20 мар. 2012 г.

АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ ПРАВ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ

Сущность административного порядка защиты прав и законных интересов налогоплательщиков состоит в том, что вся процедура разрешения споров происходит исключительно в налоговых органах без вынесения дела в суд. Содержание административного порядка защиты прав и законных интересов для разных субъектов налоговых правоотношений различное. Так, для налогоплательщиков административный порядок защиты их нарушенных прав заключается в возможности обращения с жалобой в вышестоящие налоговые (финансовы) органы. Для налоговой службы - защита интересов государства состоит в бесспорном списании со счетов налогоплательщиков подлежащих уплате в бюджет денежных средств. Широкая сфера применения административного порядка защиты прав и интересов налогоплательщиков обусловлена необходимостью оперативных действий в сфере налогов, так как налоговая политика является важнейшей составной частью бюджетно-финансовой политики Российского государства, призванной обеспечить полную и своевременную аккумуляцию налоговых платежей в бюджеты различных уровней. В этой связи прерогати- вой государственной налоговой службы является бесспорное взыскание налогов с организаций и предприятий. Однако в случае оспаривания законности действия налоговых органов по бесспорному списанию денежных средств в бюджет законодательство предусматривает возможность налогоплательщика защищать свои права в административном порядке. С граждан же взыскание осуществляется только в судебном порядке. При всей своей оперативности и относительной простоте административный способ не обеспечивает полной защиты прав налогоплательщика, поскольку органы исполнительной власти значительно ограничены в возможностях налогового нормотворчества и потенциально стремяться эти ограничения преодолеть, иногда в ущерб законности. Поэтому,как правило, рассмотрение споров налогоплательщиков и налоговых органов в вышестоящих налоговых инстанциях является лишь первой стадией разрешения конфликта, за которым следует судебное разбирательство. Для рассмотрения споров с налогоплательщиками в налоговых органах могут создаваться специальные подразделения,как это ,например, принято в США, Франции и в ряде других стран. Однако в структуре ГНС РФ нет подразделения, главной задачей которого было бы рассмотрение споров. Каждое функциональное звено рассматривает конкретные ситуации, затрагивающие его сферу деятельности. Контрольное и юридическое Управления, созданные в структуре ГНС РФ, в основном выполняют функцию методических центров, а не органов по рассмотрению споров. Как правило, в ГНИ обжалуются акты документальных проверок предприятий, в результате которых инспекторами ГНИ установлены нарушения налогового законодательства и порядка ведения бухгалтерского учета дохода (прибыли). При этом руководитель предприятия и главный бухгалтер обязаны подписать акт проверки, но вправе сделать соответствующую запись о возражениях с письменным разъяснением своей позиции. Согласно "Временному указанию о порядке проведения документальных проверок юридических лиц, независимо от вида деятельности и формы собственности (включая предприятия с особым режимом работы), по соблюдению налогового законодательства,правильности исчисления,полноты и своевременности уплаты в бюджет налога на прибыль" ( в редакции письма ГНС РФ от 39.04.93 N ВГ-6-01/160) проект решения по результатам проверки разрабатывается руководителем отдела ГНИ совместно с лицом, проводившим проверку. По каждой документальной проверке руководитель ГНИ или его заместитель должны лично в 10-ти дневный срок со дня получения акта рассмотреть все материалы и принять решение. В соответствии со ст.14 Закона РСФСР от 21.03.91 " О Государственной налоговой службе РСФСР" (с изменениями и дополнения ) налогоплательщик имеет право в месячный срок с момента вынесения решения обратиться с соответствующей жалобой. Жалобы юридических лиц и граждан на действия должностных лиц государственных налоговых инспекций подаются в те государственные налоговые инспекции, которым они непосредс- твенно подчинены. Закон обязывает руководителей налоговых органов всех степеней обеспечить строгий учет всех поступающих жалоб и заявлений, лично рассматривать жалобы и принимать меры к устранению нарушений и недостатков. Решение по жалобе должно приниматься руководителем вышестоящей налоговой инспекции в месячный срок со дня поступления жалобы, и может быть обжаловано в следующих инстанциях вплоть до ГНС России. Подача жалобы не приостанавливает обжалуемого действия должностных лиц налоговых инспекций. При этом,как отмечалось ранее, административный порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков не исключает возможности их обращения в суд для разрешения спора.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.