13 мар. 2012 г.
Home »
» ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ И ВОСПРОИЗВОДСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ.
ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В ОБЛАСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ОХРАНЫ И ВОСПРОИЗВОДСТВА ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ.
Пунктом 2 ст. 9 Конституции РФ закреплено, что земля и другие
природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муни-
ципальной и иных формах собственности.
В соответствии с п. 1 ст. 130 Конституции РФ местное самоуправле-
ние в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов
местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципаль-
ной собственностью.
О муниципальной собственности на земельные участки указывается
в п. 2 ст. 6 Закона РСФСР от 24.12.90 г. «О собственности в РСФСР».
Понятия муниципальной собственности шире раскрыты в Законе РФ
от 6.07.91 г. «О местном самоуправлении в Российской Федерации», кото-
рые применяются в части, не противоречащей Указу Президента РФ от
26.10.93 г. Nо 1760 "О реформе местного самоуправления в Российской
Федерации» (пункт 2 данного Указа).
Так, в соответствии с п. 3 ст. 37 Закона РФ «О местном самоуправ-
лении в Российской Федерации» в муниципальной собственности могут
находиться земельные участки, горные отводы, природные объекты (во-
доёмы, леса, луга и другие). А п. 2а ст. 38 данного Закона раскрывает
полномочия местной администрации по распоряжению и управлению объ-
ектами муниципальной собственности. Так, местная администрация впра-
ве передавать находящиеся в муниципальной собственности объекты во
временное или постоянное владение и пользование, сдавать их в аренду,
продавать, отчуждать в порядке и на условиях, предусмотренных законо-
дательством.
К компетенции поселковой, сельской администрации в соответствии
с п. 8, 11 ст. 49 Закона «О местном самоуправлении в Российской Федера-
ции» относятся:
? определение в соответствии с земельным законодательством
порядка предоставления и изъятия земельных участков, а также
распоряжение земельными участками на подведомственной тер-
ритории.
? внесение представления в соответствующую администрацию об
установлении и изменении границ территории посёлка, сельсове-
та, о выделении в его распоряжение дополнительного земельно-
го фонда.
К полномочиям поселковой, сельской администрации в соответст-
вии со ст. 51 вышеназванного Закона также относятся:
1. представление в установленном порядке в бессрочное (постоян-
ное) и временное пользование, передаёт в собственность и сдаёт
в аренду, изымает земельные участки в пределах черты посёлка,
сельсовета, а также из фонда других земель (в том числе земель
запаса) переданного в ведение поселкового, сельского Совета, за
исключением случаев, предусмотренных законодательством;
2. организация ведения земельного кадастра;
3. планирование использования земель, находящихся в ведении
администрации;
4. организация разработки и осуществления генеральных планов,
проектов планировки и застройки посёлков, сельских населенных
пунктов;
5. согласовывание изъятия и предоставления земель, осуществ-
ляемых вышестоящими органами;
6. взимание платы за землю;
7. осуществление государственного контроля за использованием и
охраной земель.
К полномочиям районной администрации в соответствии с п.15,16,
17 ст.55 Закона РФ «О местном самоуправлении в Российской Федера-
ции» относится:
? определение в соответствии с земельным законодательством
порядка –предоставления и изъятия земельных участков, а так-
же распоряжение земельными участками на подведомственной
территории;
? установление границ земель, переданных в ведение поселковых,
сельских администраций по согласованию с ними;
? решение в соответствии с законодательством территориального
устройства; утверждение схем и проектов районной планировки.
К компетенции районной администрации в соответствии со ст. 60
вышеназванного Закона также относится:
? предоставление в установленном порядке в бессрочное (посто-
янное) и временное пользование, передача в собственность и
предоставление в аренду, изъятие земельных участков из всех
земель в границах района, за исключением случаев, предусмот-
ренных законодательством;
? организация ведения земельного кадастра;
? планирование использования земель, находящихся в ведении
района;
? организация разработки и осуществления планов земельно-
хозяйственного устройства населенных пунктов на территории
района;
? взимание платы за землю;
? установление границ территорий земель, передаваемых в веде-
ние поселковых, сельских администраций по согласованию с ни-
ми;
? осуществление государственного контроля за использованием и
охраной земель;
? осуществление контроля на территории района по выполнению
всеми землепользователями обязательств по повышению плодо-
родия почв, борьбе с эрозией, рекультивации нарушенных зе-
мель;
? организация проведения работ по землеустройству, вынесение
заключений по планам землеустроительных работ на территории
района;
? определение условий проведения изыскательных работ на тер-
ритории района.
