26 мар. 2012 г.
Home »
» Управление финансами
Управление финансами
Управление финансами в РФ прежде всего осуществляют высшие законодательные органы власти.
Это Федеральное Собрание и его две палаты — Государствен¬ная Дума и Совет Федерации. Такое управление имеет место при рассмотрении и утверждении федерального бюджета России и утверждении отчета о его исполнении. Федеральное Собрание рассматривает также законы о налогах, сборах и обязательных платежах. Кроме того, оно устанавливает предельный размер го¬сударственного внутреннего и внешнего долга.
Министерство финансов РФ и его органы на местах — важней¬ший орган, осуществляющий управление финансами РФ.
Основными задачами Министерства финансов РФ являются:
- разработка и реализация стратегических направлений еди¬ной государственной финансовой политики;
- составление проекта и исполнение федерального бюджета;
- обеспечение устойчивости государственных финансов и их активного воздействия на социально-экономическое раз¬витие страны, на осуществление мер по развитию финан¬сового рынка;
- концентрация финансовых ресурсов на приоритетных на¬
правлениях социально-экономического развития РФ;
- разработка предложений по привлечению в экономику
страны иностранных кредитов;
- совершенствование методов бюджетного планирования,
финансирования и отчетности;
- осуществление финансового контроля за рациональным и
целевым расходованием бюджетных средств и средств го¬сударственных (федеральных) внебюджетных фондов.
Министерство финансов РФ выполняет следующие функции:
1) участвует в работе по составлению долговременных и крат¬косрочных прогнозов функционирования экономики, совместно
с федеральными органами исполнительной власти определяет по¬требность в государственных централизованных ресурсах, подго¬тавливает предложения о распределении их между федеральным бюджетом и государственными федеральными внебюджетными
фондами;
2) организует работу по составлению проекта федерального бюджета, прогноза консолидированного бюджета РФ, разраба¬тывает проекты нормативов отчислений от федеральных нало¬гов, сборов, размеров и дотаций и субвенций из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации;
3) обеспечивает исполнение федерального бюджета, а также
государственных федеральных внебюджетных фондов;
4) разрабатывает с участием Министерства РФ по налогам и сборам, Федеральной службы налоговой полиции РФ предложения
5) по совершенствованию налоговой политики и налоговой системы;
принимает участие в определении ценовой политики;
6) принимает участие в работе по совершенствованию стра¬ховой деятельности в стране;
7) разрабатывает предложения по выпуску и размещению, а также осуществляет выпуск государственных внутренних
займов РФ;
8) разрабатывает предложения по формированию и развитию финансового рынка;
9) осуществляет по поручению Правительства РФ сотрудни¬чество с международными финансовыми организациями;
10) разрабатывает проекты программ внешних заимствова¬ний РФ.
Важнейшими департаментами Министерства финансов Рос¬сии являются: бюджетный департамент,; который составляет проект федерального бюджета; отраслевые департаменты фи¬нансирования промышленности; строительства и строитель¬ной индустрии; транспортных систем и связи; сельского хо¬зяйства, пищевой промышленности и охраны природы; обо¬ронного комплекса и др.; иностранных кредитов и внешнего долга; налоговых реформ; государственных ценных бумаг и финансового рынка и др.
Важное подразделение Министерства финансов — Главное управление федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.
Министерство РФ по налогам и сборам и его органы на местах осуществляют контроль за правильным исчислением, полнотой и своевременностью взносов в бюджет всех обязательных платежей.
Территориальные инспекции Министерства РФ по налогам и сборам обязаны:
- действовать в строгом соответствии с законодательством;
- осуществлять контроль за соблюдением налогового зако¬нодательства по вопросам правильного исчисления, пол¬ноты и своевременности внесения налогов в бюджет и во внебюджетные фонды;
- вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;
- проводить проверки налогоплательщиков;
ежемесячно представлять финансовым органам и органам Федерального казначейства сведения о фактически посту¬пивших суммах налогов и других платежей в бюджет;
- информировать Министерство финансов о всех случаях неуплаты предприятиями налогов;
- осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых с налогоплательщиков штрафов и
- пеней.
