14 мар. 2012 г.

Поставка товаров для государственных нужд

В качестве одной из разновидностей поставки в Кодексе урегулированы отноше- ния, связанные с поставкой товаров для государственных нужд. В последние годы не- однократно предпринимались попытки регламентировать указанные отношения с по- мощью закона. Последняя такая попытка выразилась в принятии Государственной Ду- мой двух очередных федеральных законов: «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» (от 13 декабря 1994 года) и «О закупках и поставках сельско- хозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (от 2 декабря 1994 года) . Законы действуют уже около полутора лет, однако практика не дает нам каких-либо свидетельств их влияния на упорядочение такой важной сферы отношений, как удовлетворение потребностей государства в товарах, работах и услу- гах. Дело в том, что названные законы, как, впрочем, и аналогичные им предыдущие, по своему содержанию являются скорее экономическими декларациями, нежели юри- дическими актами. Они подробным образом регулируют порядок определения собст- венно государственных нужд, то есть потребностей России и субъектов Российской Федерации в тех или иных товарах, работах или услугах, и доведения их до организа- ций-исполнителей. Вместе с тем данные законы не определяют порядок заключения государственных контрактов и их исполнения, оставляют без внимания вопросы фор- мирования оптимальной структуры договорных связей, юридические механизмы, по- зволяющие довести исполнение заказов для государственных нужд до конкретных по- требителей товаров, работ или услуг. Этот пробел призваны заполнить нормы, содержащиеся в новом ГК. Поставка то- варов для государственных нужд должна осуществляться на основе государственного контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в со- ответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд между орга- низациями - исполнителями заказа для государственных нужд и потребителями выпус- каемых товаров. Государственный контракт подписывается на основе принятого исполнителем за- каза на поставку товаров для государственных нужд. Причем в некоторых случаях, предусмотренных законом, заключение государственного контракта будет являться для исполнителя (поставщика) обязательным. Однако при этом в отношении всякого ис- полнителя (поставщика), за исключением казенного предприятия, должно быть соблю- дено введенное ГК требование о возмещении государственным заказчиком всех убыт- ков, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в результате выполне- ния им условий государственного контракта. Кодекс детально регламентирует порядок и сроки заключения государственного контракта. Проект государственного контракта разрабатывается государственным за- казчиком и направляется поставщику (исполнителю), принявшему до этого заказ на по- ставку товаров для государственных нужд. Поставщик (исполнитель) обязан рассмот- реть проект государственного контракта и в 30-дневный срок со дня его получения со- общить государственному заказчику о своем решении. Возможны три варианта такого решения: во-первых, согласие заключить государственный контракт на условиях, предло- женных государственным заказчиком. В этом случае поставщик (исполнитель) подпи- сывает государственный контракт и один подписанный экземпляр возвращает государ- ственному заказчику; во-вторых, согласие заключить контракт, но на условиях, отличных от тех, что предложил государственный заказчик. При таких обстоятельствах поставщик (испол- нитель) должен возвратить государственному заказчику подписанный проект государ- ственного контракта вместе с протоколом разногласий по отдельным его условиям; в-третьих, отказ от заключения государственного контракта, о чем поставщик (исполнитель) должен уведомить государственного заказчика в тот же 30-дневный срок. Государственному заказчику предоставляется 30 дней для рассмотрения протоко- ла разногласий к государственному контракту, составленному поставщиком (исполни- телем). Здесь тоже возможны варианты: государственный заказчик в течение указанно- го срока может сообщить поставщику (исполнителю) о принятии его редакции спорных условий государственного контракта либо об отклонении протокола разногласий. В по- следнем случае, а также при истечении 30-дневного срока разногласия по государст- венному контракту, заключение которого является обязательным для государственного заказчика или поставщика (исполнителя), могут быть переданы другой стороной в срок не позднее 30 дней на рассмотрение арбитражного суда. Если же сторона, для которой заключение государственного контракта является обязательным, уклоняется от его подписания, другая сторона может обратиться в ар- битражный суд с иском о понуждении к заключению государственного контракта. Основным же правилом, как и в других цивилизованных странах, должно стать размещение заказа на поставку товаров для государственных нужд путем проведения соответствующих конкурсов. И в этой ситуации заключение государственного кон- тракта с победителем конкурса становится для государственного заказчика обязатель- ным. Государственный контракт должен быть оформлен не позже чем через 20 дней со дня проведения конкурса. Государственным контрактом может быть предусмотрено, что поставка товаров осуществляется конкретному покупателю, который государственным заказчиком при- крепляется к поставщику (исполнителю). Выданное государственным заказчиком из- вещение о прикреплении будет служить основанием для заключения непосредственно между поставщиком (исполнителем) и покупателем договора поставки товаров для го- сударственных нужд. Получив извещение о прикреплении, поставщик (исполнитель) должен в 30- дневный срок направить проект договора покупателю. Если поставщик (исполнитель) получит от покупателя подписанный проект дого- вора с протоколом разногласий, он должен принять меры к их согласованию и в 30- дневный срок уведомить покупателя о принятии договора в согласованной редакции либо об отклонении протокола разногласий. Неурегулированные разногласия могут быть переданы заинтересованной стороной на рассмотрение арбитражного суда в 30- дневный срок. Поставщик (исполнитель) при наличии извещения о прикреплении не вправе ук- лоняться от заключения с покупателем договора поставки товаров для государственных нужд. Данное требование обеспечивается предоставлением покупателю права обра- титься в такой ситуации в арбитражный суд с иском о понуждении поставщика (испол- нителя) заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора. Что касается покупателя, то он может отказаться полностью или частично от то- варов, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора в целом. При таких обстоятельствах вопрос о прикреплении поставщика (исполнителя) к другому покупателю должен быть решен государственным заказчиком в течение 30 дней со дня получения соответствующего уведомления поставщика (исполнителя). В противном случае поставщик (исполнитель) получает право требовать от государственного заказ- чика принять и оплатить товары либо возместить расходы, связанные с реализацией этих товаров другому потребителю. Гарантией прав и законных интересов поставщика (исполнителя) будет служить норма, согласно которой при оплате покупателем товаров по договору поставки това- ров для государственных нужд заказчик признается поручителем по денежному обяза- тельству покупателя. Это означает, что в случае неоплаты товаров покупателем госу- дарственный заказчик будет отвечать перед поставщиком (исполнителем) в полном объеме, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек и других убытков, вызванных неоплатой поставленных товаров.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.