23 мар. 2012 г.
Home »
» Противостояние принципов либеральной и консервативной идеологий: история и современность.
Противостояние принципов либеральной и консервативной идеологий: история и современность.
Сущность политической идеологии.
Термин "идеология" появился почти двести лет тому назад. Впервые его ввел в научный оборот в начале XIX века французский философ Дестют де Траси в своем труде «Элементы идеологии». В XIX веке преобладало негативное отношение к идеологиям. Революционные по¬трясения девятнадцатого столетия хорошо показали, как теории мыслителей превращаются в ценности, а затем и в символы веры, и в политических битвах происходит заклание живых людей на алтарях идеологических абст¬ракций. Трактовка идеологий в тот период связывалась с оторванной от действительности игрой мысли, спеку¬лятивными умозрительными конструкциями.
К.Маркс и Ф.Энгельс также использовали тер¬мин идеология для обозначения извращенного созна¬ния, т.е. такого сознания, когда знание об обществе и социальных конфликтах преломляется сквозь призму каких-либо интересов. Основоположники марксизма подчеркивали, что для идеологий типично иллюзорное отображение бытия, создание иллюзий класса о самом себе. Более того, эти иллюзии превращаются в идеоло¬гических конструкциях в самодовлеющую силу, первич¬ную по отношению к реальным интересам. В силу своей социальной ограниченности идеологии могут приводить к глубоким искажениям в понимании общественной жизни. Но идеологическое заблуждение претендует на теоретически правильное освоение социальности и за¬щищает себя всеми средствами, вплоть до силовых средств. Особенно это присуще идеологиям тоталитар¬ного типа, как показала практика идеологической борь¬бы двадцатого века.
Маркс и Энгельс не считали свое учение идеологией. Марксистское учение характеризовалось ими как наука, а не идеология. Свою задачу они видели в освобождении познания социального бытия от идео¬логических познавательных установок. В.И.Ленин видо¬изменил подход к марксизму в этом отношении. Он по¬казал, что марксизм тоже является идеологией - идео¬логией пролетариата. Ленин ввел термин "научная идеология", т.е. марксизм. Тем самым был поставлен знак равенства между социальной наукой, марксизмом и пролетарской идеологией и была выдана индульгенция на политическую непогрешимость всем сторонникам марксизма. "Научная идеология" стала удобным ин¬струментом защиты и оправдания любых политических решений.
Однако было бы серьезной ошибкой считать идеологию просто ложным сознанием и иллюзией соци¬альных слоев о самих себе, ибо слишком велика роль идеологий в политике. В идеологиях происходит тесное переплетение достоверного знания об обществе с соци¬альными интересами. Современное общество отличается сложной дифференциацией и стратификацией. И пока люди делятся на социальные слои с различными, подчас несовпадающими интересами, возникают и устойчивые представления о жизни, ценностях, социальном идеале, путях его достижения. На этой основе и возникает как бы мыслительная "призма", через которую социальные слои смотрят на мир.
В идеологиях фиксируются те общественно зна¬чимые ситуации, которые возникают в жизни и требуют сознательного выбора. В процессе выработки активного решения и его последовательного воплощения, оформ¬ляются и социальные идеалы как стратегические уст¬ремления того или иного слоя. Идеология - это социаль¬но значимая, теоретически оформленная система идей, в которой отражаются интересы определенных слоев и ко¬торая служит закреплению или изменению общественных отношений. Идеология есть объединяющий систематизи¬рованный способ социально-группового мышления.
Но идеология - это не просто теоретически оформленное осознание социальным слоем своего бы¬тия и тенденций его развития. Система ценностей, ко¬торые закрепляются в идеологии, создает ориентиры для социального действия. Эти ориентиры мобилизуют людей, руководят их общественной активностью и оп¬ределяют ее.
Отражая социальные конфликты и доводя их до конца в идеальной, теоретической форме, любая идео¬логия выходит на человека как на общественное су¬щество, способствуя его социальной, политической, национальной самоидентификащии. Идеологические цен¬ности придают смысл социальному действию и оправ¬дывают его.
Основным содержанием политической идеоло¬гии является политическая власть, ее трактовка, отно¬шение к различным политическим институтам, пред¬ставления о наилучшем государственном устройстве, методах и средствах социальных преобразований. В по¬литической идеологии фиксируется отношение к парти¬ям, массовым движениям, устанавливаются ориентиры в сфере международных отношений, определяются прин¬ципы решения национального вопроса. Политическая идеология формирует общественные идеалы и обосно¬вывает их как значимые для всего общества.
