26 мар. 2012 г.

Отрасли специализации

Специализация и структура хозяйства в значительной мере определена сочетанием таких межотраслевых комплексов, как топливно - энергетический, металлургический, машиностроительный, химический, лесопромышленный, строительный и агропромышленный. Топливно – энергетический комплекс обеспечивает функционирование всех отраслей хозяйства. Урал относится к числу районов с низкой обеспеченностью топливно-энергетическими ресурсами. Традиционная отрасль для Урала – угольная промышленность. Большое значение в настоящие время имеет добыча нефти и газа . Нефть добывают на месторождениях Башкортостана и Удмуртии, Пермской и Оренбургской областей, а её переработка сосредоточена в Башкортостане (Уфа, Салават), Пермской области (Пермь) и Оренбургской области (Орск). Основные запасы газа располагаются на очень небольшой площади. Глубина продуктивных горизонтов составляет 1200 – 1800 метров. Обьедененная Уральская энергосистема – это одна из крупнейших в стране, ее основа – теплоэнергетика, базирующая на угле и природном и попутном газе. Она представлена Рефтинской ( 3,8 млн. КВт), Троицкой (2,5 млн. КВт), и Ириклинской (2,4 млн. КВт), Южно-Уральской ГРЭС и др. Развита и гидроэнергетика – самые крупные ГЭС построенны на Ками: Воткинская и Камская; имеют несколько меньших по мощности гидроэлектростанции. На Урале есть атомная электростанция – Белоярская с мощным реактором на быстрых нейтронах. Основа промышленности Урала – метолургический комплекс, в т.ч. черная и цветная металлургия. Черная металлургия Уральского экономического района представлена всеми стадиями производства, начиная от добычи и обогащения железных руд до выплавки чугуна, стали и проката. Урал не покрывает своих потребностей в железной руде собственной добычей, руды дополнительно ввозятся из Курской магнитной аномалии, с Кольского полуострова (на расстояние 3000 – 3500 км), а также из Казахстана (Соколовска – Сарбайские), что значительно ближе. Однако проблема снабжения металлургии Урала железорудным сырьем осложняется в связи с переходом Карагандинского металлургического комбината (Казахстан) на снабжение с Соколовска – Сарбайского ГОКа. Поэтому ставится задача более полной разработки собственных ресурсов железных руд. На базе Качканарской группы месторождений работает один Качканарский горно-обогатительный комбинат, строится второй. Марганцевые руды на Урале пока не добываются , хотя их запасы довольно значительны – 41,3 млн. т. ( Североуральский марганцевый бассейн в Свердловской области ). На Урале есть запасы и хромитовых руд ( Сарановская группа месторождений), но они используются для производства огнеупоров вследствии низкого содержания оксида хрома и высокого содержания кремния. Для выплавки феррохрома применяются хромиты из Казахстана. Урал отличается высоким уровнем концентрации и комбинирования производства черных металлов. Основной тип предприятий – предприятия полного цикла, выпускающие чугун, сталь, и прокат. Наиболеекрупные из них – Магнитогорский, Нижнетагильский, Орско – Халиловский ( Новотроицк ) комбинаты и Челябинский металлургический завод – дают почти 80 % чугуна и 70 % стали, выполняемых в районе. Другие предприятия полного цикла находятся в Чусовом , Серове, Алапаевске, Белорецке, и других центрах. Урале имеется выплавка природнолегированных металлов ( Новотроицк ). Металл , производимый предприятиями Урала, отличается высоким качеством и относительно низкой себестоимостью. Цветная металлургия также является отраслью рыночной специализации Уральского экономического района, отличается очень высоким уровнем развития, представлена производством меди, цинка, никеля. Ведущее место занимает медная промышленность, сырьевой базой которой служат медно – колчеданные руды, залегающие вдоль восточного склона Урала. Предприятия по выплавке черновой меди сосредоточены в районах добыче и руд: в Красноуральске, Кировграде, Ревде, Карабаши, Медногорске. Последующая стадия обработки меди – ее рафинирование – осуществляется на электролитических заводах в Кыштыме и Верхней Пышме. На Урале осуществляются добыча и обогащение никелевых руд. Производство никеля сосредоточено в районах добыче руд: в Южном Зауралье ( Орск ), Уфалейском районе. Алюминиевая промышленность Урала обеспечивается собственным сырьем. Алюминиевые заводы: Богословский ( г.