14 мар. 2012 г.
Home »
» Качество товара
Качество товара
Следуя отечественной и мировой практике, Кодекс вводит жесткие гарантии ка-
чества и не подлежащую ограничению ответственность продавца за нарушение требо-
ваний к товарам. Безусловным является право покупателя на взыскание убытков, вы-
званных приобретением некачественного товара. Наряду с этим любой покупатель мо-
жет по своему выбору требовать либо уменьшения покупной цены, либо безвозмездно-
го устранения недостатков товара, либо возмещения своих расходов по устранению та-
ких недостатков .
Требования, предъявляемые к качеству товара, должны быть предусмотрены до-
говором купли-продажи. Продавец обязан передать покупателю товар, качество кото-
рого соответствует договору.
Определенные проблемы с исполнением договора могут возникнуть в тех случа-
ях, когда он не содержит условия о качестве. Решению этих проблем и исключению
возможности передачи покупателю недоброкачественного товара могут способствовать
следующие положения Кодекса.
При отсутствии в договоре условия о качестве продавец обязан передать покупа-
телю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется.
Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в извест-
ность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю
товар, пригодный для использования в этих целях.
При продаже товара по образцу или описанию продавец обязан передать покупа-
телю товар, который соответствует образцу или описанию.
Если в соответствии с установленным законом порядком существуют обязатель-
ные требования к качеству продаваемого товара, продавец, осуществляющий предпри-
нимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, отвечающий этим обя-
зательным требованиям.
Нетрудно заметить, что отмеченные положения корреспондируют правилам опре-
деления соответствия товара, предусмотренным Венской конвенцией о договорах меж-
дународной купли-продажи товаров .
Важное значение имеют нормы о гарантии качества товара. Необходимо разли-
чать законную гарантию качества товара и договорную гарантию.
Законная гарантия будет применяться в случае, если таковая не установлена дого-
вором. Сущность законной гарантии в ГК выражена следующим образом: товары
должны соответствовать требованиям, предъявляемым к их качеству, в момент их пе-
редачи покупателю, если иной момент определения соответствия товаров этим требо-
ваниям не предусмотрен договором, и в пределах разумного срока должны быть при-
годными для целей, для которых товары такого рода обычно используются.
Когда предоставление продавцом гарантии качества товаров включено в договор
(договорная гарантия), продавец обязан передать покупателю товары, отвечающие тре-
бованиям, предъявляемым к их качеству, в течение определенного периода времени,
установленного договором (гарантийного срока).
От гарантии качества товара следует отличать срок годности товара, то есть за-
крепленный законами, иными правовыми актами, государственными стандартами или
иными обязательными правилами период времени, по истечении которого товар счита-
ется непригодным для использования по назначению. Очевидно, что в договор не мо-
жет быть включен гарантийный срок, превышающий срок годности товаров. Кроме то-
го, продавец обязан передать покупателю товары с таким расчетом, чтобы они могли
быть использованы по назначению до истечения срока годности.
В случае предоставления продавцом покупателю договорной гарантии гарантий-
ный срок должен исчисляться с момента передачи товара покупателю, если договором
не будет предусмотрен иной начальный момент течения гарантийного срока.
В форме диспозитивной нормы Кодексом введено правило исчисления гарантий-
ного срока в отношении комплектующих изделий. Гарантийный срок на комплектую-
щее изделие считается равным гарантийному сроку на основное изделие и начинает
течь одновременно с ним .
Течение гарантийного срока прерывается, когда товар не может быть использован
покупателем по обстоятельствам, зависящим от продавца: например, из-за недостатков
товара, вызванных тем, что вместе с товаром не были переданы его принадлежности, в
том числе инструкции по эксплуатации и другая необходимая документация. Течение
гарантийного срока может быть возобновлено лишь после того, как продавцом будут
устранены соответствующие обстоятельства.
И еще одно правило, относящееся к исчислению гарантийного срока как на товар,
так и на комплектующее изделие. Если в течение гарантийного срока покупатель обна-
ружит недостатки в переданном товаре (комплектующем изделии) и продавец по тре-
бованию покупателя произведет его замену, на вновь переданный товар (комплектую-
щее изделие) устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и на
замененный. Это правило действует, если договором купли-продажи не предусмотрено
иное.
Ответственность продавца за ненадлежащее качество товара во многом будет за-
висеть от того, есть ли договорная гарантия качества товара. По общему правилу (то
есть при наличии законной гарантии) продавец отвечает за недостатки товаров, если
покупатель докажет, что они появились до момента перехода риска случайной гибели
или случайной порчи на покупателя либо по причинам, возникшим до этого момента. В
отношении товаров, на которые продавцом предоставлена гарантия качества, он отве-
чает за недостатки товаров, если не докажет, что они возникли после их передачи по-
купателю вследствие нарушения покупателем правил пользования товарами или их
хранения, а также действий третьих лиц или непреодолимой силы .
