12 мар. 2012 г.
Home »
» Местное управление и самоуправление.
Местное управление и самоуправление.
В соответствии с административно-территориальным строится система:
- местных органов общегосударственной администрации (правительства, министерств и департаментов)
- выборных органов местного самоуправления (МСУ)
Управление на местах осуществляется органами МСУ, а также органами, представляющими центральную власть. Местное (или
муниципальное) самоуправление — это управление делами местного значения, осуществляемое выборными органами и их
административным аппаратом. МСУ- это относительно децентрализованная форма государственного управления, главными
признаками органов МСУ являются их выборность и сравнительная самостоятельность в руководстве делами местного
значения. МСУ составляют элемент государственной организации, но среди органов государства на местах они не занимают
верховного положения, поскольку многие функции управления территориями изъяты из их ведения и поручены различным
министерствам и департаментам. В РФ органы местного самоуправления не входят в систему государственной власти. Во
многих странах имеет хождение концепция внеполитического МСУ, которая провозглашает, что муниципалитеты должны стоять
в стороне от политики, быть служебным аппаратом, специализированным на оказании обществу определенных услуг.
Муниципалитеты являются инструментом социального обслуживания населения.
Органы МСУ в силу их выборности и официальной роли представителей местного населения оставляют часть представительной
системы. Но в ряде стран отсутствуют выборные органы в административно-территориальных единицах (например, кантоны и
округа во Франции, округа в ФРГ). Органы местного самоуправления состоят из выборных муниципальных советов (или
собраний) и исполнительного аппарата. Порядок выборов в муниципальные советы регулируется специальными
избирательными законами (в федеративных государствах их издает субъект федерации). Обычно муниципальные советы
юридически возглавляют муниципальный аппарат управления. Основной формой работы муниципальных советов являются
заседания, проводимые в сессионном порядке. Как правило, муниципальные советы образуют различные комиссии или комитеты
- постоянные и временные. Видную роль в муниципальном управлении играет исполнительный аппарат. Он состоит из
административных органов общей компетенции (коллегиальные исполнительные органы, мэры, управляющие) и органов
отраслевой и специальной компетенции (департаменты, комитеты и т.п.). Особенно большим влиянием в делах местного
управления располагают мэры. Нередко они единолично решают вопросы найма и увольнения муниципальных служащих,
пользуются правом налагать вето на решения муниципальных советов, а также другими правами, которые фактически ставят их
над муниципальными советами. Структура исполнительного аппарата местного управления отмечена большим разнообразием.
Наиболее стабильным и весьма существенным элементом местного управления является чиновничий аппарат – различные
департаменты, бюро, комитеты и т.п. Ответственные чиновники местных органов назначаются и смещаются главой
муниципальной администрации или советом. В ряде стран отдельные категории должностных лиц муниципалитетов избираются
населением, что ставит их в независимое положение в отношениях с муниципальными советами. Полномочия органов местного
управления обычно устанавливаются специальными законами о местном управлении и законами, регулирующими отдельные
отрасли государственного управления (просвещение, здравоохранение и т.п.). Круг обязанностей муниципалитетов может быть
расширен за счет полномочий, делегированных им вышестоящими властями. Возможность такого делегирования
предусмотрена, например, в США, Великобритании, ФРГ, Японии. Основными методами муниципальной деятельности являются
регулирование, контроль и непосредственное управление муниципальным имуществом, которая состоит:
- в выдаче лицензий на право открытия и содержания магазинов, бытовых и зрелищных предприятий, торговлю спиртными
напитками, занятия различными промыслами и т.п.,
- в установлении правил торговли, застройки, благоустройства, в планировке застройки населенных пунктов (выделение
участков под жилищное, промышленное строительство, зеленых зон),
- в наблюдении за соблюдением природоохранительного законодательства.
К их ведению относится принятие местного бюджета, издание нормативных решений по вопросам, отнесенным к их компетенции,
установление местных налогов, об использовании муниципальной
собственности, формирование руководящих исполнительных органов муниципалитета и контроль за ними, назначение местных
референдумов и некоторые другие дела. В области охраны порядка к ведению муниципальных органов относится установление
правил поведения в общественных местах, противопожарный и санитарный надзор. Под непосредственным управлением
муниципальных органов находятся составляющие муниципальную собственность предприятия, главным образом, в сфере
коммунального хозяйства и бытового обслуживания и некоторая часть жилого фонда, а также школы, муниципальные
библиотеки, парки, благотворительные. Финансовая база органов управления складывается из их собственных доходов и
дотаций из государственного бюджета. Главный источник собственных доходов муниципальных органов - налоги и сборы с
населения. Они устанавливаются и взимаются муниципалитетами под контролем центральных органов. Основную долю
платежей дает налог на недвижимое имущество.
0 коммент.:
Отправить комментарий