Политические идеологии конкретизируются в политических доктринах, в программных документах партий, в заявлениях различных политических сил. В политических программах и заявлениях идеологии при¬обретают четкость, ярко выраженную направленность на конкретную ситуацию, в них уточняются меры, эф¬фективные в достижении определенных целей, делается непосредственный выход на властные механизмы пре¬образований.
Особую роль идеологии приобретают в период революционных потрясений;, когда в массовое полити¬ческое действие вовлекаются огромные слои населения. Движение Реформации в XVI веке. Английская (1642-1649 гг.) и Французская (17889-1794 гг.), буржуазные ре¬волюции раскрыли роль идеологии как детерминанты политики. Именно современная политическая история показала, как идеологические представления мобилизу¬ют, направляют и активизируют деятельность людей. Идеологические принципы придают значение как кол¬лективной, так и индивидуальной деятельности. Они способствуют превращению социальных слоев, этниче¬ских общностей в самостоятельных субъектов историче¬ского действия. Поэтому политические силы своей важ¬нейшей задачей считают выработку идеологических концепций, способных стать ориентационно-мотивационной моделью социального поведения.
Многие исследователи видят в идеологии не только социально значимые, теоретически оформленные взгляды, но и верования. Английский историк А.Тойнби полагал, что либерализм, социализм, национализм – это и особый вид верований, своеобразные светские религии. Понимание идеологии как эрзацрелигии связывают с особенностями массового сознания. По сравнению с идеологами-теоретиками, массы действительно не располагают необходимыми теоретическими знаниями и культурными навыками, и им трудно усваивать идеологию иначе, чем веру. Идеология выступает как специфическая разновидность убеждений, имеющих силу веры. Поэтому так сложно отказаться от старых идеологических принципов.
Положение, что идеология – это "внутренняя религия" современного государства, не следует абсолютизировать. Важно понять, что в идеологиях цели движения обычно отождествляются с торжеством некоей идеи. Идеи же, проникнув в массы, переосмысливаются и переистолковываются применительно к уровню обыденного сознания. Кроме того, сами идеи начинают жить как бы самостоятельной жизнью, становятся самоценными, превращаются в символы веры, конституирующие реальность. Разность между политическими идеологиями заключается лишь в том, что одни идеологии нацелены на решение эмпирических очевидных проблем, другие – на осуществление доктринально выверенных проектов переделки мира, насаждающих сверху новые рациональные формы жизни.
Функции политической идеологии.
Важнейшей функцией политической идеологии является легитимация власти определен¬ных политических сил и режи¬мов. Контридеологии также выполняют эту функцию, ибо они легитимируют право на государственную власть оппозиционных сил.
Идеологии выполняют мобилизующую и интегра¬ционную функции, объединяющие людей в социальное целое. Они поднимают, направляют социальные слои и классы на определенные действия, воодушевляют на борьбу за свои интересы. Идейное единство сплачивает людей, формирует политическое сообщество, способст¬вует возникновению чувства коллективного "мы".
Идеологии несут в себе критическую функцию. Они обладают критическим зарядом осмысления дейст¬вительности и ниспровержения иных идеологических кумиров.
Когнитивная функция политической идеологии связана с тем, что будучи отражением породившего ее общества, идеология неизбежно несет в себе реальные противоречия жизни, проблемы, связанные с характе¬ром социальной структуры, уровнем экономического развития, социокультурной традицией. Идеология несет знания об обществе и его конфликтах. Идеологические конструкции - это не циничная ложь, а естественная форма, в которой группы и классы осознают свое поло¬жение. Искажение действительности происходит в соот¬ветствии с определенными социальными интересами.
Конструктивная функция политической идео¬логии проявляется наиболее четко при принятии поли¬тической программы действий, которая реализуется на практике. Конструктивная функция может проявляться и опосредованно, когда политические идеалы мотиви¬руют действие отдельных индивидов, социальных групп, вдохновляют их на активное участие в политическом процессе. Республика, говорил в свое время Дантон, жила в умах людей за двадцать лет до ее провозглашения.
Политическая идеология выполняет норматив¬ную функцию. В ней фиксируется определенный поли¬тико-идеологический императив, с которым сверяются практические проекты, содержатся политические ориен¬тиры-нормы, которых следует придерживаться. В пере¬ходные периоды реформ, революций нормативный компонент несет особую нагрузку. Различными идео¬логическими течениями создается целый спектр таких нормативных ориентиров, несущих долженствование.
