговых платежей в бюджеты различных уровней. В этой связи прерогати-
вой государственной налоговой службы является бесспорное взыскание налогов с
организаций и предприятий. Однако в случае оспаривания законности действия налоговых
органов по бесспорному списанию денежных средств в бюджет законодательство
предусматривает возможность налогоплательщика защищать свои права в
административном порядке. С граждан же взыскание осуществляется только в судебном
порядке.
При всей своей оперативности и относительной простоте административный способ не
обеспечивает полной защиты прав налогоплательщика, поскольку органы исполнительной
власти значительно ограничены в возможностях налогового нормотворчества и
потенциально стремяться эти ограничения преодолеть, иногда в ущерб законности.
Поэтому,как правило, рассмотрение споров налогоплательщиков и налоговых органов в
вышестоящих налоговых инстанциях является лишь первой стадией разрешения конфликта,
за которым следует судебное разбирательство.
Для рассмотрения споров с налогоплательщиками в налоговых органах могут
создаваться специальные подразделения,как это ,например, принято в США, Франции и в
ряде других стран. Однако в структуре ГНС РФ нет подразделения, главной задачей которого
было бы рассмотрение споров. Каждое функциональное звено рассматривает конкретные
ситуации, затрагивающие его сферу деятельности. Контрольное и юридическое Управления,
созданные в структуре ГНС РФ, в основном выполняют функцию методических центров, а не
органов по рассмотрению споров.
Как правило, в ГНИ обжалуются акты документальных проверок предприятий, в
результате которых инспекторами ГНИ установлены нарушения налогового
законодательства и порядка ведения бухгалтерского учета
дохода (прибыли). При этом руководитель предприятия и главный бухгалтер обязаны
подписать акт проверки, но вправе сделать соответствующую запись о возражениях с
письменным разъяснением своей позиции. Согласно "Временному указанию о порядке
проведения документальных проверок юридических лиц, независимо от вида деятельности и
формы собственности (включая предприятия с особым режимом работы), по соблюдению
налогового законодательства,правильности исчисления,полноты и своевременности уплаты в
бюджет налога на прибыль" ( в редакции письма ГНС РФ от
39.04.93 N ВГ-6-01/160) проект решения по результатам проверки разрабатывается
руководителем отдела ГНИ совместно с лицом, проводившим проверку. По каждой
документальной проверке руководитель ГНИ или его заместитель должны лично в 10-ти
дневный срок со дня получения акта рассмотреть все материалы и принять решение.
В соответствии со ст.14 Закона РСФСР от 21.03.91 " О Государственной налоговой
службе РСФСР" (с изменениями и дополнения ) налогоплательщик имеет право в месячный
срок с момента вынесения решения обратиться с соответствующей жалобой. Жалобы
юридических лиц и граждан на действия должностных лиц государственных налоговых
инспекций подаются в те государственные налоговые инспекции, которым они непосредс-
твенно подчинены.
Закон обязывает руководителей налоговых органов всех степеней обеспечить строгий
учет всех поступающих жалоб и заявлений, лично рассматривать жалобы и принимать меры
к устранению нарушений и недостатков. Решение по жалобе должно приниматься
руководителем вышестоящей налоговой инспекции в месячный срок со дня поступления
жалобы, и может быть обжаловано в следующих инстанциях вплоть до ГНС России. Подача
жалобы не приостанавливает обжалуемого действия должностных лиц налоговых инспекций.
При этом,как отмечалось ранее, административный порядок защиты прав и законных
интересов налогоплательщиков не исключает возможности их обращения в суд для
разрешения спора.
0 коммент.:
Отправить комментарий