В соответствии с Указом Президента РФ от 22 декабря 1993 года
№2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации»
установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно ут-
верждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную
собственность, в соответствии с приложением № 3 к Постановлению ВС
Российской Федерации от 27 декабря 1991 года «О разграничении госу-
дарственной собственности в Российской Федерации на федеральную
собственность, государственную собственность республик в составе Рос-
сийской Федерации, краев, областей, автономных округов, городов Москвы
и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность».
Передача объектов (имущества), относящихся к муниципальной
собственности, в государственную собственность субъектов Российской
Федерации или федеральную собственность осуществляется с согласия
органов местного самоуправления либо по решению суда.
Решение органов местного самоуправления о включении объектов
(имущества) в состав муниципальной собственности могут быть оспорены
в судебном порядке.
В связи с принятием Указа Президента РФ от 24.12.93 г. № 2287 «О
приведении земельного законодательства Российской Федерации в соот-
ветствие с Конституцией Российской Федерации» утратили силу многие
нормы Земельного Кодекса РСФСР, раскрывающие компетенцию местных
администраций, а также регулирующие порядок предоставление земли и
прекращения прав на нее. В данной ситуации необходимо руководство-
ваться действующим законодательством, которое регулирует возникаю-
щие вопросы.
Так, вопросу собственности граждан на землю посвящен п.1 ст.49
Основ гражданского законодательства Союза ССР, предусматривающий,
что земельные участки предоставляются гражданам в пользование для
производства сельскохозяйственной продукции, в том числе для ведения
подсобного хозяйства и садоводства, для возведения и использования
жилых домов и иных строений на праве собственности, а также для удов-
летворения других нужд, предусмотренными законодательными актами.
Законодательными актами может быть предусмотрена передача гражда-
нам земельных участков в собственность.
В соответствии с п.1 ст.12 Закона РСФСР от 24.12.90 г. « О собст-
венности в РСФСР » граждане вправе приобрести для ведения сельскохо-
зяйственного производства, а также жилого дома, садоводства и огород-
ничества земельные участки в собственность.
Право граждан РФ на получение в частную собственность и на про-
дажу земельного участка для ведения личного подсобного и дачного хо-
зяйства, садоводства и индивидуального жилищного строительства закре-
плено в Законе РФ от 23 декабря 1992 года.
Пунктом 4 Указа Президента РФ от 23.04.93 г. № 480 «О дополни-
тельных мерах по наделению граждан земельными участками» установле-
но, что органами исполнительной власти обеспечить до 1995 г. заверше-
ние перерегистрации ранее предоставленных в пользование граждан зе-
мельных участков. Форма предоставления земельных участков в собст-
венность, аренда определяется по желанию граждан.
Кроме того, установлено, что при перерегистрации земельного уча-
стка, ранее предоставленного бесплатно в собственность гражданина, в
собственность ему бесплатно передаётся участок или часть его в преде-
лах действующих на момент перерегистрации предельных норм предос-
тавления земельных участков, остальная часть по желанию гражданина
выкупается им в собственность по договорной цене.
За юридическими лицами право собственности на землю закрепле-
но ст. 58 Земельного Кодекса РСФСР, а также в «Порядке продажи зе-
мельных участков при приватизации государственных и муниципальных
предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предпри-
ятий, а также предоставленных гражданам и их объединениям для пред-
принимательской деятельности», утверждённом Указом Президента РФ от
14.06.92 г. №631.
Порядок предоставления земельных отношений закреплен в ст. 57,
58, 64, 66, 68, 80, 85, 86 Земельного Кодекса РСФСР.
В соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 27.10.93 г. №1767 «О
регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в
России» каждому собственнику земельного участка выдаётся свидетель-
ство на право собственности на землю, которое подлежит регистрации в
регистрационной (поземельной) книге.
При первичном предоставлении земельного участка свидетельство
выдаётся соответствующим комитетом по земельным ресурсам и земле-
устройству по решению местной администрации. При купле-продаже зе-
мельных участков и других случаях перехода права собственности на зем-
лю свидетельство выдаётся вышеназванным комитетом на основании до-
говора купли-продажи (купчей) или иного документа, переход права собст-
венности на землю.
Процедура ускоренного оформления права собственности на зе-
мельный участок и земельную долю (пай) или выдела участка в натуре
предусмотрена п. 9 вышеназванного Указа Президента.
Вопросы регулирования общей собственности (долевой, совмест-
ной) также отражены в данном Указе. Так п. 5 закреплено, что каждому
члену коллектива сельскохозяйственного предприятия, которому земля
принадлежит на праве общей или совместной или долевой собственности
выдаётся свидетельство на право собственности на землю с указанием
площади земельной доли (пая) без выдела в натуре.