Политические идеологии не только наделяют действия смыслом, придают им социальную значимость, но выполняют и компенсаторную функцию, вселяя наде¬жду на благополучное изменение социального бытия, как бы компенсируя социальную неудовлетворенность, дискомфорт в наличном бытии.
Политические идеологии обладают большим по¬тенциалом, с помощью которого можно манипулировать общественным сознанием. Они облегчают коммуникаци¬онное воздействие, ибо определенные социальные слои, по образному выражение американского политолога Р.Макридиса, смотрят на мир как бы в одинаковые би¬нокли.
Таким образом, пока существует глубоко соци¬ально-стратифицированное общество, сохранятся и идеологии как систематизированный, теоретически оформленный способ социально-группового мышления. И в политике идеологии останутся элементом властеотношений, легитимируя власть определенных социаль¬ных сил и гарантируя социальное и государственное единство на основе идеологической идентичности.
Современные политические идеологии.
Идеологическое пространство всегда плюралистично. В обществе одновременно существуют самые разнообразные идеологические теории. Функционируя, они взаимодополняют друг друга, создавая единую идеологическую систему. Даже в тоталитарных режимах, где существует государственная идеология, которая по¬глощает почти полностью духовную жизнь общества, функционируют контридеологии. Запрещенные, гони¬мые контридеологии все-таки бросают вызов данному состоянию.
Основные современные идеологии - либерализм, социализм, национализм - возникли в условиях станов¬ления и развития западноевропейской цивилизации. Эти идеологии отражали реальные и многообразные конфликты эпохи буржуазного развития. В них в мак¬симальной степени нашло выражение понимание про¬блем современного общества основными социальными слоями и классами, и именно в этих идеологиях соци¬альные группы обрели ясное самосознание.
Либерализм.
В политической истории Запада возникновение либерализма свя¬зано с развитием капиталистического общества и совпа¬дает по времени с периодом буржуазных революций ХVIII-ХIХ вв. Теоретики классического либерализма Дж.Локк (1632-1704 гг.), Адам Смит (1723-1790 гг.), Ш.¬Л.Монтескье (1689-1755 гг.) выражали интересы третьего сословия, ведущего борьбу с феодальной реак¬цией. Их идеи легли в основу концепции либеральной доктрины. В ней можно выделить три концептуальных постулата, вокруг которых концентрируется все богатство и разнообразие либеральной мысли:
• Безграничная вера в возможности человеческого разума, в его способность рационально осмыслить и переустроить общественную жизнь на «разумных» началах;
• Концепция естественных, неотчуждаемых прав и свобод человека;
• Требование полной свободы рынка и конкуренции в экономической и социальной сферах, невмешательства государства в экономику.
Таким образом, исходным базисом либеральной идеологии можно считать признание безусловной свободы индивида во всех возможных формах – гражданской, политической, религиозной, нравственной и пр. человек – независимое, ответственное и разумное существо, которое вправе самостоятельно определять свою судьбу без обязательно внешнего (государственного, церковного и пр.) контроля. При этом либерализм вовсе не стремится утвердить ничем не ограниченную, анархическую по сути свободу каждого человека делать все, что ему заблагорассудится. Важнейшим достоинством либерального образа мышления стало понимание необходимости обеспечения и регулирования пределов свободы индивида. Это составило суть второго, более широкого круга идей и концепций, вошедших в общую доктрину либерализма. К ним относятся:
• Идея договорного характера отношений между государством и индивидом (теория «общественного договора»);
• Концепция «гражданского общества» как неполитической части социума, сферы индивидуальной и общественной активности, не подлежащей вмешательству со стороны государства (новизна этой идеи заключается в том, что не государство определяет и структурирует жизнь общества, а наоборот, общество, свободно развиваясь, создает для осуществления некоторых своих функций обслуживающую его организацию – государство; при этом носителем государственного суверенитета, источником политической власти являются не правители, а сам народ, нация в целом ;)
• Концепция «правового государства», базируется на принципах категорического соблюдения прав и свобод индивида, верховенства закона и разделения властей;
• Идея изначального равенства возможностей самореализации индивида и равных прав в достижении своих целей и интересов;
• отождествление свободы с частной собственностью, которая трактуется как гарант и мера свободы;
• признание основополагающего значения и разработка прин7ципов конституционализма, парламентаризма и демократии;
• признание принципа плюрализма во всех сферах общественной жизни – политической, социальной, культурной, религиозной и пр.