Краснотурьинск), Уральский ( город Каменск – Уральский ) и другие. Энергоемким является также производство титана и магния. На Урале оно представлено Березниковским титано-магниевым комбинатом и Соликамским магниевым заводом, которые базируются на карналлитах Верхнекамского соленосного бассейна . Для производства цинка в Уральском экономическом районе используется как местное сырье, представленное медно – цинковыми рудами, так и привозные концентраты. Крупный центр цинковой промышленности – Челябинск. Машиностроение Урала – крупная отрасль его рыночной специализации, занимает ведущее место в структуре промышленного производства Уральского экономического района. В настоящее время в районе работают почти 150 машиностроительных предприятий , представляющих все подотрасли машиностроения . Многие производства являются металлоемкими, поэтому машиностроение тесно взаимодействует с металлургией. Основные центры тяжелого машиностроения: Екатеринбург ( « Уралмаш » , « Уралхиммаш », « Уралэлектротяжмаш », заводы бурового и металлургического оборудования и др. ), Орск( оборудование для металлургии и горно- рудной промышленности ), Пермь ( горно – шахтное машиностроение ), Уфа ( завод горного оборудования), Карпинск ( производство и ремонт горного оборудования ) и другие. Оборудования для нефтяной и газовой промышленности производится в Салавате, Бузулуки , Троицке и др. Основные направления развития машиностроения Урала следующие : 1. Техническое перевооружение и реконструкция действующих предприятий, внедрение гибких автоматических линий, оборудования со встроенной микропроцессорной техникой и пр., 2. Углубление специализации машиностроительных предприятий. С этой целью в малых и средних городах создаются филиалы и цехи крупных заводов, сюда выводятся « непрофильные » предприятия из больших городов, формируются централизованные ремонтные и обслуживающие производства; 3. Изменение структуры машиностроительного комплекса в сторону увеличения доли наиболее прогрессивных отраслей: станкостроения, производства точной механики, сложной аппаратуры и т. п. Одновременно произойдет дальнейшее углубление специализации района на производстве продукции тяжелого машиностроения. Химическая промышленность - отрасль рыночной специализации Урала – обладает мощной сырьевой базой, использует нефть , попутные нефтяные газы, уголь, соли, серный колчедан , отходы черной и цветной металлургии, лесной промышленности. Уральский экономический регион – один из ведущих в стране по развитию химической промышленности , которая представлена здесь всеми важнейшими производствами : минеральных удобрений, синтетических смол и пластмасс, синтетического каучука, соды, серной кислоты и другие. Фосфатные удобрения выпускаются в Перми , Красноуральске на основе привозных хибинских апатитов. При производстве минеральных удобрений используется серная кислота. Сернокислотная промышленность Урала базируется как на ископаемом сырье ( серный колчедан ), так и на отходах цветной металлургии ( Ревда, Кировоград ) и других отраслей . Содовая промышленность приближена к мосторождениям поваренной соли, а также комбинируется с производством калийных удобрений при наличии известняков и угля . Основные центры на Урале- Березники и Стерлитамак. Химия органического синтеза представлена производством синтетических смол и пластмасс ( Екатеринбург, Уфа , Салават , Нижний Тагил ), синтетического каучука (Стерлитамак, Чайковский), шин ( Екатеринбург,) и другой продукции. Эта отрасль использует как местные, так и поступающие из Западной Сибири нефти и газа. Лесная промышленность - отрасль рыночной специализации Уральского экономического района – работает на собственной сырьевой базе, представлена всеми стадиями производства начиная от заготовки древесины до выпуска конечной продукции ( бумаги, спичек, фанеры, мебели, домостроение и др.). Развита химическая переработка древесины и ее отходов. Важнейшие центры лесной и деревообрабатывающей промышленности расположены в Пермской и Свердловской областях ( Серов, Пермь, Соликамск и др.). Лесозаготовки ведутся преимущественно в южных и центральных частях этих областей, хотя основные лесные массивы находятся на севере. Большое значение имеет целлюлозно-бумажная промышленность Урала, предприятия которой также расположено в Пермской ( Краснокамск, Красновишерск, Соликамск ) и Свердловской ( Новая Ляля ) областях. Основные напрвления дальнейшего развития лесной и целлюлозно-бумажной промышленности : постепенный сдвиг в северные районы Урала, повышение комплексности использовании лесных ресурсов; увеличения химической и химико-механической переработки древесины; реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий. Строительная индустрия - на Урале опирается на собственную сырьевую базу. Это один