26 мар. 2012 г.
Home »
» Содержание и задачи финансового контроля
Содержание и задачи финансового контроля
Государственный финансовый контроль представляет собой один из ви¬дов государственного контроля и осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности, то есть в процессе образования, распределения (перерас¬пределения) и использования фондов денежных средств. Он направлен на проверку соблюдения финансового законодательства и целесообразнос¬ти деятельности всех государственных и муници¬пальных органов власти.
В рыночных условиях происходит не упроще¬ние, а усложнение финансовой деятельности, как следствие - усложнение и финансового контроля, который объективно присущ рыночной экономи¬ке. Усложнение связано с тем, что осуществление государством финансовой деятельности охватыва¬ет и деятельность негосударственных коммерчес¬ких организаций, предприятий различных форм собственности, иностранных инвесторов и тд. Следовательно, финансовый контроль охватывает не только финансовую деятельность государствен¬ных, муниципальных, но и иных организаций, физических лиц, граждан-предпринимателей в целях поддержания законности и правопорядка в сфере финансов.
Следовательно, финансовый контроль можно определить как контроль за законностью действий в процессе собирания, распределения и использо¬вания денежных фондов государства и муниципальных образований в целях осуществления эффективной финансовой политики в обществе для обеспе¬чения прав и свобод граждан.
Достижение поставленных целей требует реализации определенных за¬дач (направлений), которые можно свести к следующему: а) проведение проверки выполнения финансовых обязательств перед государством и му¬ниципальными органами всеми субъектами финансовых правоотношений; б) проверка правильности использования государственными и муниципаль¬ными учреждениями, организациями и предприятиями находящихся в их хозяйственном ведении или оперативном управлении денежных средств (бюджетных средств, банковских ссуд и т.д.) проверка соблюдения пра¬вил совершения различных финансовых операций, расчетов, хранения де¬нежных средств названными ранее субъектами; г) выявление внутренних резервов производства, более экономного и эффективного расходования ма¬териальных и денежных ресурсов; д) превентивная задача, состоящая в пре¬дупреждении и предотвращении возможных нарушений финансового зако¬нодательства и финансовой дисциплины; е) проверка законности в деятельности государственных и муниципальных органов, участвующих в финансовой деятельности.
Результатом реализации названных задач является достижение правопоряд¬ка в процессе осуществления финансовой деятельности. Финансовый контроль обеспечивает, таким образом, обратную связь, что является необходимым усло¬вием принятия правильных управленческих решений. Правильно поставлен¬ный финансовый контроль способствует избежанию ошибок.
Объектом финансового контроля выступают не только денежные средст¬ва, но и материальные трудовые и иные ресурсы.
Как отмечалось ранее, формирование рынка на современном этапе ко¬ренным образом сказалось и на финансовой деятельности, и на проведении финансового контроля в процессе ее осуществления. Изменились цели, за¬дачи финансового контроля, его содержание и сфера применения. И как следствие, в последние годы были упразднены органы народного, партийно¬го контроля и сформированы новые контрольные органы, что позволяет го¬ворить об изменении субъектного состава финансового контроля.
Осуществление финансового контроля как важнейшей функции государства регламентируется нормами финансового права, совокупность кото¬рых образует самостоятельную подотрасль финансового права. Существуют различные мнения относительно ее расположения в системе финансового права.
• Традиционно финансовый контроль определяется как институт финансо¬вого права, который относят или к общей , или к особенной части финансо¬вого права. Ряд ученых полагает, что поскольку финансовый контроль реаль¬но осуществляется в конкретных направлениях финансовой деятельности, следует говорить лишь о специфических его видах, осуществляемых различ¬ными органами в сфере, например, налогообложения, бюджета, кредитова¬ния, страхования и т.д.
