14 мар. 2012 г.
Home »
» Поставка товаров для государственных нужд
Поставка товаров для государственных нужд
В качестве одной из разновидностей поставки в Кодексе урегулированы отноше-
ния, связанные с поставкой товаров для государственных нужд. В последние годы не-
однократно предпринимались попытки регламентировать указанные отношения с по-
мощью закона. Последняя такая попытка выразилась в принятии Государственной Ду-
мой двух очередных федеральных законов: «О поставках продукции для федеральных
государственных нужд» (от 13 декабря 1994 года) и «О закупках и поставках сельско-
хозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» (от 2
декабря 1994 года) . Законы действуют уже около полутора лет, однако практика не
дает нам каких-либо свидетельств их влияния на упорядочение такой важной сферы
отношений, как удовлетворение потребностей государства в товарах, работах и услу-
гах.
Дело в том, что названные законы, как, впрочем, и аналогичные им предыдущие,
по своему содержанию являются скорее экономическими декларациями, нежели юри-
дическими актами. Они подробным образом регулируют порядок определения собст-
венно государственных нужд, то есть потребностей России и субъектов Российской
Федерации в тех или иных товарах, работах или услугах, и доведения их до организа-
ций-исполнителей. Вместе с тем данные законы не определяют порядок заключения
государственных контрактов и их исполнения, оставляют без внимания вопросы фор-
мирования оптимальной структуры договорных связей, юридические механизмы, по-
зволяющие довести исполнение заказов для государственных нужд до конкретных по-
требителей товаров, работ или услуг.
Этот пробел призваны заполнить нормы, содержащиеся в новом ГК. Поставка то-
варов для государственных нужд должна осуществляться на основе государственного
контракта на поставку товаров для государственных нужд, а также заключаемых в со-
ответствии с ним договоров поставки товаров для государственных нужд между орга-
низациями - исполнителями заказа для государственных нужд и потребителями выпус-
каемых товаров.
Государственный контракт подписывается на основе принятого исполнителем за-
каза на поставку товаров для государственных нужд. Причем в некоторых случаях,
предусмотренных законом, заключение государственного контракта будет являться для
исполнителя (поставщика) обязательным. Однако при этом в отношении всякого ис-
полнителя (поставщика), за исключением казенного предприятия, должно быть соблю-
дено введенное ГК требование о возмещении государственным заказчиком всех убыт-
ков, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в результате выполне-
ния им условий государственного контракта.
Кодекс детально регламентирует порядок и сроки заключения государственного
контракта. Проект государственного контракта разрабатывается государственным за-
казчиком и направляется поставщику (исполнителю), принявшему до этого заказ на по-
ставку товаров для государственных нужд. Поставщик (исполнитель) обязан рассмот-
реть проект государственного контракта и в 30-дневный срок со дня его получения со-
общить государственному заказчику о своем решении. Возможны три варианта такого
решения:
во-первых, согласие заключить государственный контракт на условиях, предло-
женных государственным заказчиком. В этом случае поставщик (исполнитель) подпи-
сывает государственный контракт и один подписанный экземпляр возвращает государ-
ственному заказчику;
во-вторых, согласие заключить контракт, но на условиях, отличных от тех, что
предложил государственный заказчик. При таких обстоятельствах поставщик (испол-
нитель) должен возвратить государственному заказчику подписанный проект государ-
ственного контракта вместе с протоколом разногласий по отдельным его условиям;
в-третьих, отказ от заключения государственного контракта, о чем поставщик
(исполнитель) должен уведомить государственного заказчика в тот же 30-дневный
срок.
Государственному заказчику предоставляется 30 дней для рассмотрения протоко-
ла разногласий к государственному контракту, составленному поставщиком (исполни-
телем). Здесь тоже возможны варианты: государственный заказчик в течение указанно-
го срока может сообщить поставщику (исполнителю) о принятии его редакции спорных
условий государственного контракта либо об отклонении протокола разногласий. В по-
следнем случае, а также при истечении 30-дневного срока разногласия по государст-
венному контракту, заключение которого является обязательным для государственного
заказчика или поставщика (исполнителя), могут быть переданы другой стороной в срок
не позднее 30 дней на рассмотрение арбитражного суда.
Если же сторона, для которой заключение государственного контракта является
обязательным, уклоняется от его подписания, другая сторона может обратиться в ар-
битражный суд с иском о понуждении к заключению государственного контракта.
Основным же правилом, как и в других цивилизованных странах, должно стать
размещение заказа на поставку товаров для государственных нужд путем проведения
соответствующих конкурсов. И в этой ситуации заключение государственного кон-
тракта с победителем конкурса становится для государственного заказчика обязатель-
ным. Государственный контракт должен быть оформлен не позже чем через 20 дней со
дня проведения конкурса.
Государственным контрактом может быть предусмотрено, что поставка товаров
осуществляется конкретному покупателю, который государственным заказчиком при-
крепляется к поставщику (исполнителю). Выданное государственным заказчиком из-
вещение о прикреплении будет служить основанием для заключения непосредственно
между поставщиком (исполнителем) и покупателем договора поставки товаров для го-
сударственных нужд.
Получив извещение о прикреплении, поставщик (исполнитель) должен в 30-
дневный срок направить проект договора покупателю.
Если поставщик (исполнитель) получит от покупателя подписанный проект дого-
вора с протоколом разногласий, он должен принять меры к их согласованию и в 30-
дневный срок уведомить покупателя о принятии договора в согласованной редакции
либо об отклонении протокола разногласий. Неурегулированные разногласия могут
быть переданы заинтересованной стороной на рассмотрение арбитражного суда в 30-
дневный срок.
Поставщик (исполнитель) при наличии извещения о прикреплении не вправе ук-
лоняться от заключения с покупателем договора поставки товаров для государственных
нужд. Данное требование обеспечивается предоставлением покупателю права обра-
титься в такой ситуации в арбитражный суд с иском о понуждении поставщика (испол-
нителя) заключить договор на условиях разработанного покупателем проекта договора.
Что касается покупателя, то он может отказаться полностью или частично от то-
варов, указанных в извещении о прикреплении, и от заключения договора в целом. При
таких обстоятельствах вопрос о прикреплении поставщика (исполнителя) к другому
покупателю должен быть решен государственным заказчиком в течение 30 дней со дня
получения соответствующего уведомления поставщика (исполнителя). В противном
случае поставщик (исполнитель) получает право требовать от государственного заказ-
чика принять и оплатить товары либо возместить расходы, связанные с реализацией
этих товаров другому потребителю.
Гарантией прав и законных интересов поставщика (исполнителя) будет служить
норма, согласно которой при оплате покупателем товаров по договору поставки това-
ров для государственных нужд заказчик признается поручителем по денежному обяза-
тельству покупателя. Это означает, что в случае неоплаты товаров покупателем госу-
дарственный заказчик будет отвечать перед поставщиком (исполнителем) в полном
объеме, включая уплату процентов, возмещение судебных издержек и других убытков,
вызванных неоплатой поставленных товаров.
0 коммент.:
Отправить комментарий