21 мар. 2012 г.
Home »
» Анализ организации труда начальника цеха ОАО«Блеск»
Анализ организации труда начальника цеха ОАО«Блеск»
Как говорилось раньше, общее руководство предприятием осуществляет директор. В подчинении директора находятся главный бухгалтер (заместитель гл. бухгалтера, бухгалтера); отдел кадров; главный экономист (экономисты); главный инженер (инженер-технолог, инженер-механик, инженер-энергетик); начальник производственной лаборатории (зав. производства, зав. центрального склада) и начальники производственных цехов.
Анализ организации труда будем проводить на примере начальника производственного цеха. Для этого неообходимо составить фотографию рабочего дня начальника цеха (табл. 1).
Таблица 1 Фотография рабочего дня начальника цеха.
Наименование затрат рабочего времени Текущее время,
час - мин. Продолжительность затрат, мин Удельный вес затрат, %
Время начала Время окончания
Проведение цеховой планерки 9.30 10.00 30 8.5
Просмотр выполнения плана выпуска готовой продукции 10.00 10.30 30 8.5
Участие в общезаводской планерке 10.40 11.20 40 10.3
Переговоры с мастерами цеха 10.45 11.00 15 4.2
Телефонные переговоры с начальниками цехов, поставляющих полуфабрикаты 11.00 11.15 15 4.2
Продолжение таблицы 1
Перерыв на обед 12.00 12.30 30 8.5
Расмотрение и принятие мер по устранению текущих производственных проблем 13.00 14.25 85 21.1
Просмотр выполнения плана выпуска готовой продукции 14.30 15.00 30 8.5
Подготовка отчета о выполненной работе 15.00 15.30 30 8.5
Проведение цеховой планерки 15.45 16.05 20 5.6
Прием по личным вопросам 16.10 17.00 50 13.1
Всего затрат 355 100.0
П р и м е ч а н и е. Источник: собственная разработка
Из таблицы 1 мы видим, что самые большие затраты рабочего времени начальника цеха ОАО«Блеск» отводятся на расмотрение и принятие мер по устранению текущих производственных проблем. Данные затраты составляют по продолжительности 85 минут или 21.1% от совокупных затрат рабочего времени в течение дня.
Большие потери рабочего времени уходят на подготовку отчета о выполненной работе. В нашем случае на это расходуется 8.5% рабочего времени .
Проведя анализ фотографий рабочих дней за 5 дней рабочей недели, мы собрали полученные данные в табл. 2.
Таблица 2. Анализ затрат рабочего времени начальника цеха за 5 рабочих дней
Наименование работ
(перечень элементов затрат) Продолжитель¬ность работ, всего
мин. % к итогу
Проведение цеховой планерки 250 11.8
Просмотр выполнения плана выпуска готовой продукции 300 14.2
Участие в общезаводской планерке 200 9.5
Переговоры с мастерами цеха 85 4.1
Телефонные переговоры с начальниками цехов, поставляющих полуфабрикаты 85 4.1
Нерегламентированные перерывы 100 4,7
Регламентированные перерывы (обед, отдых, личные надобности и т.п.) 180 8.5
Расмотрение и принятие мер по устранению текущих производственных проблем 425 20.1
Подготовка отчетов, различных планов, учредительных, организационно-распорядительных и др. документов 150 7.1
Продолжение таблицы 2
Прием по личным вопросам 250 11.8
Обход помещений (рабочих мест) 85 4.1
Итого 2110 100
П р и м е ч а н и е. Источник: собственная разработка
Как видно из таблицы 2, большую часть рабочего времени начальника цеха ОАО«Блеск» составляют рассмотрение и принятие мер по устранению текущих производственных проблем (20,1%), которые, в большинстве случаев, связаны с задержкой изготовления и транспортировкой полуфабрикатов и материалов для производства готовой продукции; и подготовка отчетов, различных планов, учредительных, организационно-распорядительных и других документов (7,1%).
Существуют некоторые моменты, мешающие эффективной организации работы начальника цеха. Причинами этого служат:
- получение срочных заданий от вышестоящего руководства на производство другой продукции, что приводит к спонтанному изменению планов;
- нерациональное техническое оснащение рабочих мест, что приводит к необходимости перехода в те отделы, где есть в наличии необходимая оргтехника;
- большое количество служебных разговоров по телефону, связанных с поставкой материала, прерывающих процесс работы.
