4 июл. 2011 г.

Проблема бессознательного в психологии. Психоанализ.

Все неосознаваемые процессы можно разбить на три больших класса: (1) неосознаваемые механизмы созна¬тельных действий; (2) неосознаваемые побудители со-знательных действий; (3) «подсознательные* процессы.
В первый класс — неосознаваемых механизмов со¬знательных действий — входят в свою очередь три раз¬личных подкласса: а) неосознаваемые автоматизмы; б) явления неосознаваемой установки; в) неосознаваемые сопровождения сознательных дей¬ствий.
а) Под неосознаваемыми автоматизмами подразумева¬ют обычно действия или акты, которые совершаются «сами собой», без участия сознания. Иногда говорят о «механической работе», о работе, при которой «голова остается свободной». «Свободная голова» и означает от¬сутствие сознательного контроля. Анализ автоматических процессов обнаруживает их двоякое происхождение. Некоторые из этих процессов никогда не осознавались, другие же прошли через со¬знание и перестали осознаваться.
Первые составляют группу первичных автоматизмов, вторые — группу вторичных автоматизмов. Первые на¬зывают иначе автоматическими действиями, вторые — автоматизированными действиями, или навыками.
В группу автоматических действий входят либо врож¬денные акты, либо те, которые формируются очень рано, часто в течение первого года жизни ребенка. Их примеры: сосательные движения, мигание, схватывание предметов, ходьба, конвергенция глаз и многие другие. Группа автоматизированных действий, или навыков, особенно обширна и интересна. Благодаря формированию навыка достигается двоякий эффект: во-первых, действие начинает осуществляться быстро и точно; во-вторых, как уже говорилось, происходит высвобождение сознания, которое может быть направлено на освоение более слож¬ного действия.
6) явлениям неосознаваемой установки. По определению, это — готовность организма или субъекта к совершению определенного действия или к реагированию в опреде¬ленном направлении. Замечу, что речь идет именно о готовности к пред¬стоящему действию. Если навык относится к периоду осуществления действия, то установка — к периоду, ко¬торый ему предшествует. Занимался Узнадзе (эксперименты с гирями).
в) неосознаваемые сопровождения сознательных дей¬ствий. Итак, в группу процессов третьего подкласса входят непроизвольные движения, тонические напряжения, ми-мика и пантомимика, а также большой класс вегетативных реакций, сопровождающих действия и состояния человека. Многие из этих процессов, особенно вегетативные компоненты, составляют классический объект физиоло¬гии. Тем не менее, как я уже сказала, они чрезвычайно важны для психологии. Важность эта определяется двумя обстоятельствами. Во-первых, обсуждаемые процессы включены в обще¬ние между людьми и представляют собой важнейшие дополнительные (наряду с речью) средства коммуни нации. Во-вторых, они могут быть использованы как объек¬тивные показатели различных психологических харак¬теристик человека — его намерений, отношений, скрытых желаний, мыслей и т. д. Именно с расчетом на эти процессы в экспериментальной психологии ведется ин¬тенсивная разработка так называемых объективных ин¬дикаторов (или физиологических коррелятов) психоло¬гических процессов и состояний.
Обратимся ко второму большому классу неосознава¬емых процессов — неосознаваемым побудителям созна¬тельных действий. Эта тема тесно связана прежде всего с именем Зиг¬мунда Фрейда. 3. Фрейд создал свою теорию бессознательного. Согласно ей в психике чело¬века существуют три сферы, или области: сознание, пред-сознание и бессознательное.
Типичными обитателями предсознательной сферы, по мнению Фрейда, являются скрытые, или латентные, зна¬ния. Это те знания, которыми человек располагает, но которые в данный момент в его сознании не присутствуют. Таким образом, по Фрейду, психика шире, чем со¬знание. Скрытые знания — это тоже психические обра¬зования, но они неосознанны. Для их осознания, впрочем, нужно только усилить следы прошлых впечатлений. Что же касается области бессознательного, то она обладает совершенно другими свойствами. Первое отличительное свойство бессо¬знательных представлений — это их действенность. Вто¬рое их свойство состоит в том, что они с трудом пере¬ходят в сознание. Объясняется это работой двух меха¬низмов, которые постулирует Фрейд, — механизмов вы¬теснения и сопротивления. По мнению 3. Фрейда, психическая жизнь человека определяется его влечениями, главное из которых — сек¬суальное влечение (либидо).