Сельскохозяйственные предприятия, членами коллективов которых
земля принадлежит на праве общей совместной или общей долевой соб-
ственности в 2-х недельный срок с момента подачи членом коллектива за-
явления о выдаче свидетельства предоставляют в органы местной адми-
нистрации списки собственников с указанием размеров принадлежащих
им земельных долей (паев).
Однако до настоящего времени порядок выкупа земельных долей и
перераспределения выкупленных земель не утвержден.
В соответствии с п.4 данного Указа все споры, связанные с отчуж-
дением и приобретением земельных участков, а также другие земельные
споры рассматриваются в судебном порядке.
Прекращение прав на землю регулируется исходя из общих норм и
смысла гражданского законодательства. Так, в соответствии со ст. 3 Основ
гражданского законодательства Союза ССР гражданские права и обязан-
ности возникают:
Из договоров и иных сделок, предусмотренных законодательством,
а также из сделок, хотя и не предусмотренных им, но не противоречащих
законодательству;
Из административных актов, порождающих в силу законодательства
гражданско-правовые последствия;
В следствии иных действий граждан и юридических лиц;
В следствии событий , с которыми законодательство связывает на-
ступление гражданско-правовых последствий.
В соответствии п.1 ст.7 Закона РСФСР от 24.12.90 года «О собст-
венности в РСФСР» гражданин или другое лицо , если иное не предусмот-
рено законом или договором, приобретает право собственности на имуще-
ство, приобретенное им по основаниям, не противоречащих закону.
Пунктом 4 данной статьи предусмотрено, что прекращение права
собственности помимо воли собственника не допускается за исключением
случаев обращения на это имущество по обязательствам собственника, в
случаях и порядке, предусмотренными законодательными актами РСФСР
и республик , входящих в РФ, принудительного отчуждения имущества, ко-
торое не может принадлежать данному собственнику в силу закона, рекви-
зиции и конфискации.
В случаях стихийных бедствий , аварий, эпидемий, эпизоотий и при
иных обстоятельствах, носящих чрезвычайный характер , имущество в ин-
тересах общества по решению органов государственной власти может
быть изъято у собственника в порядке и на условиях, установленных зако-
нодательными актами с выплатой ему стоимости имущества (реквизиция).
Прекращение деятельности крестьянского хозяйства закреплено в
разделе УП Закона РСФСР от 27.12.90 г. «О крестьянском (фермерском)
хозяйстве» . Условиями прекращения деятельности крестьянского хозяй-
ства в соответствии со ст. 32 данного Закона являются:
А) Не использование земельного участка в сельскохозяйственных
целях в течение одного года;
Б) решение членов крестьянского хозяйства о прекращении его дея-
тельности;
В) если не остается ни одного члена хозяйства или наследника, же-
лающего продолжить деятельность хозяйства;
Г) использование земельного участка методами , приводящими к
деградации земли;
Д) изъятие земельного участка в установленном законом порядке
для государственных и общественных нужд;
Е) в связи с банкротством.
В связи с признанием Указом Президента РФ от 24.12.93 г. № 2287
не действующими ст. 65, 67 Земельного Кодекса РСФСР, предусматри-
вавшим порядок наследования земельного участка для ведения личного
подсобного хозяйства и наследование права собственности на землю,
права владения земельным участком для садоводства – в настоящее вре-
мя для регулирования данных отношений необходимо руководствоваться
УП «Наследственное право» Гражданского Кодекса РСФСР. Так, в соот-
ветствии со ст. 546 ГК РСФСР для приобретения наследства наследник
должен его принять. Не допускается принятие наследства под условием и
с оговорками.
Признается, что наследник принял наследство, когда он фактически
вступил во владение наследственным имуществом или когда он подал но-
тариальному органу по месту открытия наследства заявление о принятии
наследства.
Указанные действия должны быть совершены в течение 6 месяцев
со дня открытия наследства.
Порядок наследования земельного участка, находящегося в собст-
венности, переданного на условиях аренды гражданам, ведущим кресть-
янское (фермерское) хозяйство закреплен в ст.61 и 62 Земельного Кодекса
РСФСР и заключается в следующем.
Земельный участок передается по наследству одному из членов
этого хозяйства по согласованию с другими членами этого хозяйства. При
отсутствии такового земельный участок передается одному из наследни-
ков имущества умершего, изъявившего желание вести крестьянское хо-
зяйство в соответствии с требованиями, установленными ст.58 Земельно-
го Кодекса РСФСР, а именно, достижение 18-летнего возраста, наличие
опыта работы в сельском хозяйстве и соответствующей квалификации ли-
бо прохождение специальной подготовки. При наличии нескольких таких
наследников выбор производится на конкурсной основе в местной Адми-
нистрации, в ведении которой находится земельный участок. Споры о пре-
имущественном праве наследования земельного участка рассматривают-
ся в суде.
