19 мар. 2012 г.
Home »
» Совокупность финансовых показателей и процессов.
Совокупность финансовых показателей и процессов.
Попытаемся ответить на вопрос: чем управляет финансовый менеджер? В
самом общем виде ответ на поставленный вопрос содержится в названии настоящего
раздела. Это – комплексы финансовых задач, каковыми являются финансовые
показатели: показатели денежных доходов и расходов, а также процессы их
осуществления и, что особенно важно, показатели оценки эффективности финансово-
хозяйственной деятельности предприятия (объединения).
Учитывая, что все финансовые показатели - доходов и поступлений, расходов и
отчислений, оценки эффективности - образуются в процессе денежных отношений
предприятия со своими контрагентами внутри- и внепроизводственной среды,
попытаемся определить сферы и контрагентов (субъектов) этих отношений.
Представим эти отношения следующей схемой (рис.3.3.).
1-й вид. Это в основном отношения по поводу оплаты (и стимулирования)
живого труда. Их масштаб можно представить себе по статистической информации о
средней заработной плате, включая премирование, и о доходах владельцев
собственности (акционеров), рабочих, служащих, крестьян, кооператоров, а также о
численности соответствующих социальных групп трудящихся.
Сюда же относятся выплаты ссуд, дивидендов, процентов и прочих доходов,
командировочных, других подотчетных сумм и обратный, значительно меньший поток
денег: возврат ссуд, подотчетных сумм, уплата штрафов и пр. Эта сфера обеспечивает
движение наличных денег и представляет главный канал их выпуска в обращение.
2-й вид. Внутриотраслевые денежные отношения, или отношения по
вертикали, охватывающие, с одной стороны, внутрипроизводственный хозрасчет
(между цехами и другими подразделениями предприятий), сегодня, к сожалению,
недостаточно развитый и не имеющий определенной методологической схемы, а с
другой стороны, взаимоотношения предприятий с вышестоящими хозяйственными
отраслевыми звеньями управления: производственными, научно-производственными
объединениями, холдинговыми компаниями, межотраслевыми объединениями и
иными производственными ассоциациями, наконец, с отраслевыми министерствами. В
последнем случае новыми условиями хозяйствования эти взаимоотношения
регламентированы: на нормативной основе в отраслях создаются централизованные
фонды и резервы с известными направлениями расходования средств,
выравнивающими научно-техническое и социально-экономическое развитие отдельных
предприятий.
1. предприятиями и занятыми на них трудящимися;
2. подразделениями внутри отрасли и предприятия;
3. поставщиками и плательщиками;
4. предприятиями и государством - федеральным,
региональными,
местными бюджетами и внебюджетными фондами;
5. предприятиями и кредитной системой;
6. предприятиями и биржами (фондовыми, валютными,
товарными), страховыми организациями, имущественны-
ми фондами и прочими институтами или звеньями финан-
сово - кредитной системы;
7.населением и государством, а также общественными орга-
низациями и институтами финансовой инфраструктуры.
Рисунок 3.3. Схема финансовых отношений
Вертикаль денежных отношений проходит через само предприятие (основную
хозяйственную ячейку), где образуется, движется и накапливается капитал, в том
числе через специальные фонды и резервы, обеспечивающие финансирование
простого и расширенного воспроизводства (амортизационный фонд, фонд развития
производства, науки и техники, фонд оборотных средств и т.д.) и фонд социального
развития коллектива или, что то же самое, фонд потребления и фонд накопления.
3-й вид. Каждое предприятие является поставщиком продукции (хозяйственных
услуг) и одновременно покупателем таковых. Масштаб и характер денежных
отношений в этой экономической цепочке зависят от многих факторов: объема
деятельности объема инвестиций, структуры издержек и длительности оборота денег,
авансируемых в текущие и капитальные затраты, уровня цен и отраслевой специфики
производственных связей и пр. Все это отражается в хозяйственных договорах между
контрагентами.
4-й вид. Взаимоотношения с бюджетом и внебюджетными фондами.
Преобладающая часть бюджетных и других централизованных доходов формируется
за счет средств предприятий.
Исторически категория финансов порождена возникновением государства,
требующего для своего содержания поступления доходов. Рассматриваемая сфера
денежных отношений связывает две составляющие финансов - общегосударственные
и отраслевые финансы, выделившиеся как самостоятельная область научных знаний с
конца 1950-х годов. Ныне - это главный канал финансовой связи предприятий с
государством.
5-й вид. Взаимоотношения с кредитной системой, или с банками,
охватывающие не только ссудные операции (выдача и возврат кредита, уплата и
получение процентов), хранение и накопление денежных средств для последующего их
авансирования в текущие и капитальные затраты, но и реинвестирование и
инновационную деятельность, а также кассовые операции по безналичным и налично-
денежным расчетам, т.е. организацию денежного обращения внутри страны и по
внешнеэкономическим контактам.
И хотя кредит - самостоятельная экономическая категория, ее сущность и
функции идентичны финансам, только действуют на началах возвратности, и поэтому
правомерно считать кредит специфической частью финансов.
6-й вид. В целом денежные отношения с предприятиями состоят из
инвестиций (биржи, фонды, финансовые компании) или покрытия затрат предприятий в
виде платежей страховым фирмам, трастовым компаниям, а также получения доходов
(либо убытков) от операций с ценными бумагами, валютой, в виде страхового
возмещения, комиссионных и иных поступлений или компенсаций.
7-й вид. Денежные отношения населения с государством, общественными
организациями и отдельными субъектами финансовой инфраструктуры обращают нас
к общегосударственным финансам. Однако целый ряд платежей в бюджет,
организациям финансово-кредитной системы (в том числе в фонды социального
страхования) и общественным организациям, перечисляемых в безналичном порядке
из заработной платы или доходов населения, осуществляются через предприятия, где
заняты соответствующие категории трудящихся. Рассматриваемая сфера денежных
отношений распространяется на:
1) налоги и неналоговые платежи населения государству, добровольные и
обязательные страховые взносы, покупку облигаций госзаймов и
лотерейных билетов, передачу средств на хранение и ретрансляцию
(например, в аккредитивы) кредитным учреждениям, взносы в фонды
общественных организаций (например, профсоюзы, творческие союзы),
погашение ссуд и уплату процентов и т.д.;
2) ассигнования из бюджета на социальные нужды (в том числе пенсии,
пособия, стипендии), выплаты населению через внебюджетные фонды,
кредитные и страховые учреждения, финансирование из фондов
общественных организаций и добровольных пожертвований и т.п.
Сегодня данная сфера существенно расширяется за счет появления новых
финансовых фондов и видов ценных бумаг, развития сферы услуг населению и форм
привлечения его средств в централизованные фонды.
В добавлении к вышесказанному следует отнести и сами финансовые
показатели доходов, расходов или оценки результатов описанных выше процессов
образования доходов и осуществления расходов (см. комплексы задач на рис. 3.2.).
0 коммент.:
Отправить комментарий