12 июл. 2011 г.

ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

(англ. principles of taxation) - общие требования, которым должна удовлетворять налоговая система государства. Динамич-ностьналоговой системы не отрицает постоянства основополагающих принципов ее построения. Наибольшую популярность исторически получили 4 постулата о П.н., сформулированные Адамом Смитом (1723-90): соразмерность налога (equality) - подданные гос-ва должны, по возможности, соответственно своей способности и силам участвовать в содержании правительства, т.е. соответственнодоходу, которым они располагают под покровительством и защитой гос-ва; определенность налога (certainty) - срок уплаты и способ платежа должны быть ясны и определены для плательщика и для всякого др. лица. Точная определенность того, что каждое отдельное лицо обязано платить, в вопросе налогообложения представляется, как отмечал А.Смит, делом столь большого значения, что весьма значительная степень неравномерности составляет гораздо меньшее зло, чем весьма малая степень неопределенности; удобность налогообложения (convenience) - каждый налог должен взиматься в то время или тем способом, когда и как плательщику должно быть удобнее всего платить его; дешевизна налогообложения (economy) - каждый налог должен быть так задуман и разработан, чтобы при его взимании удерживалось из кармана народа возможно меньше сверх того, что он приносит казначейству гос-ва. Центральный вопрос проблемы «налоговых принципов» -вопрос о содержании принципа «справедливого налогообложения». В центре научно-финансовой дискуссии на Западе противостоят друг другу два фундаментальных принципа: принцип получения услуг от государства и принцип платежеспособности. Оба этих принципа име-ют долгую историч. традицию, причем соврем, налоговые системы многих развитых стран всегда базируются на их комбинации. Принцип получения услуг от государства (benefit principle) связывает между собой обе стороны бюджета; согласно этому принципу, от величины поступивших налогов зависит структура расходов государства. Он предполагает обязательное соответствие размера услуг, предоставляемых государством своим гражданам (имеются в виду как физические, так и юридические лица), величине уплачиваемых ими налогов. Этот принцип ориентирован на рыночные условия. Основополагающим для него является представление о «как бы определяемом рынком» распределении гос. услуг, причемналоги в данном случае рассматриваются как цены на эти услуги. Из такого подхода вытекают ограничения принципа получения услуг от гос-ва, он касается лишь регулирующей функции налогов. Данный принцип в определ. степени способствует обеспечению справедливости налогообложения, поскольку каждый плательщик обязан платить налог лишь в том размере, сколько он получает взамен от гос-ва. Кроме того, он имеет преимущество с перераспределительной т.з.: благодаря увязке между собой услуг и издержек гос-ва оптимизируется структура бюджета. Согласно принципу платежеспособности (ability-to-pay principle) личный доход индивидуума должен соответствовать его вкладу в достижение хоз. результата. В отличие от принципа получения услуг от гос-ва он не увязывает между собой доходы и расходы гос-ва и налогоплательщика, а опирается при расчете сумм, необходимых для финансирования, на эконо-мич. потенциал налогоплательщика. При этом финансирование гос-ва налогоплательщиком не зависит от расходной частигосбюджета, а объем гос. расходов зависит от экономич. потенциала пользователя государственных благ. Здесь пропадает прямая зависимость между налогоплательщиком и тем, кто пользуется услугами гос-ва. Лучше всего этому принципу соответствует постулат:налогоплательщики с одинаковым экономич. потенциалом должны нести одинаковое налоговое бремя (т.н. «горизонтальная справедливость»), и, наоборот, налогоплательщики с разным экономич. потенциалом - разное налоговое бремя (т.н. «вертикальная справедливость»). Осн. проблемы, возникающие в рамках принципа вознаграждения результатов, связаны с вопросами охвата экономич. потенциала индивидуумов и с необходимостью учета различности их потенциалов. Вопросом о том, каким образом учитывать различность уровня экономич. потенциала, в финанс. науке занимается т.н. «теория пожертвований», исходный пункт к-рой - требование равенства пожертвований налогоплательщика. Уплата налога для отд. налогоплательщиков должна означать равныйущерб, наносимый благосостоянию каждого, и этот ущерб опять-таки непосредственно увязывается с доходом плательщика. При допущении идентичности доходов это означает, что налогоплательщики с одинаковым доходом несут одинаковое налоговое бремя. В случае, когда доходы неодинаковые (разный экономич. потенциал), принцип равенства пожертвований может быть интерпретирован по-разному: как равное абсолютное пожертвование [т.е. потеря общей экономич. эффективности (полезности) дохода после уплаты всех налогов для всех налогоплательщиков абсолютно одинакова, не зависит от величины их доходов]; как равное относительное пожертвование [т.