При отсутствии наследников, желающих вести крестьянское хозяй-
ство, земельный участок передается по наследству в размерах, установ-
ленных для ведения личного подсобного хозяйства, для обслуживания
жилого дома, либо для садоводства или животноводства.
Важным нормативным актом в части регулирования земельных от-
ношений представляется и постановление Совета Министров Правитель-
ства РФ от 12.07.93 г. № 659 «О проведении инвентаризации земель для
определения возможности их предоставления гражданам» . В соответст-
вии с п.4,5,7,8, Положения о порядке проведения инвентаризации земель,
утвержденного данным постановлением, при проведении инвентаризации
выявляется: соответствие документов, удостоверяющих право юридиче-
ских лиц на землю, фактически используемым земельным участком;
Неиспользуемые либо используемые не по назначению земельные
участки, нарушенные и отработанные земли, подлежащие рекультивации;
Земли лесного фонда, непокрытые лесами, а также покрытые кус-
тарником, малоценными лесными породами, расположенные за предела-
ми пригородных земельных зон и других особо охраняемых территорий .
На основании проведенных работ комиссией разрабатываются
предложения по их дальнейшему использованию и установлению право-
вого режима земельных участков рассматриваются местной администра-
цией с участием представителя комитета по земельным ресурсам и зем-
леустройству области и направляются в органы исполнительной власти
для утверждения и принятия решения о дальнейшем использовании этих
земель.
Утверждённые материалы инвентаризации земель являются осно-
ванием для перерегистрации прав на землю и внесения соответствующих
изменений в земельно-кадастровую документацию.
Указом Президента РФ от16.12.93г. №2162 «Об усилении государ-
ственного контроля за использованием и охраной земель при проведении
земельной реформы» и Постановлении СМ Правительства РФ от
23.12.93г. №1362 «Об утверждения Положения о порядке осуществления
государственного контроля за использованием и охраной земель в Рос-
сийской Федерации» установлен порядок осуществления государственно-
го контроля за использованием и охраной земель в Российской Федера-
ции. Этот порядок является обязательным для исполнения всеми физиче-
скими, должностными и юридическими лицами.
Так, п.2, 3 Положения установлено, что госземконтроль осуществ-
ляется соответствующими органами представительной и исполнительной
власти, а также специально уполномоченными на то государственными ор-
ганами в соответствии с действующим законодательством. Специально
уполномоченными государственными органами, осуществляющими гос-
земконтроль, являются:
? Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и зем-
леустройству и его органы на местах;
? Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов
и его органы на местах;
? Государственный комитет санитарно-эпидемиологического над-
зора Российской Федерации, органы и учреждения санитарно-
эпидемиологической службы Российской Федерации;
? Государственный комитет Российской Федерации по вопросам
архитектуры и строительства и его органы на местах.
Эти органы осуществляют свои функции во взаимодействии с орга-
нами представительной и исполнительной власти и между собой.
Органы местного самоуправления, при осуществления контроля за
использованием земель, вправе:
? Принимать меры, направленные к устранению нарушений зе-
мельного законодательства;
? Информировать население о состоянии земельного фонда, эф-
фективности его использования и принимаемых мерах по охране
и воспроизводству земельных ресурсов;
? Контролировать соблюдение установленного режима использо-
вания земельных участков в соответствии с их целевым назначе-
нием;
? Обеспечивать выполнение природоохранных требований при от-
воде земель под все виды хозяйственной деятельности;
? Контролируют соблюдение экологических норм при проектирова-
нии, строительстве и эксплуатации предприятий и других объек-
тов.
Кроме того органы местного самоуправления решают некоторые во-
просы, связанные с использованием и охраной других природных ресур-
сов. Хотя вопросы владения, использования и распоряжения недрами на-
ходятся в совместном ведении РФ и её субъектов, тем не менее, в соот-
ветствии с Федеральным законом «О недрах», в компетенцию органов ме-
стного самоуправления входят:
? участие в решении вопросов, связанных с социально-
экономических и экологических интересов населения муници-
пального образования, при предоставлении недр в пользование и
отводе земельных участков, необходимых для осуществления
землепользования;
? развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной
промышленности;
? предоставление в соответствии с установленным порядком раз-
решений на разработку месторождений общераспространённых
полезных ископаемых;
? контроль за использованием и охраной недр при добыче обще-
распространённых полезных ископаемых.
