26 мар. 2012 г.
Home »
» Экономическая сущность и функции налогов, их классификация
Экономическая сущность и функции налогов, их классификация
Налоги относятся к основополагающим экономическим категориям экономики. Они являются основным источником формирования бюджета. Налоги – это один из инструментов государственного воздействия на экономику, влияющие на воспроизводственный процесс. Ни одно государство не может обойтись без налогов.
Статья 8 Налогового кодекса (НК) Российской Федерации дает следующее определение налога.
Налог – это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. [21, c. 115]
Некоторые ученые рассматривают налог как сложное экономическое явление, поэтому выделяют такое понятие как налогообложение.
Налогообложение – это определенная совокупность экономических (финансовых) и организационно-правовых отношений, выражающая принудительно-властное, безвозвратное и безвозмездное изъятие части доходов юридических и физических лиц в пользу государства и местных органов власти. [20, c. 91]
Современное государство, экономически основанные на рыночных отношениях, должно обеспечивать те интересы общества, решение которых регулируется рынком или находится за пределами рыночных отношений. В состав таких интересов включаются:
• необходимость удовлетворения общественных потребностей (управление, оборона, обеспечение правовой безопасности, социальные расходы и т.д.);
• необходимость регулирования экономической деятельности субъектов хозяйствования, наносящих вред окружающей среде, и т.д.;
• долгосрочные капиталовложения и переложение рисков с экономических субъектов на государство (например, освоение космоса).
Решение этих задач и обеспечивается через налогообложение. Исходя из определения налога, к его основным признакам относят:
• императивность или абсолютная обязательность уплаты налога;
• индивидуальная безвозмездность, так как налогоплательщик не может рассчитывать на какую-либо конкретную пользу от государства лично для себя;
• законность, так как налог может устанавливаться только законодательством и взиматься лишь на основании закона;
• регулярность взимания;
• уплата в целях финансирования деятельности государства.
Для установления налога в законе определены его основные элементы. Элемент – понятие, используемое при изучении конкретных налогов. Выделяют следующие элементы:
1) субъект налогообложения, то есть кто должен платить налоги;
2) объект налогообложения, то есть что облагается налогом (имущество, прибыль, доход и др.);
3) налоговая база – стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, то есть величина с которой выплачивается налог;
4) налоговая ставка – величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы;
5) налоговый период;
6) налоговые льготы;
7) порядок исчисления налога;
8) порядок и сроки уплаты налога.
Налоги – основа формирования бюджета, но этим их функции не ограничиваются. Функции налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. В условиях развитых рыночных отношений на логам присущи две основные функции.
Фискальная функция – основная функция налогов. Данная функция проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для выполнения национальных потребностей. С ее помощью образуется централизованный денежный фонд и обеспечиваются материальные условия государственного функционирования. Через фискальную функцию обеспечиваются достижение баланса между доходами и расходами бюджета, равномерное распределение налоговых доходов по звеньям бюджетной системы, высокий уровень инфраструктуры в государстве и в каждом отдельном регионе.
Регулирующая функция налогов заключается в том, что налоги как активный участник перераспределительных процессов оказывают активное влияние на воспроизводство, стимулируя или сдерживая его темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.
В любом современном государстве используются не два, не три, а целая совокупность или система налогов. Для эффективной реализации фискальной политики налоги классифицируются по ряду признаков:
• по назначению налоги делятся:
- общие, обезличивающиеся в поступлениях в бюджета и поступающие в единую кассу для финансирования общегосударственных мероприятий.
- специальные, предназначенные для строго определенных целей.
В России используются как общие, так и специальные налоги, но предпочтение отдается общим, так как они обеспечивают государственным органам власти большую свободу маневров финансовыми ресурсами.
• по виду плательщиков:
- налоги с физических лиц;
- налоги с юридических лиц.
• с точки зрения государственного статуса:
- федеральные налоги;
- налоги субъектов РФ;
- местные.
• по способу взимания:
- налоги, взимаемые «у источника» образования. Взимается до получения дохода налогоплательщиком;
- взимаемые по декларации. Предполагает заполнение налогоплательщиком декларации о доходе и подачу его в налоговые органы;
- кадастровые налоги, рассчитываемые по средним ставкам и общим правилам.
• в зависимости от механизма уплаты:
- прямые налоги – налоги, устанавливающиеся непосредственно на доходы или имущество. Их объектом выступает доход (прибыль, процент и т.д.) и стоимость имущества (земли, дачи, машины и т.д.). Прямые налоги позволяют более точно учесть объект налогообложения конкретного субъекта, но связаны с большой дополнительной работой фискальных органов, возможностями уклонения от налогов. Отличительной особенность данного налога – относительно сложный расчет его суммы. Величина таких налогов устанавливается государством (налог на прибыль организации, налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций и др.);
- косвенные налоги – налоги на товары и услуги, включенные в цену товара или тариф. Владелец товара или услуг при их реализации получает налоговые суммы от покупателей, которые перечисляет казне. Действительным плательщиком налога становятся конечные потребители, покупатели товаров или услуг. Данные налоги не учитывают реальные возможности отдельных экономических субъектов. Но они представляют удобную форму изъятия средств для государства, перераспределение средств производится замаскированным способом (НДС, акцизы, таможенные пошлины и т.д.).
Основной принцип современного налогообложения России – это максимум изъятия средств у экономических субъектов при минимуме технических затрат и социальных перегрузок. Его практическая реализация обеспечивается совокупностью различных методов и приемов. [19, c. 114]
0 коммент.:
Отправить комментарий