23 мар. 2012 г.
Home »
» Типология политических культур.
Типология политических культур.
Исходя из того, что основными регуляторами политического поведения являются политические ценности, политические установки и мнения относительно политических проблем, политология избирает в качестве основного предмета эмпирических исследований установки, занимающие своеобразное «срединное» положение между мнениями – поверхностным, неустойчивым изменчивым слоем политических ориентаций и ценностями – основополагающими предпочтениями в сфере политики.
В установках принято выделять по мотиву ориентации три основные составляющие:
1. рациональные (когнитивные) элементы, которые основываются на знании определённых объективных фактов и представляют собой ответ на вопрос: «Соответствует ли то или иное утверждение или процесс действительности? Является ли оно истинным или ложным с научной точки зрения?»;
2. чувственно-эмоциональные (аффективные) элементы – наличие или отсутствие интереса к политическим объектам, а так же уровень и характер этого интереса; эмоциональная предрасположенность в отношении тех или иных политических объектов или действий; ответ на вопрос, что нравится и что не нравится в политической жизни;
3. оценочные элементы, которые основываются на нормативно-этических представлениях личности и отвечают на вопрос, что хорошо, а что дурно.
Объекты политических ориентаций принято разделять на следующие блоки:
➢ политическая система в целом
➢ структура «входа», т.е. то, что при поддержке, влиянии или даже давлении населения вносится в политическую систему. Это формулирование интересов определёнными группами или отдельными лицами и на их основе – требований к политической системе, рекрутированние соответствующих политических сил и лидеров, способных довести эти интересы и требования до государственных структур;
➢ структуры «выхода», т.е. решения, постановления, принимаемые государством;
➢ «политический автопортрет», т.е. что думают граждане о себе, а возможностях своего участия в политической жизни и о степени их реализации
Классификация типов политической культуры в зависимости от специфики, ориентаций и степени участия в политической жизни:
• «приходская» (или патриархальная) политическая культура характеризуется тем, что подавляющее большинство населения воспринимает только своё непосредственное окружение, т.е. смотрит на мир исключительно со своей «колокольни» (отсюда и название, указывающее на то, что горизонт мировосприятия очень узок, ограничен рамками «своего прихода»), поэтому представления относительно политической системы в целом и соответственно установок в отношении к ней просто не существует
• подданническая политическая культура (культура подчинения) – это такой тип культуры, когда население располагает определёнными знаниями и представлениями о политике, связанно с ней эмоционально (гордится политической системой своей страны или относится к ней с неприязнью), оценивает политические явления с точки зрения их законности-незаконности, справедливости-несправедливости. Отношения к политической системе носит пассивный характер, без стремлений изменить, что-либо своими силами, без стремления учувствовать в процессе принятия политических решений или влиять на них
• культура участия (партисипативная политическая культура) отличается соединением ориентации населения на все политические объекты – политическую систему в целом, структуры «входа» и «выхода», политический автопортрет (самоопределение) – с оформлением своих интересов и активностью в из отстаивании, с определением собственных и политических ролей и полномочий
В реальной политической жизни «чистые» типы политической культуры встречаются редко, преобладают смешанные формы.
Были выделены и описаны три основных смешанных типа политической культуры:
1. патриархально-подданическая – большая часть населения как бы и не затронута политикой, а относительно «продвинутое» меньшинство, располагая некоторыми знаниями о политической системе, не допускает ни малейших сомнений в авторитете государства и остаётся пассивным в плане попыток влияния на политические решения. Такой тип политической культуры преобладал, например, в средневековой Европе
2. подданическо-партисипативная политическая культура предполагает, что «приходская» культура как отсутствие представлений о центральной власти сходит со сцены или исчезает совсем, подавляющее большинство населения в большей или меньшей степени осведомлено о политических институтах и процессах и о тех ограничениях, правилах, рамках поведения, которые накладываются ими на политическое поведение. Вместе с тем одна часть населения ориентирована преимущественно на пассивное восприятие происходящего (на структуры «выхода»), а другая на структуры «входа», воспринимая существующую политическую систему не как нечто раз и навсегда заданное и от них зависимое, а стремясь оказывать влияние на принятие политических решений и протекание политических процессов
3. патриархально-партисипативная – смешанный тип политической культуры возникает там, где в рамках одного общества существуют традиционно патриархальные группы с их выключенностью из политического процесса и политически активные группы элит с высоким политическим сознанием. Подобный тип культуры характерен для развивающихся стран с существующим в них колоссальным различием между основной массой населения и элитарными группами
В политической культуре выделяют следующие характеристики:
o Гомогенность (интегрированность, однородность). Примером гомогенной политической культуры могут служить англо-американские демократии, в которых имеется согласие по поводу основных принципов сосуществования в политическом сообществе, т.е. консенсус в отношении политического режима и политических ценностей, низкий уровень конфликтности, преобладание юридически-правовых способов разрешения политических противоречий, лояльность граждан по отношению к своей политической системе.
o Фрагментарность (внутренняя неоднородность, расколотость). Фрагментарная политическая культура характерна, например, для Италии, Франции, ещё в большей степени для России, где граждане имеют различные убеждения в отношении важнейших вопросов политической жизни и политического устройства, начиняя с понимания природы, сущности государства и политической власти вообще и кончая вопросами конкретного политического устройства и процедуры принятия политических решений. Эти различия варьируются в зависимости от принадлежности к различным социальным группам, конфессиональным, этническим, партийным или региональным общностям.
По преобладающему механизму воспроизводства политической жизни принято выделять:
➢ рыночную модель – строится на том, что политика – это разновидность бизнеса, политик – бизнесмен, чья цель состоит в достижении наибольшей выгоды, политические решения – результат торговой сделки между заинтересованными сторонами, политические проблемы рассматриваются через призму отношений купли-продажи, а вся политическая жизнь основывается на системе взаимных обязательств, коренящихся в личных интересах, которые реализуются через политические партии или группы давления. В силу этого характерными чертами рыночной политической культуры является сильная ориентация на конкурентную борьбу, ярко выраженный индивидуализм.
➢ этатистскую (государственно-бюрократическую) политическую культуру – главная роль в организации политической жизни и определение условий участия в ней индивидов и групп относится к государственным институтам, т.е. решение всех политических проблем связывается в первую очередь с деятельностью государства. Это приводит в свою очередь к стремлению установить контроль и над конкурентной борьбой и по возможности ограничить её, минимализировать политические конфликты, устанавливая приоритет государственных интересов над интересами индивида или группы. Политика в целом рассматривается как форма деятельности государства в поисках «хорошего общества», цель которого – социальная справедливость. Этатистский тип политической культуры характерен, например, для Швеции и Германии.
По такому критерию, как отношение к внешним влияниям, выделяют:
• закрытый тип политической культуры – замкнутый на самом себе, основанный на глубокой убеждённости в собственной самодостаточности и воспринимающий влияние других культур или нововведений как помеху или угрозу своей целостности и самобытности
• открытый тип политической культуры – в котором влияние из вне, равно как и появление новых нетрадиционных элементов внутри политической культуры, воспринимается как естественный и необходимый процесс эволюции самой политической культуры.
0 коммент.:
Отправить комментарий