Органы местного самоуправления в соответствии с законами РФ и
субъектов федерации получают плату, в том числе и в натуральной фор-
ме, от недропользователей, которые добывают природные ресурсы на
территории муниципального образования.
Как бы ни было велико значение использования природно-
ресурсного потенциала территории муниципального образования, как ми-
нимум, не меньшее значение в деятельности органов местного само-
управления приобретает деятельность, в сфере охрены окружающей сре-
ды.
Полномочия органов местного самоуправления в сфере охраны ок-
ружающей среды закреплены в законе РФ «Об охране окружающей при-
родной среды», других федеральных законах и законах субъектов феде-
рации.
Органы местного самоуправления во взаимодействии с соответст-
вующими органами государственного управления обеспечивают учет и
оценку состояния природной среды в границах муниципального образова-
ния.
Принимая планы и программы социально-экономического развития
муниципального образования, органы местного самоуправления учитыва-
ют необходимость решения задач охраны окружающей природной среды,
а именно:
? экологически безопасное развитие местной промышленности и
сельского хозяйства;
? рациональное использование природных ресурсов;
? утилизация и захоронение отходов.
Так как конечной целью органов местного самоуправления является
создание благоприятной среды обитания для населения муниципального
образования, то это предполагает, что органы местного самоуправления
вправе принимать решения об ограничении, приостановлении и прекра-
щении экологически вредной деятельности.
Рассмотрим и другие задачи, кроме контроля, органов местного са-
моуправления в сфере регулирования земельных отношений.
Планирование использования земель в долгосрочном плане осуще-
ствляется органами местного самоуправления , через рассмотрение и ут-
верждение долгосрочных планов, проектов и схем районной планировки, а
также проектов застройки городских и сельских поселений. В свою оче-
редь, принятие обоснованных решений по рациональному использованию
земельных ресурсов невозможно без учета данных, содержащихся в зе-
мельном кадастре. Ведение кадастра возложено, в частности, на город-
ские и районные комитеты по земельным ресурсам и землеустройству.
Другой задачей является организация землеустройства, которое
представляет собой систему мероприятий, направленных на осуществле-
ние земельного законодательства, актов соответствующих органов власти
по организации использования и охраны земель, создания благоприятной
экологической среды и улучшения природных ландшафтов. Цели земле-
устройства определяются целевым назначением земель. Однако, незави-
симо по чьей инициативе и с какой целью выполняются землеустроитель-
ные работы, правовым основанием для их начала служит решение мест-
ной администрации. Важной составной частью работ по землеустройству,
является мелиорация земель. Полномочия органов местного самоуправ-
ления в этой сфере закреплены Федеральным законом «О мелиорации
земель» от10.01.96г. К этим полномочиям относятся:
? владение, пользование и распоряжение мелиоративными систе-
мами и отдельными гидротехническими сооружениями, находя-
щимися в муниципальной собственности.
? участие в экспертизе проектов мелиорационных систем и от-
дельных гидротехнических сооружений.
? Координация и регулирование в пределах своей компетенции
деятельности физических и юридических лиц в области мелио-
рации земель.
Следующим направлением деятельности органов местного само-
управления является оформление прав собственности на землю. Совер-
шение сделок с земельными участками регулируется гражданским законо-
дательством с учетом земельного, лесного и природоохранительного за-
конодательства. В условиях отсутствия Земельного кодекса, важную роль
в регулировании земельных отношений играют указы Президента РФ. От-
метим, что около 40 миллионов граждан РФ получили в собственность зе-
мельные участки, а 12 миллионов сельских жителей стали собственниками
земельных паёв.
Взимание платы за землю является ещё одним направлением дея-
тельности органов местного самоуправления. Формами платы за землю
являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли. В
соответствии с Законом РФ «О плате за землю» от11.10.91г., использова-
ние земли является платным. Закон закрепляет за органами местного са-
моуправления ряд полномочий:
? Повышать ставки земельного налога, но не более чем в два
раза;
? Устанавливать льготы по земельному налогу в виде частичного
освобождения на определённый срок, отсрочки выплаты, пони-
жение ставки земельного налога для отдельных плательщиков в
пределах суммы налога, оставшейся в распоряжении органов
местного самоуправления.
? При аренде земель, находящихся в муниципальной собственно-
сти, исполнительные органы местного самоуправления устанав-
ливают базовые размеры арендной платы по видам использова-
ния земель. Плата может быть установлена, как в денежной, так
и в натуральной форме.
? повышать или понижать нормативную цену земли, но не более
чем на 25%.
0 коммент.:
Отправить комментарий