Таковы основные принципы классического либерализма, рожденного эпохой буржуазных революций и сформировавшего остов системы ценностей раннебуржуазного общества, центром которого стали индивидуализм и свободная конкуренция. Содержание либеральной доктрины этой эпохи было достаточно революционно: признавалось, что дефекты «естественного состояния» общества могут быть исправлены его разумной организацией. Идеи своеобразно социальной инженерии и в самом деле способствовали кардинальному обновлению общественных порядков XVIII – начала XIX вв. однако столь радикальным либерализм был не долго. Как выяснилось ближе к XX в., следование базовым принципам либерализма почему-то никак не приближало к социальной гармонии и справедливости, а скорее наоборот – вело ко все более резкому экономическому и социальному расслоению общества, что автоматически ставил либерализм с его требованиями свободной конкуренции в положение доктрины, обслуживающей интересы привилегированных слоев.
Такая ситуация заставила идеологов этого направления пересмотреть отдельные принципы классического либерализма. Суть пересмотра – в признании большей позитивной роли государства в социальной и экономической жизни, расширении его регулирующих функций. Позаимствовав у социал-демократии идею социальной справедливости, «новые либералы» принялись разрабатывать системы и механизмы государственного регулирования экономики, например, кейнсианство, провозгласили необходимость осуществления государством широкомасштабных социальных программ в целях поддержки малообеспеченных слоев населения. В их работах зазвучали идеи демократизации управления производством, необходимости широкого участия масс в политическом процессе и т. д.
В целом коррекция идей классического либерализма применительно к реалиям XX в. Оказалась достаточно успешной. Наиболее заметные действия социально-политического реформаторства нашего столетия («новый курс» Ф. Рузвельта в 30 – е годы в США, строительство «государства всеобщего благосостояния» в 50 – 60 – е годы в Западной Европе) были в значительной степени вдохновлены именно идеями «неолиберализма» (или «социального либерализма»). Однако позже, в 70-80-е годы, когда прояснились существенные негативные последствия усиления государственной регламентации в экономической и социальной сферах, популярность неолиберальной идеологии пошла на спад. Появились программы возрождения идей классического либерализма («либертаризм»), усилилось влияние главного конкурента либерального мышления – идеологии консерватизма.
Консерватизм
Данное направление идеологической мысли чаще всего характеризуют как систему воззрений, ориентированных на сохранение и поддержку существующих общественных порядков и, следовательно, на отказ от абстрактно-радикальных проектов общественного переустройства. Эта «охранительная» тенденция общественно-политического мышления коренится в так называемом традиционализме – обычной психологической склонности людей держаться за прошлое, надежное, проверенное. В идеологию же естественный традиционализм превращается в совершенно определенных исторических обстоятельствах – в эпоху Великой французской буржуазной революции, пытавшейся сокрушить многовековые социальные традиции в соответствии с «требованиями разума». Именно этим временем датируется рождение классической идеологии консерватизма, основные положения которой сформулированы в трудах Эдмунда Берка (1729 - 1797), Жозефа де Местра (1753 – 1821), Луи де Бональда (1754 - 1840), Франсуа Рене де Шатобриана (1768 - 1848) и других мыслителей этой эпохи.
По историческому содержанию эго была попытка теряющих свое устойчивое положение социальных групп (аристократии, духовенства и пр.) представить альтернативу целям и ценностям либеральной идеологии, с которой они вынуждены были начать идейную борьбу. Впрямую атаковать лозунги свободы и общественного прогресса было бессмысленно, поэтому консерватизм искал более изощренную теоретическую опору своим устремлениям. И нашел ее в конце концов в естественном традиционализме, в идеях непрерывности, преемственности и органичности общественного развития.
Развернутая на этом исходном основании «контрсистема» принципов консервативной идеологии выглядела примерно так. Светоносный и всепобеждающий Разум революционеров – просветителей был заменен такими понятиями, как История, Жизнь, Нация. Смысл замены состоял в подчеркивании консерваторами ограниченности человеческого разума в осознании смысла и целей истории, а следовательно, и чрезвычайной опасности произвольного социального проектирования и переустройства. Жизнь не сводится целиком к рациональному началу, она не менее иррациональна, непостижима и загадочна. Игнорирование сил Провидения, божественного начала мира может дорого обойтись человечеству.
Выбор таких исходных понятий предопределял и другую весьма плодотворную идею консервативного кредо: общество следует рассматривать как органическую и целостную систему. «Исторический органицизм» означает истолкование общественных процессов по аналогии с развитием любого живого организма, которое протекает по естественным законам. При этом все «органы» взаимно дополняют друг друга и равно необходимы. (Нет в любом организме ничего «лишнего» или «неразумного» ). Кроме того, все они формируются и «созревают» естественно, органично. Поэтому их развитие нельзя подгонять искусственно, нельзя также переделывать, перестраивать общественный организм по своему разумению – будет только хуже.