е. потеря общей экономич. эффективности дохода для всех налогоплательщиков занимает в общей сумме доходаодинаковый уд. вес (в процентах), или, др. словами, при абс. росте суммы пожертвований налогоплательщика в пользу гос-ва величинаналогового бремени остается неизменной]; как равное маржинальное пожертвование [т.е. равенство предельной полезности доходапосле уплаты всех налогов для всех налогоплательщиков, или, др. словами, посредством перераспределения налогового бремени нельзя уменьшить общую потерю дохода налогоплательщиком]. Это положение следует интерпретировать в большей степени как «эффективное регулирование» с т.з. «минимизации общего объема пожертвований» и в меньшей степени как «справедливое регулирование». В принципе это означает выравнивание дохода налогоплательщиков исходя из заданных совокупных налоговыхпоступлений. Несмотря на разнообразие и большое кол-во взимаемых государством налогов, принципы построения налоговой системы, к-рые органично вытекают из самой социально-экономич. природы налогов, остаются неизменными. Эти принципы интернациональны и не зависят от формы гос. устройства. Взимание налогов в любом roc-ве регламентируется спец. законодательными актами. Это позволяет централизованно управлять налоговой системой, превращая ее в основной инструмент экономич. политики гос-ва. (См. также Налоговая система Российской Федерации.)
Система принципов налогообложения. Экономические принципы налогообложения
1. Принципы (от лат. principium - основа, первоначало) - это основополагающие и руководящие идеи, ведущие положения, определяющие начала чего-либо. Применительно к налогообложению принципами следует считать базовые идеи и положения, существующие в налоговой сфере. Однако, учитывая многоаспектность содержания налогов, их комплексный характер и неоднозначную природу, необходимо отметить, что каждой сфере налоговых отношений соответствует своя система принципов. Так, можно условно выделить три такие системы : - экономические принципы налогообложения; - юридические принципы налогообложения (принципы налогового права)- организационные принципы налоговой системы Кроме того, в рамках каждой из указанных систем необходимо выделять как общие принципы налогообложения, присущие всей системе налогообложения в целом (именно об общих принципах налогообложения, установление которых входит в совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов, говорится в подпункте «и» ст. 72 Конституции России), так и частные принципы налогообложения, которые соответствуют только некоторым разделам и положениям налогообложения, например принципы применения ответственности за нарушение налогового законодательства, принципы исчисления и уплаты налога на прибыль, принципы взимания налогов с нерезидентов, принципы местного налогообложения и т. д.
2. Экономические принципы налогообложения представляют собой сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Впервые они были сформулированы в 1776 году Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». А. Смит выделил пять принципов налогообложения, названных позднее «Декларацией прав плательщика»:
1) принцип хозяйственной независимости и свободы налогоплательщика, основанный на праве частной собственности; как считал А. Смит, все остальные принципы занимают подчиненное данному принципу положение;
2) принцип справедливости, заключающийся в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам: «...соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства»';
3) принцип определенности, из которого следует, что сумма, способ, время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику;
4) принцип удобности, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
5) принцип экономии, в соответствии с которым издержки по взиманию налога должны быть меньше, чем сами налоговые поступления.
Принципы, предложенные А. Смитом, сохранили свою актуальность и поныне. Однако за более чем двухсотлетнее развитие общества система принципов А. Смита претерпела определенные изменения. Представляется, что в настоящее время реально воплощены на практике четыре следующих экономических принципа налогообложения:
1) принцип справедливости;
2) принцип соразмерности;
3) принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков;
4) принцип экономичности (эффективности). Каждый из указанных принципов нуждается в отдельном рассмотрении.
Принцип справедливости
Согласно принципу справедливости, каждый подданный государства обязан принимать участие в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. Однако содержание этого принципа настолько многогранно, неоднозначно и широко, что требует своего специального исследования (см. § 2.6 настоящего пособия).
Принцип соразмерности
Принцип соразмерности заключается в соотношении напол-ндемости бюджета и неблагоприятных для налогоплагельщика последствий налогообложения. Данный принцип можно также сформулировать как принцип экономической сбалансированности интересов налогоплателыцика и государственной казны.
