14 мар. 2012 г.

Некоторые вопросы защиты прав потребителей в дого- ворах купли-продажи

Некоторые организации разрабатывают стандартные формы договоров купли- продажи (договор присоединения), в которые включают условия, ущемляющие прав потребителей. Так, в частности, договор, заключаемый фирмой «ЦЕПТЕР», предусмат- ривает «пожизненную гарантию» на посуду со знаком "ZEPTER Cr/Ni 18/10". Однако такое условие договора не раскрывает содержания понятия «пожизненная гарантия», которое в значительной мере является абстрактным и требует дополнительной конкре- тизации в тексте договора. Договор устанавливает обязанность фирмы в случае обнаружения изъянов в мате- риале, функциональных или фабричных погрешностей устранить погрешности либо, если это невозможно, заменить товар на аналогичный. Данное положение противоречит Закону Российской Федерации «О защите прав потребителей» в редакции Федерально- го закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О за- щите прав потребителей» и Кодекс об административных правонарушениях» от 09.01.96 г. (далее - Закон). В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору предъявить любое из перечисленных в данном пункте требований (о безвозмездном устранении недостатков товара или возмещении расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; о соразмерном уменьшении покупной цены; о замене на товар аналогичной или другой марки; о расторжении договора). Таким образом, рассматриваемый пункт договора ог- раничивает права потребителей по сравнению с Законом. На основании п. 1 ст. 16 За- кона условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в об- ласти защиты прав потребителей, признаются недействительными. В договоре указано, что фирма не несет ответственности за все интерпретации презентанта, т.е. устные обещания и заявления лица, представляющего фирму, сделан- ные при заключении договора не порождают прав и обязанностей. Обещания и заявле- ния презентанта следует считать информацией о фирме, товаре и за ненадлежащую ин- формацию фирма должна нести ответственность в соответствии со статьей 12 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей». При передаче заказанной посуды фирма не предоставляет покупателям инструк- цию по эксплуатации этого товара, имеющего особые свойства, и следовательно, тре- бующего особых знаний и умений при его использовании. Это нарушает положение ст. 10 Закона, устанавливающей обязанность продавца предоставить потребителю необхо- димую и достоверную информацию о товарах, в том числе сведения об основных по- требительских свойствах товара, правилах и условиях его эффективного и безопасного использования. Ст. 12 названного Закона предусмотрена ответственность продавца за ненадлежащую информацию о товаре: если предоставление недостаточно полной ин- формации о товаре повлекло невозможность его использования по назначению, потре- битель вправе потребовать предоставления ему в разумно короткий срок надлежащей информации. Если информация в оговоренный срок не будет предоставлена, потреби- тель вправе расторгнуть договор, потребовать полного возмещения убытков.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.