Федеральная служба налоговой полиции РФ. С деятельностью Государственной налоговой службы была тесно связана работа Департамента налоговой полиции РФ, Созданного в июле 1993 г.: предупреждение, выявление и пресечение налоговых преступлений, оперативно-розыскная деятельность и контроль за исполнением налогового законодательства, а также обеспечение безопасной дея¬тельности налоговых инспекций, защита их сотрудников от проти¬воправных посягательств при исполнении ими служебных обязан¬ностей, предупреждение, выявление и пресечение коррупции в на¬логовых органах. Права и обязанности налоговых полицейских оп¬ределены Законом о федеральных органах налоговой полиции.
Налоговая полиция имеет право налагать административный арест в установленном порядке на имущество лиц, уклонившихся от уплаты налогов, и осуществлять проверки, оформляя их актами.
В конце декабря 1995 г. Департамент налоговой полиции РФ был переименован в Федеральную службу налоговой полиции РФ, ко¬торая получила новые полномочия: право возбуждать уголовное дело, проводить по нему дознание, предварительное следствие и передавать материалы непосредственно в суд. Это направлено на уменьшение числа правонарушений и преступлений в области на¬логообложения и должно повысить собираемость налогов.
Государственный таможенный комитет РФ (ГТК РФ) несет от¬ветственность за поступление таможенных пошлин РФ. Он обязан:
1) проводить налоговые проверки по налогам, взимаемым таможенными органами;
2) проверять все документы, связанные с исчислением и уп¬латой налогов, взимаемых таможенными органами;
3) приостанавливать операции налогоплательщиков по сче¬там в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства;
4) проводить взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных налоговым законодательством.
В целом таможенные органы осуществляют контроль за со¬блюдением налогового законодательства при пересечении това¬ров границы РФ, правильностью исчисления и уплатой тамо¬женных пошлин.
Финансовый менеджмент. В условиях перехода на рыночные отношения исключительно важное значение имеет также эф¬фективное управление ресурсами предприятий различных форм соб¬ственности — финансовый менеджмент.
В условиях административно-командной системы, централи¬зованно планируемой социалистической экономики финансо¬вый менеджмент не получил должного развития. При переходе к рыночным механизмам финансовый менеджмент приобретает первостепенное значение.
В странах с развитой рыночной экономикой в 90-е годы наи¬большее воздействие на финансы акционерных обществ и пред¬приятий оказывали интернационализация хозяйственной жизни, глобализация деловых операций и расширение применения ком¬пьютерной техники.
Осуществление деловых операций в глобальном масштабе об¬легчает условия воспроизводства любой корпорации и улучшает ее финансовое положение. Это в полной мере относится и к компаниям, специализирующимся в сфере оказания услуг, вклю¬чая банки, рекламные агентства, бухгалтерские фирмы и т.д.
Конечно, всегда будут функционировать предприятия, ори¬ентированные только на национальные рынки, но предприни¬мателям следует иметь в виду, что наибольшие возможности для успешной деятельности имеют те предприятия, которые строят свой бизнес в глобальном масштабе.
В 90-х годах происходило дальнейшее развитие компьютерной и телекоммуникационной технологий, резко изменившее процесс принятия финансовых решений. Головные компании снабжены системой персональных компьютеров, связанных с локальной се¬тью, с компьютерами поставщиков и потребителей, что позволяет финансовому менеджеру постоянно обмениваться интересующей его информацией и принимать наиболее рациональные решения.
Основная задача финансового менеджмента по мобилизации и использованию денежных фондов корпораций состоит в мак¬симизации реальных пассивов и активов корпораций. При этом важнейшее значение имеют следующие кардинальные вопросы финансового менеджмента.