Принцип соразмерности ярко иллюстрируется кривой Лэф-фера (Laffer curve) (рис 2). Артур Лэффер - американский экономист, профессор Калифорнийского университета (г. Лос-Анджелес) - при построении своей кривой показал зависимость налоговой базы от повышения ставок налога, а также зависимость бюджетных доходов от налогового бремени.
Задача законодателя - на основе экономически обоснованных предложений установить такой режим налогообложения, который не подавлял бы экономическую активность налогоплательщика и в то же время обеспечивал необходимый уровень налоговых поступлений в бюджет.
Таким образом, налогообложение как экономическая категория имеет свои пределы, определяемые в соответствии с принципом соразмерности.
Налоговый предел - условная точка в налогообложении, в которой достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового национального продукта, перераспределяемого через бюджетную систему. Сдвиг условной точки в ту или другую сторону порождает противоречивые ситуации, проявлениями которых являются политические конфликты, неподчинение налогоплательщиков налоговым властям, бегство капитала, массовое уклонение от налогов, миграция населения и др.
Уровень налогового предела может повышаться, как правило, только в чрезвычайных ситуациях, как это было, например, в США во время Второй мировой войны, когда налоговый предел составлял 80-90%. В Великобритании после Второй мировой войны изымалось 100% получаемой сверхприбыли на условиях возвратности^ В России экономические сложности переходного периода конца 1993 года вызвали введение в 1994 году двух дополнительных целевых налогов (спецналог и транспортный налог), предоставление прав местным органам устанавливать свои собственные налоги, а также повышение ставки налога на прибыль до 38%.
Принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков
Данный принцип является одним из важнейших экономических положений, известных в России еще с начала XIX в. В соответствии с данным принципом налогообложение должно характеризоваться определенностью и удобством дяя налогоплательщика. По словам Н. И. Тургенева (1789-1871 гг.): «Количество налога, время и образ платежа должны быть определены, известны платящему и независимы от власти собирателей... Если у земледельца потребуется подать тогда, когда его хлеб еще не продан, то он должен или отдать свой хлеб за бесценок, или занимать деньги и платить проценты»^
Другим проявлением этого принципа является информированность налогоплательщика - обо всех изменениях налогового законодательства налогоплательщик должен быть проинформирован заранее, - а также простота исчисления и уплаты налога.
Безусловно, именно из данного принципа исходил российский законодатель при принятии Федерального закона от 29 декабря 1995 г. «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства»*, в котором предусматривается замена множества налогов одним.
Кроме того, одним из проявлений данного принципа можно считать возможность выбора налогоплательщиком того или иного способа поведения из предложенных налоговым законодательством. Так, в соответствии с Федеральным законом от 10 января 1997 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон «О налоге на прибыль предприятий и организаций»^ с 1997 года предприятия могут самостоятельно определять порядок уплаты налога на прибыль - либо поквартально с уплатой авансовых платежей, либо ежемесячно, но без внесения авансов по налогу.
Однако в ряде случаев современное российское налоговое законодательство вступает в противоречие с данным принципом. Так, по мнению специалистов, сложность, громоздкость и запутанность положений «Практического пособия по заполнению декларации о совокупном годовом доходе» (утверждено письмом Госналогслужбы РФ от 20 января 1997 г. № ПВ-6-08/58) не позволяют налогоплательщикам, не искушенным в налоговых лабиринтах, точно и правильно исчислить свои налоговые обязательства^.
Принцип экономичности (эффективности)
Принцип экономичности называют также принципом эффективности, так как по сути он означает, что суммы сборов по каждому отдельному налогу должны превышать затраты на его сбор и обслуживание. Примером игнорирования этого принципа может стать налог на имущество граждан. Усилия налоговых органов по выявлению объектов налогообложения, исчислению налога, извещению граждан и контролю едва покрываются суммами уплачиваемого налога, а уж о взыскании мизерных сумм налога в судебном порядке не может быть и речи. Не случайно некоторыми специалистами выдвигалось предложение установить в налоговом или бюджетном законодательстве норму, согласно которой при установлении нового налога должно быть обосновано, что доходы от его сбора будут превышать расходы десятикратной
порядке не может быть и речи. Не случайно некоторыми специалистами выдвигалось предложение установить в налоговом или бюджетном законодательстве норму, согласно которой при установлении нового налога должно быть обосновано, что доходы от его сбора будут превышать расходы десятикратной
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.