27 мар. 2012 г.

Анализ налоговых доходов федерального бюджета за 2001 – 2006 г.

Структура доходов федерального бюджета 2001-2006 г.г. приведена в Приложении 2 и Приложении 3. В 2001 году доходы федерального бюджета составили 473676,1 млн. руб., что выше предусмотренных доходов в бюджете на этот год. Это стало возможным в результате превышения уровня инфляции и курса рубля по отношению к доллару США, роста мировых цен на ряд сырьевых товаров российского экспорта, превышения объема ВВП. В 2002 году доходы федерального бюджета составили 797200,9 млн. руб. В 2002 году в федеральный бюджет поступило 675039,1 млн. рублей налоговых доходов, что на 1,9 %, превышает объем, предусмотренный федеральным бюджетом. За отчетный период налоговые поступления в федеральный бюджет увеличились по сравнению с 2001 годом на 323,5 млрд. рублей, или в 1,7 раза. Вместе с тем величина налоговых доходов в сопоставимых условиях, без учета изменений, внесенных в налоговое и бюджетное законодательство, а также роста инфляции, составляет 124,5 млрд. рублей, или 136,5 % к уровню 2001 года. В 2002 году неналоговых доходов поступило в федеральный бюджет 61906,5 млн. рублей, или 95,0 % от установленного объема на год. Доходы целевых бюджетных фондов в 2002 году поступили в размере 60585,4 млн. рублей, что на 19214,5 млн. рублей, или на 48,2 %, больше ранее предусмотренных объемов. На величину доходов федерального бюджета, поступивших в 2002 году, повлияли изменения, внесенные в налоговое и бюджетное законодательство. Также в течение 2002 года в экономике страны имела место положительная динамика основных макроэкономических показателей. По данным Госкомстата России, объем валового внутреннего продукта за 2002 год составил 6946,5 млрд. рублей, или 107,7 % к 2001 году. Темп роста объема производства промышленной продукции в 2002 году относительно 2001 года составил 109,0 %. На положительную динамику основных экономических показателей значительное влияние оказали благоприятная конъюнктура мировых цен на нефть и продукты ее переработки, газ, металлы, продукцию лесной и деревообрабатывающей промышленности. В 2003 году доходы федерального бюджета с учетом дохода целевого бюджетного фонда определены в размере 1193,48 млрд. рублей, или 15,4 % к прогнозируемому объему ВВП, против 14,9% запланированных доходов в федеральном бюджете на 2002 год. Налоговые доходы проекта федерального бюджета на 2003 год составят 64261,3 млн. рублей, или 14,42% к ВВП, что выше уровня, установленного на 2002 год, и ожидаемой его оценки, на 1,8 и 0,78 процентных пункта соответственно. Характерной особенностью проекта федерального бюджета на 2003 год является заметное повышение доли налоговых доходов в общем объеме доходов федерального бюджета, удельный вес которых вырос на 8,77 процентных пункта. Факторами роста налоговых доходов послужили существенное повышение среднего уровня собираемости налогов и сборов (87,2% в 2003 году против 74,3 %, предусмотренных в расчетах к федеральному бюджету на 2002 год, и 84,3 %, ожидаемых в 2002 году), мобилизация реструктуризируемой налоговой задолженности по платежам в федеральный бюджет (5,8 млрд. рублей) и другие меры. В 2004 году доходы в объеме 2125,7 млрд. рублей (18,85% к ВВП) сформированы, исходя из сохранения положительной ценовой ситуации на внешних рынках для российских экспортеров и, прежде всего, цены на нефть в пределах среднегодового уровня в размере 23,5 долларов США за баррель и оценки ВВП в объеме 10600 млрд. рублей. Доходы федерального бюджета без учета поступлений от взимания единого социального налога (281,2 млрд. рублей) составят 1844,5 млрд. рублей или 16,42% к ВВП. Складывающиеся макроэкономические условия реализации федерального бюджета текущего финансового года характеризуются более положительной динамикой экономического роста, чем это предусматривалось при составлении проекта федерального закона, относительным укреплением рубля, ростом золотовалютных резервов страны. В 2005 году доходы федерального бюджета составили 2417,8 млрд. рублей, или 18,5% ВВП, что составляет 113,7% к утвержденным доходам федерального бюджета на 2004 год. Однако в