В организации труда начальника цеха наблюдается нерациональность планирования рабочим временем. Об этом свидетельствует то, что затраты времени на некоторые из обязанностей меньше плановых, а на некоторые виды работ затраты времени, наоборот, высоки.
Также на недостаточную эффективность управленческой деятельности начальника цеха влияет работа в условиях кризиса, например, время, потраченное на ожидание согласования решений, время на ремонт оборудования, повторная подготовка и переосмотр решений.
К основным причинам данного явления относятся:
− неверная оценка времени, от¬водимого на выпол¬нение отдельных ра¬бот;
− сбои в работе из-за не¬согласованности в пла¬нах работ с коллегами и подчиненными;
− недостаточное количество необ¬хо¬димой оргтех¬ники на данном рабочем месте, что приводит к необходимости служебных пере¬ме¬щений вследст¬вие нехватки орг¬техники.
Важным решением данной проблемы является ориентация на имеющиеся возможности; разделение полномочий; анализ потребностей в оборудовании; закупка дополнительных единиц оргтехники.
В организации работы директора можно выделить положительные моменты. К ним относятся: отсутствие опозданий на работу и ухода с работы по неуважительным причинам, выполнение всех работ по должностной инструкции.
На основе исследования, проведенного на ОАО«Блеск», была изучена и проанализирована организация рабочего места и условий труда начальника одного из производственных цехов, применение технических средств и информационного обеспечения работы, необходимых для реализации функций управления.
Особенностью труда начальника цеха является большой удельный вес умственных операций. Этим пределяются требования к организации и оборудованию рабочих мест и условиям труда.
Кабинет начальника цеха может занимать различную площадь и предназначается, кроме работы за столом, для приема посетителей, проведения деловых совещаний.
Рабочее место начальника цеха ОАО«Блеск» оснащено письменным столом и стол для совещаний, которые составлены воедино; рабочим креслом; канцелярскими приборами; двумя телефонами внутренней и городской связи; стульями; шкафом для документов.
Можно сделать вывод, что данные технические средства не способны обеспечить достаточную работоспособность управленца. Характер его работы связан, прежде всего, с обработкой большого количества документации, как текстовой, так и графической. Для работы на компьютере (составление актов, распоряжений, отчетов и дальнейшая их распечатка) начальнику цеха необходимо идти в отделы, имеющие данную оргтехнику, которая уже устарела и изрядно поизносилась.
На начальника цеха возложены обязанности ведения большого количества бумажной документации, часть которой состоит из документов с повторяющейся или не сильно изменяющейся содержательной частью. В тоже время как переписка отнимает достаточно большое количество времени, в сравнении с электронными средствами передачи тестовой информации. Перед формированием заявки в отдел снабжения необходимо созвониться с центральным складом для уточнения отсутствующих на складе комплектующих, на что также тратится часть рабочего времени. И таких примеров достаточно много.
В связи с приведенными аргументами, рабочее место начальника цеха нуждается в автоматизации, впрочем, как и другие рабочие места, связанные со снабжением, организацией производства, складского учета и многих других. В первую очередь необходима оптимизация затрат рабочего времени при получении оперативной и текущей информации. Увеличение применения безбумажного ведения журналов и табелей. Уменьшение времени на оформление бумажной документации.
Целью автоматизации является создание единой информационной сети, связывающей отделы производственных и вспомогательных цехов с отделами снабжения, сбыта и складами. А также наличие связи внутризаводской сети с глобальной сетью для ведения дел. Внедрение программного обеспечения, позволяющего своевременно получать информацию о поступлении продукции на склады и «дистанционного» заказа необходимых комплектующих в указанные сроки, вести сводную информацию о рабочих и инженерах, их окладах и премировании, оперативный журнал выполненных работ, табель учета рабочего времени с выводом на печать заявлений для предоставления в табельную. Обработка заказов цехов на ремонт и распределение работ между ремонтным персоналом. Оформление бумажной информации в электронном виде а также создание новых документов на основе ранее созданных, шаблонов с последующим выводом на печать.
Таким образом, на ОАО«Блеск» в организации труда начальника цеха было выявлено, что руководителем наибольшее время тратится на рассмотрение и принятие мер по устранению текущих производственных проблем, подготовку отчетов, различных планов, учредительных, организационно-распорядительных и других документов, на телефонные переговоры; а также выявлено нерациональное техническое оснащение рабочего места и недостаток оргтехники.
0 коммент.:
Отправить комментарий