30 мар. 2012 г.

Сущность, структура и функции культуры.

Культорология (от греч. и лат. «наука о культуре») – это относительно самостоятельная логически обоснованная совокупность знаний о культуре как системе взаимосвязанных элементов, находящихся в развитии и связи с другими системами и обществом в целом. Возникновением культурологи мы обязаны английскому ученому Тейлору. Он написал книгу «Первобытная культура», в которой поставил задачу осмыслить появление культуры. Культурология, как и другие науки, имеет четко обозначенный и определенный предмет исследования. 1. Предмет культурологии: 1) объективные закономерности, не зависящие от воли людей, мирового и национального культурного процесса. 2) факторы, управляющие возникновением, развитием культурных интересов и потребностей людей, а также в передачи культурных ценностей другим поколениям. 3) явления и памятники культуры. Следовательно, предметом культурологи является культура. 2. Культура. Впервые это слово было употреблено в Древнем Риме в значении «совершенствование чего-либо», в частности, улучшение обработки земли. В 17 веке, с подачи немецкого юриста Сэмюэля Пуффендорыа, термин «культура» приобретает другое значение. Культура, по его мнению – это вторая природа, естественное состояние человека, противостоит природе. В настоящее время существует множество определений культуры: Культура – это вторая природа, созданная и создаваемая человеком, его разумом, чувствами и физическими усилиями. Но отношение человека к природе – уже культура. Культура – это освоение человеком природы, мира, господство человека над природой, но только с помощью знаний. В настоящее время насчитывают 200-250 определений культуры. Это явление крайне сложное. Цивилизация. Термин «Цивилизация» возник в 17 в. Цивилизация определяется 3 пунктами: 1) Цивилизация – это одна из стадий развития после варварства. 2) Цивилизация равна культуре. 3) Цивилизация – одна из ступеней развития культуры. Цивилизация – это количественный показатель, тогда как культура – качественный. Цивилизация – одна из лучших совершенных форм развития общественной жизни на том или ином этапе истории. Культура – ядро цивилизации. 3. Структура культуры. Культура: 1) Материальная 2) Духовная 1) Материальная культура – это сфера производства материальных благ/ценностей. Она удовлетворяет физиологические потребности человека. Предметы материальной культуры схожи с природой, то есть повторяют ее (сделаны из природных материалов). 2) Духовная культура – это знаковая система. Она удовлетворяет наши внутренние потребности. К ней относятся язык, мифы и легенды (фантазия), система образования (дошкольное воспитание, школа, гимназия/лицей/колледж, высшее образование, аспирантура, докторантура, курсы и так далее), наука, литература, искусство, нравственность, религия (мировая, национальная, секты и другие), право, политика. Культура делится на: 1) Мировую 2) Национальную 1) Мировая культура – это совокупность лучших культурных достижений различных народов и стран. 2) Национальная культура – совокупность культур различных слоев, групп, сословий, классов определенного общества. Культура делится на: 1) передовую 2) отсталую (заботится ли государство или общество о каждом человеке, хочет ли, чтобы человек был грамотным, образованным и так далее?) 3) реакционную (уничтожение памятников искусства). При потреблении материальной культуры она исчезает, а при потреблении духовной – остается и расширяется. Если материальная культура может разобщить людей, то духовная – сближает. Формы культуры: 1) народная 2) массовая 3) элитарная 1) Народная культура – это фольклор. 2) Массовая культура. Под формой культуры следует подразумевать производство и потребление культуры. Массовая культура сложилась в середине 20 века в США. Это связано с массовым производством и потреблением материальных и духовных благ, а также стандартизацией и унификацией. Признаки массовой культуры: 1) отражение действительности является примитивным. 2) ориентация массовой культуры на подсознание человека (инстинкт). 3) Развлекательный характер культуры. 4) Культ сильной (продвинутой) личности. 5) Ориентирована на достижение личного счастья любым путем. 6) Интимные стороны жизни человека. Задача создателей массовой культуры – отвлечение людей от реальности, увлечение их в иллюзорный мир. Цель – оградить людей от истинных, настоящих произведений искусства. Важная черта – получение прибыли, рыночные отношения. У массовой культуры есть и положительные свойства: музыка, кино, картины. 