реальном выражении с учетом индекса-дефлятора ВВП 114,1% в 2005 году предусматривается снижение доходов федерального бюджета по сравнению с их объемом, утвержденным в 2004 году, на 0,3% и на 2,9% к ожидаемой оценке их поступления в 2004 году. При этом доходы федерального бюджета без учета ЕСН в 2005 году уменьшаются в реальном выражении по сравнению с утвержденным на 2004 год объемом на 2,5% и ожидаемым их объемом на 2,6%. Макроэкономические условия реализации федерального бюджета на 2005 год характеризуются положительными темпами роста ВВП и промышленного производства, снижением темпов инфляции, улучшением конъюнктуры мировых рынков энергоносителей и устойчивой ситуацией на валютном рынке, сокращением вывоза российского капитала за рубеж, ростом реальных доходов населения. Вместе с тем главной особенностью социально-экономического развития Российской Федерации в 2005 году является то, что в 2004 году резервы роста, связанные с эффектом девальвации рубля и расширением импортозамещения, действовавшие в 2001 -2003 годах, в значительной мере оказались исчерпаны и темпы экономического подъема существенно замедлились. Изменение налогового законодательства, а также предусмотренное в законопроекте изменение нормативов распределения налоговых доходов по бюджетам различных уровней привели к сокращению налоговых доходов федерального бюджета на 31,5 млрд. рублей (0,24% к ВВП) против ожидаемой оценки за 2004 год. В 2006 году доходы проекта федерального бюджета на 2006 год составили 2742,9 млрд. рублей или 17,9 % к ВВП. В структуре доходов проекта федерального бюджета на 2006 год налоговые доходы занимают 75,5%, что ниже утвержденного уровня 2005 года (78,3 %), неналоговые доходы – 24,5 % (21,7 %), Снижение роста проектируемых доходов федерального бюджета в 2006 году в значительной мере обуславливается проведением налоговой реформы, обеспечившей в 2006 году снижение налоговой нагрузки на экономику на 1 % ВВП, что может позволить увеличить темпы роста ВВП на 0,3 процентного пункта. Анализ данных, приведенных в Приложении 3, показывает, что налоговые доходы занимают лидирующее место в доходах федерального бюджета, их доля к 2006 г. составила 75,52%. Основную массу налоговых доходов образуют косвенные налоги: НДС, акцизы, таможенные пошлины и сборы, лицензионные платежи (в 2006 г. их доля составила 78,3%). Анализируя удельный вес налога на добавленную стоимость, можно сказать, что его доля за весь период оставалась примерно неизменной (36%), а доля акцизов значительно снизилась (с 18,4% в 2001 г. до 3,6% в 2006 г.). В последние годы с 2004 г. по 2006 г. вырос удельный вес таможенных пошлин и сборов и платежей за пользование природными ресурсами на 4,2% и 1,6% соответственно. Доля налога на прибыль предприятий и организаций с 2003 г. по 2006 г. снизилась с 14,47% до 6%, т.е. упала на 8,47%. Уровень доходов целевых бюджетных фондов за анализируемый период значительно упал – с 8,77% до 0,51%, т.е. почти на 8%. Доля единого социального налога, введенного с 2003 г., выросла с 2004 г. по 2006 г. на 2,75%. Уровень неналоговых доходов за последние годы тоже вырос: с 4,9% в 2004 г. до 8% в 2006 г. В целом удельный вес налоговых доходов снизился с 2001 г. по 2006 г. с 84,34% до 75,52%. Анализ показателей показывает, что неналоговые доходы в общем объеме доходов федерального бюджета в 2006 г. составили 8%. В предыдущие годы их удельный вес постоянно менялся, в 2004 г. он снизился до 4,9%, а затем начал снова расти. За рассматриваемый период в структуре неналоговых доходов федерального бюджета произошли существенные изменения. Так, удельный вес доходов от имущества, находящегося в государственной собственности, возрос с 24% в 2001 г. до 75,6% в 2006 г. При этом в 2006 г. произошло существенное снижение удельного веса неналоговых доходов от внешнеэкономической деятельности (с 70,6% в 2001 г. до 20,6% в 2006 г.). В связи с внесение изменений в бюджетную классификацию РФ начиная с 2003 г. отдельной строкой выделяется плата за пользование водными и биологическими ресурсами, в 2006 г. ее удельный вес составил 7%.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.