21 мар. 2012 г.
Home »
» Лидер и менеджер
Лидер и менеджер
Лидерство - это не управление. Управление концентрирует вни¬мание на том, чтобы люди делали вещи правильно, а лидерство - на том, чтобы люди делали правильные вещи.
Различие между лидером и менеджером проводится по многим позициям (табл. 1.). Их основные характеристи¬ки находятся как бы в разных измерениях.
Таблица 1. Отличие менеджера от лидера
Менеджер Лидер
Администратор Инноватор
Поручает Вдохновляет
Работает по целям других Работает по своим целям
План — основа действий Видение — основа действий
Полагается на систему Полагается на людей
Использует доводы Использует эмоции
Контролирует Доверяет
Поддерживает движение Дает импульс движению
Профессионален Энтузиаст
Принимает решения Превращает решения в реальность
Делает дело правильно Делает правильное дело
Уважаем Обожаем
Менеджер - это человек, который направляет работу других и несет персональную ответственность за ее результаты. Хороший ме¬неджер вносит порядок и последовательность в выполняемую рабо¬ту. Свое взаимодействие с подчиненными он строит больше на фак¬тах и в рамках установленных целей. Лидер воодушевляет людей и вселяет энтузиазм в работников, передавая им свое видение будущего и помогая им адаптироваться к новому, пройти этап изменений.
Менеджеры чаще всего по необходимости ориентиру¬ются на кем-то установленные цели и практически не используют их для проведения изменений. Лидеры, наоборот, сами устанавливают свои цели. Менеджеры склонны разрабатывать свои действия в деталях и во времени, планировать привлечение и использование необходимых ресурсов для того, чтобы поддерживать организационную эффектив¬ность. Лидеры добиваются этого же или большего путем разработки видения будущего и путей его достижения, не вникая при этом в оперативные детали и рутину.
Менеджеры предпочитают порядок во взаимодействии с подчи¬ненными. Они строят свои отношения с ними соответственно тем ролям, которые подчиненные играют в запрограммированной це¬почке событий или в формальном процессе принятия и реализации решений. Это во многом происходит от того, что менеджеры видят себя определенной частью организации или членами особого соци¬ального института. Лидеры подбирают и держат людей, которые понимают и разделяют их взгляды и идеи, отражаемые в лидерском видении. Лидеры учитывают потребности работников, воспринимае¬мые ими ценности и движущие ими эмоции. Лидеры склонны к использованию эмоций и интуиции и всегда готовы вызвать у своих последователей сильные чувства, типа любви и ненависти. Лидеры не связывают уважение к себе с принадлежностью к определенной организации.
Менеджеры обеспечивают достижение целей подчиненными, контролируя их поведение и реагируя на каждое отклонение от плана. Лидеры строят свои отношения с подчиненными на доверии, мотивируя и вдохновляя их. Они кладут доверие в основу групповой, совместной работы.
Используя свой профессионализм, различные способности и уме¬ния, менеджеры концентрируют свои усилия в области принятия решений. Они пытаются сузить набор путей решения проблемы. Решения часто принимаются на основе прошлого опыта. Лидеры, в противоположность, предпринимают постоянные попытки разра¬ботки новых и неоднозначных решений проблемы. А самое главное, после того, как проблема ими решена, лидеры берут на себя риск и бремя выявления новых проблем, особенно в тех случаях, когда су¬ществуют значительные возможности для получения соответствую¬щего вознаграждения.
Очевидно, что на практике не наблюдается идеального соблюде¬ния этих двух типов отношений управления. Исследования показы¬вают, что значительная группа менеджеров во многом обладает ли¬дерскими качествами. Однако обратный вариант встречается в реаль¬ной жизни реже.
0 коммент.:
Отправить комментарий