3) Массовой культуре противостоит элитарная. Она создается для подготовленных к ее потреблению людей. Она сложная, во многом условная. Многие предметы элитарной культуры могут перейти в массовую. Кино. Режиссеры: Тарковский (постепенно усложняет картины, и они становятся элитарными), Сакуров, Бонюэль (Испания) и другие. Музыка: Шнитке, Губайдуллина и другие – элитарная культура. Именно в элитарной культуре возникает новое. 4. Культура передается от поколения к поколению. Формы передачи культурных ценностей другим поколениям: 1) межличностная передача. 2) СМИ 1) межличностная – самая прочная форма передачи культурных ценностей. Недостаток – ограниченность круга аудитории. 2) СМИ – безграничная форма передачи культуры. Отрицательная сторона – развлекательный характер СМИ. 5. Функции культуры. Они связаны с задачами: 1) Познавательная. 2) Практическая (связана с преобразованием мира, стремлением сделать жизнь проще.) 3) Регулятивная функция. 4) Коммуникативная функция. 5) Семиотическая функция. 6) Функция поддержания социальности. 7) Воспитательная функция. 6. Типы культур: Обобщение, установление признаков, образов, черт по схожетси. При разделении культуры по типам важны крупные изменения. Варианты периодизации: 1) Традиционная и индустриальная культуры. Традиционная культура – это культура до 19 века. Индустриальная – после капиталистического способа производства, начавшегося в 19 веке. 2) По локальному признаку. Данилевский дал 12 культурно-исторических типов: - египетский - ассиро-вавилоно-финикийский -индийский -иранский и т.д. 3) По признаку времени: - первобытная - античная -средневековая - культура нового времени - культура новейшего времени 4) Мечников: - речная цивилизация - морская -океаническая 7. О будущем культуры. 1) Оптимисты считают, что культура активно развивается, появляются новые области знаний, открытия. 2) Пессимисты замечают глобальные проблемы научно-технического прогресса: - войны и мира - демографии (численность населения мира – 6 млрд. человек.) - экологии - терроризма 8. Основные культурологические концепции (концепция – система идей, подход): Развитие культуры предполагает также и развитие ее концепций. Без определенных идей, подходов, теорий невозможно изучение культурологи, культурного процесса и истории культуры. Идеи культурологи возникли еще в древности, но мы рассматриваем концепции с 19 века. Направления концепций: (1) пессимистическое (2) рационалистическое (1) пессимистическое направление: 1) Жан-Жак Руссо. Считал человека совершенным существом. Но он считал, что культура ущербна. В обществе существует неравенство, эксплуатация человеком человека. Эти явления не делают человека более совершенным, напротив, культура и наука усиливают неравенство и эксплуатацию. Люди делятся на угнетателей и угнетаемых. 2) Фридрих Ницше. Считал, что человек по своей природе антикультурен. Он считал, что культура – это зло, так как она ограничивает человеческую свободу. 3) Освальд Шпенглер. Написал работу «Закат Европы». Считал, что Европа испытывает кризис в культуре, происходит деградация высших культурных ценностей. Вывод: культура Европы обречена. Считал, чтов России будет создан русско-сибирский путь культуры, который позже заимствует Европа и все остальные. 4) К пессимистам относится и Зигмунд Фрейд – австрийский врач-психиатр. Он говорил, что человек находится в постоянном противоречии со своими интересами и нормами культуры. (2)рационалистическое направление: 1) Макс Вербер – автор ряда книг, в том числе «Хозяйство и общество», «Протестантская этика и дух капитализма». В 19 веке вместе с Контом создал социологию. Считал, что кризиса в Европе нет, а есть естественная смена духовных ценностей. Лучшим строем считал капитализм. Считал, что капитализм своему возникновению обязан протестантизму. 2) Арнольд Тойнби – автор 12-томного «Исследования истории». Считал, что человечество проходит 21 цивилизацию и обязано своим прогрессом мировым религиям, как ветвям одного человеческого древа. Считал, что в будущем останется одна религия. 3) Сорокин. Одним из первых выехал в Америку после октябрьской революции. Делил культуру на три типа: - чувственный. Преобладает чувственное восприятие и оценка действительности. - идеациональный. Познание через разум, интеллект. Превалирует духовное начало. - идеалистический. Синтез двух предыдущих типов. 4) Альберт Швейцер: «Распад и возрождение культуры». Упадок культуры в Европе он рассматривал как закономерное, не фатальное явление. Считал культуру господством человека над природой и самим собой. 5) Ортега-и-Гассет. Считал, что человечество должно отказаться от массового производства и вернуться к нравственности более раннего периода.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.