1) Планирование и прогнозирование финансовой стороны деятельности корпораций. Финансовое управление корпорации разра¬батывает финансовые планы, которые представляют собой прогнозы объема производства и реализации продукции, развития научно-технического прогресса, внедрения новых управленческих решений и финансовых ресурсов их обеспечения (на один год и пять лет). Такие финансовые планы определяются для каждого подразделения корпорации, т.е. для отдельных фирм в рамках корпорации и для отдельных отраслевых управлений (департаментов) внутри одной фирмы. Главные показатели в процессе финансового планирования: объем реализации продукции, прибыль, капитальные вложения.
2) Принятие наиболее целесообразных решений в процессе
инвестирования крупных средств. Успешно функционирующая
корпорация имеет быстро растущий объем реализации продук¬ции, что требует новых инвестиций на расширение производства (приобретение оборудования, проведение НИОКР и т.д.). Фи¬нансовый менеджер должен определить оптимальные темпы рос¬та объема реализации, структуру привлекаемых средств, методы их мобилизации; способы инвестирования — за счет кредитов банков или путем выпуска собственных акций и облигаций; и случае банковского кредита — долгосрочный или краткосрочный.
3) Координация финансовой деятельности корпорации со все¬ми ее службами. Например, решения в области маркетинга влияют на объем реализации, что в свою очередь оказывает воз¬действие на размер прибыли и инвестиций.
4) Проведение крупных операций на финансовом рынке по мобилизации дополнительных капиталов, реализации соб¬ственных акций и облигаций.
Национальные и транснациональные корпорации, имеющие организационно-правовую форму акционерных обществ, имею) крупные финансовые управления. Так, финансовое управление американской корпорации «Дюпон» включает девять отделов и 29 секторов. Главный менеджер по финансовым вопросам является вице-президентом корпорации и непосредственно подотчетен ее президенту. Ему подчинены главный казначей и главный финансовый контролер корпорации.
Традиционные функции главного казначея состоят в следующем: планирование финансовых ресурсов корпорации исходя и
текущих и новых операций, финансирование этих операций, рас¬пределение выручки от реализации продукции по соответствую¬щим фондам, управление кассовой наличностью, рыночными ценными бумагами корпорации, планирование структуры капитала фирмы, т.е. соотношения основного и оборотного капитала, собст¬венных и привлеченных средств. Кроме того, в ведении казначея находятся оплата управленческого персонала, а также формирова¬ние и использование пенсионного и резервных фондов.
К традиционным функциям главного контролера относятся: разработка ежегодного отчета корпорации, включающего отчет о прибылях и убытках, отчетный баланс и другие документы. Главный контролер несет ответственность за ведение бухгалтер¬ского учета и аудиторскую деятельность, за все вопросы налого¬вого обложения и информацию, предоставляемую государствен¬ным органам.
Вице-президент по финансам с другими членами совета ди¬ректоров корпорации и ее президентом определяют важнейшие вопросы развития корпорации: крупные капитальные вложения, направления развития производства (включающие производи¬мые виды продукции, рыночную стратегию), цены, уровень за¬работной платы, займовую политику, проведение политики в области дивидендов по акциям. Руководство корпорации долж¬но предусмотреть не только степень риска при новых крупных капитальных вложениях и сроки их окупаемости, но и форму поступления средств (в форме наличных денег, коммерческого кредита, бартерной сделки). Особый вопрос состоит в том, ка¬ким образом новые инвестиции скажутся на финансовых ре¬зультатах деятельности корпорации, на движении курса акций и величине прибыли.
Таким образом, основными методами финансового управле¬ния являются: прогнозирование, планирование, налогообложение, самофинансирование, кредитование, система расчетов, система амортизационных отчислений, вопросы стимулирования, система финансовых санкций.
0 коммент.:
Отправить комментарий