из ведущих районов по производству цемента, который вырабатывается как на основе природного сырья , так и на основе отходов черной металлургии. Крупнейшие центры цементной промышленности – Магнитогорск, Еманжелинск ( Челябинская область). Значительная роль принадлежит Уралу и в производстве сборного железобетона, домов в панельном исполнении, кирпича, гипса, щебня и другой продукции, которая поступает во многие регионы страны. Строительные организации Уральского экономического района помогают осваивать месторождения нефти и газа в Западной Сибири, строить многие объекты в других районах. В составе Легкой промышленности Уральского экономического района выделяется кожевенно-обувная , построены также предприятия текстильной промышленности, например Чайковский комбинат шелковых тканей в Пермской области. Распространена швейная промышленность. Развитие легкой промышленности в регионе позволяет решать проблему использования ресурсов женского труда в районах концентрации тяжелой промышленности. Агропромышленный комплекс специализирован на производстве зерновой и животноводческой продукции. Площадь сельскохозяйственных угодий 35 млн га, из них 22,4 млн га заняты пашней, а 12,6 млн – естественными кормовыми угодьями. Около 60% всех угодий приходится на Южный, остальные – на Средний и Западный Урал. В структуре посевных площадей зерновые культуры составляют около – 2/5, а кормовые - более 1/3. Остальное приходится примерно в равных долях на технические культуры, картофель и овощи. Наиболее крупной долей зерновых культур отличается Оренбургская, Курганская и Челябинская области, технические (подсолнечник, сахарная свекла, лён) - Оренбургская, Пермская обл. и Башкортостан, картофеля и овощей - Свердловская, Пермская обл., Удмуртия, кормовых культур – Пермская и Свердловская обл. По валовому сбору зерна (от 9 до 16 млн т) Урал уступает только Северному Кавказу и Западной Сибири. По производству картофеля Урал занимает второе место в стране, уступая лишь Центральному району, а овощей - третье (вслед за Центральным районом и Северным Кавказом). В структуре посевных площадей Урала наибольший удельный вес занимает зерновые культуры ( около 65 % ), а также кормовые ( свыше 32 % ). Выращиваются также картофель, овощи, лен-долгунец, подсолнечник, сахарная свекла. Доля технических культур в посевах не велика – не многим более 1,5 % , что связано с их высокой трудоемкостью. Основные посевы зерновых сосредоточены в Оренбургской области и в Башкортостане. Специализация сельского хозяйства Урала меняется с севера на юг. В северной части района молочное животноводство и свиноводство сочетаются с выращиванием картофеля, овощей, льна, ячменя и овса. Южная и юго-восточная части - важнейшие зерновые районы, специализированные на производстве сильных высокобелковых пшениц. Здесь также развиты мясное животноводство и овцеводство. Башкортостан выделяется производством мёда. Транспортный комплекс обеспечивает взаимодействие составных элементов хозяйства. Особенности экономико-географического положения Урала определили конфигурацию его транспортной сети, в которой преобладают широтные направления. Построена меридианная железная дорога, выполняющая внутрирайонные перевозки. Транспорт района отличается высокой грузонапряжённостью, осуществляя перевозки массовых грузов внутри района и транзитные. Преобладает железнодорожный транспорт, наряду с ним хорошо развит трубопроводный. Через Северный и Центральный Урал проложено несколько ниток нефте- и газопроводов из Западной Сибири в европейскую часть страны и за рубеж. Автомобильный транспорт имеет большое значение для внутрирайонных перевозок. Недостаточны протяжённость и качество автомобильных дорог. В Уральском экономическом районе преобладает железнодорожный транспорт. Железнодорожные магистрали пересекают Урал в основном широтном направлении, они осуществляют экономические связи с другими районами. Построена меридиальная железная дорога, выполняющая внутрирайонные перевозки. Предлагается построить Западно-Уральскую меридиальную и Северо-Уральскую широтную железные дороги, намечается строительство вторых путей, так как высока грузонапряженность дорог. Автомобильный транспорт имеет большое значение для внутрирайонных перевозок различных грузов. Недостаточны протяженность и качество автомобильных дорог с твердым покрытием. В дальнейшем намечается создать новые автомобильные и железнодорожные выходы в Северо-Кавказкий, Волго-Вятский, Западно-Сибирский экономические районы и Казахстан.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.