Какими могут быть последствия нарушения продавцом условия договора о каче-
стве товара?
Покупатель по своему выбору вправе потребовать от продавца: соразмерного
уменьшения покупной цены; безвозмездного устранения недостатков товара в разум-
ный срок; возмещения своих расходов на устранение недостатков товаров. Еще более
жесткие последствия предусмотрены в отношении продавца, допустившего существен-
ное нарушение требований к качеству товара (например, передачу покупателю некаче-
ственных товаров с неустранимыми недостатками). В этом случае покупатель наделен
правом по своему выбору отказаться от исполнения договора и потребовать возврата
уплаченной за товар денежной суммы или потребовать замены товаров ненадлежащего
качества на товары, соответствующие договору .
Однако чтобы иметь возможность реализовать свои права, покупатель должен
помнить об установленных Кодексом правилах, касающихся порядка проверки качест-
ва товаров и сроков обнаружения недостатков в товарах. Лучше всего регулировать эти
правила в договоре. Но при их отсутствии следует иметь в виду, что недостатки в това-
рах должны быть обнаружены в срок, не превышающий двух лет с момента их переда-
чи покупателю. Проверка качества товара должна осуществляться с соблюдением тре-
бований закона, иных правовых актов или государственных стандартов.
Обязанность покупателя проверить качество переданного ему товара может быть
предусмотрена законом, иными правовыми актами, обязательными требованиями госу-
дарственных стандартов или договором купли-продажи. Что касается порядка осущест-
вления такой проверки, то он определяется договором и должен соответствовать обяза-
тельным правилам (если они имеются). Если же такой порядок не введен ни договором,
ни иными обязательными правилами, а в силу требований закона, правовых актов либо
государственных стандартов покупатель должен проверить качество товаров, такая
проверка производится согласно обычаям делового оборота или иным обычно приме-
няемым условиям проверки качества товара, подлежащего передаче покупателю по до-
говору купли-продажи.
Обязанность проверить качество реализуемых товаров может быть возложена и
на продавца (предварительное испытание, анализ и т. п.). В этом случае продавец дол-
жен предоставить покупателю документы, подтверждающие осуществление им про-
верки качества передаваемого товара и ее результаты, например сертификат качества
товара. В отношении подобных ситуаций важно подчеркнуть, что порядок и иные ус-
ловия проверки качества товара, производимой как продавцом, так и покупателем,
должны быть одинаковыми .
Принципиальное значение для покупателя имеет соблюдение сроков обнаружения
недостатков в переданных ему товарах. Как правило, покупатель вправе предъявить
свои требования продавцу только в связи с недостатками товаров, обнаруженными в
пределах сроков, определенных в ст. 477 ГК.
При наличии лишь законной гарантии на товары, то есть когда на эти товары не
установлены гарантийный срок или срок годности, недостатки в товарах должны быть
обнаружены покупателем в разумный срок (что зависит от свойств товара и его обыч-
ного использования), но в пределах двух лет со дня передачи товара покупателю. Прав-
да, законом или договором может быть предусмотрен более длительный предельный
срок для обнаружения недостатков в товаре.
При наличии договорной гарантии недостатки в товаре должны быть обнаружены
покупателем в пределах гарантийного срока.
Как быть в ситуациях, когда гарантийные сроки введены не только в отношении
товаров, но и отдельных комплектующих изделий? Здесь возможны два варианта: если
гарантийный срок на комплектующее изделие окажется меньшей продолжительности,
чем на товар (основное изделие), недостатки в комплектующем изделии могут быть
выявлены покупателем в пределах гарантийного срока, установленного на основное
изделие.
В случаях, когда на комплектующее изделие в договоре определен гарантийный
срок большей продолжительности, нежели на основное изделие, истечение гарантийно-
го срока на основное изделие не имеет правового значения, поскольку недостатки в
комплектующем изделии должны быть обнаружены покупателем в пределах гарантий-
ного срока, установленного именно в отношении этого комплектующего изделия.
Если в отношении какого-либо товара предусмотрен срок годности, недостатки в
этом товаре должны быть обнаружены покупателем во всяком случае в пределах ука-
занного срока годности. Только при соблюдении этого условия покупатель вправе
предъявить продавцу свои требования в связи с недостатками такого товара.
0 коммент.:
Отправить комментарий