14 мар. 2012 г.
Home »
» Некоторые вопросы защиты прав потребителей в дого- ворах купли-продажи
Некоторые вопросы защиты прав потребителей в дого- ворах купли-продажи
Некоторые организации разрабатывают стандартные формы договоров купли-
продажи (договор присоединения), в которые включают условия, ущемляющие прав
потребителей. Так, в частности, договор, заключаемый фирмой «ЦЕПТЕР», предусмат-
ривает «пожизненную гарантию» на посуду со знаком "ZEPTER Cr/Ni 18/10". Однако
такое условие договора не раскрывает содержания понятия «пожизненная гарантия»,
которое в значительной мере является абстрактным и требует дополнительной конкре-
тизации в тексте договора.
Договор устанавливает обязанность фирмы в случае обнаружения изъянов в мате-
риале, функциональных или фабричных погрешностей устранить погрешности либо,
если это невозможно, заменить товар на аналогичный. Данное положение противоречит
Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» в редакции Федерально-
го закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О за-
щите прав потребителей» и Кодекс об административных правонарушениях» от
09.01.96 г. (далее - Закон). В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона потребитель, которому
продан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору предъявить любое из
перечисленных в данном пункте требований (о безвозмездном устранении недостатков
товара или возмещении расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
о соразмерном уменьшении покупной цены; о замене на товар аналогичной или другой
марки; о расторжении договора). Таким образом, рассматриваемый пункт договора ог-
раничивает права потребителей по сравнению с Законом. На основании п. 1 ст. 16 За-
кона условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами,
установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в об-
ласти защиты прав потребителей, признаются недействительными.
В договоре указано, что фирма не несет ответственности за все интерпретации
презентанта, т.е. устные обещания и заявления лица, представляющего фирму, сделан-
ные при заключении договора не порождают прав и обязанностей. Обещания и заявле-
ния презентанта следует считать информацией о фирме, товаре и за ненадлежащую ин-
формацию фирма должна нести ответственность в соответствии со статьей 12 Закона
Российской Федерации «О защите прав потребителей».
При передаче заказанной посуды фирма не предоставляет покупателям инструк-
цию по эксплуатации этого товара, имеющего особые свойства, и следовательно, тре-
бующего особых знаний и умений при его использовании. Это нарушает положение ст.
10 Закона, устанавливающей обязанность продавца предоставить потребителю необхо-
димую и достоверную информацию о товарах, в том числе сведения об основных по-
требительских свойствах товара, правилах и условиях его эффективного и безопасного
использования. Ст. 12 названного Закона предусмотрена ответственность продавца за
ненадлежащую информацию о товаре: если предоставление недостаточно полной ин-
формации о товаре повлекло невозможность его использования по назначению, потре-
битель вправе потребовать предоставления ему в разумно короткий срок надлежащей
информации. Если информация в оговоренный срок не будет предоставлена, потреби-
тель вправе расторгнуть договор, потребовать полного возмещения убытков.
0 коммент.:
Отправить комментарий