Принципиально неприемлема для консерватизма и ключевая в либеральной идеологии концепция естественных прав и свобод человека, подразумевающая хотя бы формальное равенство всех индивидов. Консерваторы утверждают обратное: люди принципиально неравны по своим талантам, способностям, усердию, отмеченности Богом. Они толкуют о «естественной гармонии интересов», как в семье, например, подразумевающей определенную иерархию, которую нельзя разрушать бездумным требованием всеобщего равенства. Ибо последнее неизбежно разрушит «органическую целостность» государства, нации и т. д.
Общим итогом такого подхода становилось убеждение в необходимости сохранения традиционных социальных и политических институтов, норм, правил, ценностей и пр. ведь в историческом процессе множество поколений людей постепенно накапливается драгоценный социальный опыт, воплощаемый в традициях, общественных установлениях, иерархии власти и т. д. эта вековая «мудрость предков» бесконечно разумнее и надежнее любого сочиненного теоретиком социального проекта жизнеустройства. Поэтому ее надо всячески поддерживать и защищать самыми решительными средствами.
Вместе с тем консерватизм, вынужденный настаивать на сохранении существующего положения вещей, все же не может отвергать любые изменения вообще. Они и не отвергают, а даже приветствуются – но только такие, которые согласуются с существующими порядками и развиваются подконтрольно. Изменения же радикального, революционного характера не могут принести обществу пользы. Только кажется, что революции развиваются по рациональным планам, на самом деле – это хаос, взрыв, обрушение общественных устоев, управлять которыми практически невозможно. Кроме того, постепенные, эволюционные изменения в обществе старым испытанным методом проб и ошибок оставляют возможность коррекции, исправления возникающих нежелательных последствий. После революционной же ломки исправить уже ничего нельзя.
Возникшая как антипод либерализма консервативная идеология нашла общественную потребность, на которую сумела опереться, - потребность людей в стабильности, устойчивости настоящего и предсказуемости будущего. И поскольку потребность эта постоянна, то и консерватизм как идеология и способ мышления стабильно занимает в политической жизни общества достаточно прочные позиции. При этом в соответствии со своими собственными постулатами он постепенно эволюционирует, откликаясь на происходящие в обществе изменения. В XX в. консерватизм сумел ассимилировать даже некоторые базовые принципы либеральной идеологии: свободные рыночные отношения, правовое государство, парламентаризм, политический и идеологический плюрализм и т. д. Этому, правда, в немалой степени способствовало то, что на протяжении длительного времени консерваторы и либералы вынуждено держали «единый фронт» против идеологии социализма.
Подлинный «ренессанс» консерватизма наступил в 70-80-е года нашего столетия. К этому моменту либеральные и социал-демократические лозунги слегка поблекли, столкнувшись с низкой эффективностью моделей «государства всеобщего благосостояния, нагруженного неподъемными социальными программами. Добавились к тому же первые серьезные вспышки энергетического, экологического и прочих техногенных кризисов, справиться с которыми действующим в тот период политическим элитам не удавалось.
В таких сложных условиях инициаторами перемен выступили именно консерваторы. Они смогли «поступиться принципами» собственного изготовления и, взяв на вооружение многие идеи классического либерализма, преложили обществу обширную программ антикризисных мер и во многом сумели ее реализовать. В частности, в экономике был сделан акцент на высвобождение предпринимательской инициативы, снижение налогов, отказ от чрезмерного регулирования рыночных отношений.
В рамках новой неоконсервативной стратегии были существенно урезаны многие социальные программы, несколько сокращен госаппарат, сужены функции государства и т. д. Это дало плоды – в западном мире снизилась инфляция, выросли темпы экономического роста, пошло на убыль забастовочное движение. Вместе с тем современные неоконсерваторы не забыли и ценностей доиндустриальной эпохи – прочная семья, высокая нравственность, культура, духовность и пр. Все вместе взятое и обеспечило в 70-80-е годы безусловное лидерство неоконсервативной идеологии. В 90-е, правда, маятник «либерализм - консерватизм» вроде бы качнулся в обратную сторону, но не сильно. Неоконсервативная идеология продолжает удерживать в индустриально развитом мире крепкие позиции. Причем в немалой степени укрепились и за счет резкого ослабления в этот период влияние социалистической идеологии.
0 коммент.:
Отправить комментарий