В последнее время в науке финансового права принято говорить о фи¬нансовом контроле как институт финансового права, относящемся к общей части финансового права. Вместе с тем отмечается специфика проведения финансового контроля в сфере бюджета, налоговых отношений, страхова¬ния, кредитования, а также валютный контроль .Думается, несмотря на многообразие видов финансового контроля, не¬обходимо говорить об общих принципах, целях, задачах его осуществления, характерных для всех сфер финансовой деятельности и для всех органов, его осуществляющих. Учитывая всепроникающий характер финансового контроля, его возрастающую роль в условиях формирования рынка как важ¬нейшей функции финансов, представляется возможным говорить об особой роли финансового контроля и, в первую очередь, государственного финан¬сового контроля на каждом этапе осуществления финансовой деятельности.
Важностью складывающихся при этом общественных отношений и необхо¬димостью их урегулирования правом обусловлено выделение названных фи¬нансово-правовых норм в подотрасль финансового права. В этой связи представляется возможным говорить об особенностях данной подотрасли, заключающихся в том, что это - единственная подотрасль финансового права, имеющая сложную структуру, поскольку состоит, в свою очередь, из фи¬нансово-правовых норм, включенных как в общую, так и в особенную его части. К общей части финансового права можно отнести финансово-право¬вые нормы, регулирующие организацию и порядок проведения, общие це¬ли, задачи и принципы осуществления финансового контроля, характерис¬тику его форм и методов. Финансово-правовые нормы, регламентирующие проведение финансового контроля в различных сферах финансовой дея¬тельности и вследствие этого обладающие специфическими целями, задача¬ми, содержанием, выраженными в специальных нормативных актах (Нало¬говый кодекс РФ, Бюджетный кодекс РФ, банковское, страховое, валютное законодательство), а также нормы, определяющие правовой статус кон¬трольных органов в конкретной области финансовой деятельности, включа¬ются в соответствующие институты финансового права.
Таким образом, структура подотрасли финансового права финансового контроля имеет сложный характер. Нормы, его образующие, носят всеобъ¬емлющий, всепроникающий характер и содержатся как в общей, так и в осо¬бенной части финансового права. Названные нормы могут различаться по следующим основаниям: 1) по целям и задачам осуществления финансового контроля в конкретной сфере финансовой деятельности; 2) по объектам (со¬держанию или направлениям его осуществления); 3) по формам и методам; 4) по органам, на которые возложено его проведение (при этом необходимо учитывать их правовой статус и полномочия).
Финансовый контроль включает в себя: контроль за исполнением федерального бюджета; бюджетов субъектов Российской Федерации; бюджетов внебюджетных фондов; контроль за состоянием внешнего и внутреннего долга; государственных резервов.
Объект финансового контроля не ограничивается проверкой только денежных средств. В конечном итоге он означает контроль за использованием материальных, трудовых, природных и других ресурсов страны, поскольку в современных условиях процесс производства и распределения опосредствуется денежными отношениями.
Конкретные формы и методы финансового контроля позволяют обеспечить интересы и права как государства и его учреждений, так и всех других экономических субъектов у финансовые нарушения влекут санкции и штрафы.
Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой политики государства, создания условий для финансовой стабилизации. Это, прежде всего разработка, утверждение и исполнение бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также контроль за финансовой деятельностью государственных предприятий и учреждений, государственных банков и корпораций. Финансовый контроль со стороны государства, негосударственной сферы экономики затрагивает лишь сферу выполнения денежных обязательств перед государством, включая налоги и другие платежи, соблюдение законности и целесообразности при расходовании выделенных или бюджетных субсидий и кредитов, а также соблюдение установленных правительством правил организации денежных расчетов, ведения учета и отчетности.
Финансовый контроль за деятельностью предприятий включает также контроль со стороны кредитных организаций, акционеров и внутренний контроль.
Финансовый контроль присущ всем финансово-правовым институтам. Поэтому помимо общих финансово-правовых норм, регулирующих организацию и порядок проведения финансового контроля в целом, имеются нормы, предусматривающие его специфику в отдельных финансовых правовых институтах.
Значение финансового контроля выражается в том, что при его проведении проверяются, во-первых, соблюдение установленного правопорядка в процессе финансовой деятельности государственными и общественными органами, предприятиями, учреждениями, во-вторых, экономическая обоснованность и эффективность осуществляемых действий, соответствие их задачам государства.






0 коммент.:
Отправить комментарий