Фрейд выделил три основные формы проявления бессознательного: это сновидения, ошибочные действия (забывание вещей, намерений, имен; описки, оговорки и т. п.) и невротические симптомы.
В психоанализе был разработан ряд методов выяв¬ления бессознательных аффективных комплексов. Глав¬ные из них — это метод свободных ассоциаций и метод анализа сновидений. Оба метода предполагают активную работу психоаналитика, заключающуюся в толковании непрерывно продуцируемых пациентом слов (метод сво¬бодных ассоциаций) или сновидений.
Обратимся к третьему классу неосознаваемых про¬цессов, которые я условно обозначила как «надсознательные» процессы. Если попытаться кратко их охарак¬теризовать, то можно сказать, что это процессы образо¬вания некоего интегрального продукта большой созна¬тельной работы, который затем «вторгается» в созна¬тельную жизнь человека и, как правило, меняет ее те¬чение. Таким образом, то, что вошло в ваше сознание, яв¬ляется действительно интегральным продуктом предше¬ствовавшего процесса. Однако вы не имели четкого пред¬ставления о ходе последнего. Вы знали только то, о чем думали и что переживали в каждый данный момент или в ограниченный период времени. Весь же большой процесс, который по всем признакам происходил в вас, вами вовсе не прослеживался.
Почему же подобные процессы следует поместить вне сознания? Потому, что они отличаются от сознательных процессов, по крайней мере, в следующих двух важных отношениях.
Во-первых, субъект не знает того конечного итога, к которому приведет «надсознательный» процесс. Созна¬тельные же процессы предполагают цель действия, т. е. ясное осознание результата, к которому субъект стремит¬ся. Во-вторых, неизвестен момент, когда «надсознатель-ный» процесс закончится; часто он завершается внезапно, неожиданно для субъекта. Сознательные же действия, напротив, предполагают контроль за приближением к цели и приблизительную оценку момента, когда она будет достигнута. Судя по феноменологическим описаниям, к обсужда¬емому классу «надсознательных» процессов следует от¬нести процессы творческого мышления, процессы пере¬живания большого горя или больших жизненных собы¬тий, кризисы чувств, личностные кризисы и т. п.
Основные теоретические положения учения К. Юнга. Структура психики (души), по Юнгу, включает: созна¬ние, личное бессознательное и коллективное бессознатель-ное. Личное бессознательное включает в себя конфликты и воспоминания, которые когда-то осознавались, но теперь подавлены и забыты, а также чувственные впечатления, которые недостаточно выражены. Личное бессознатель¬ное содержит в себе комплексы, то есть эмоционально за¬ряженные, объединенные вокруг одной темы мысли, чув¬ства и воспоминания. Содержание личного бессознатель¬ного может быть осознано.
Коллективное бессознательное — хранилище латентных (скрытых) следов памяти человечества и наших человеко¬образных предков. В нем отражены мысли и чувства, об-щие для всех человеческих существ и являющиеся резуль¬татом нашего общего эмоционального прошлого. Архетипы — это составные элементы коллективного бессознательного или первичные модели. Они представляют собой врожденные формы, которые предрасполага¬ют людей воспринимать, переживать и реагировать на со¬бытия определенным образом. Среди наиболее главных архетипов — архетип Я, архетипы матери, отца, Бога, муд¬реца и т.д. Архетипы проявляют себя в виде символов. На¬пример, архетип матери может проявляться в таких симво¬лах, как дева Мария, Мона Лиза и т.д. Особое место зани¬мают такие символы, как крест, шестиконечная звезда Давида, буддийское «колесо жизни» и т.д.
Структура личности включает такие образования, как: эго, персона, анима (анимус), тень и самость. Эго — это центр сферы сознания, основа самосознания. Персона — это публичное лицо, то есть то, как человек проявляет себя в отношениях с другими. Различаются по¬зитивные и негативные персоны. В первом случае она под¬черкивает индивидуальность, способствует коммуника¬ции. Во втором — персона может задушить индивидуаль¬ность. Персона при этом — верхний слой сознания, а эго — более глубокий. Тень представляет собой подавленную сторону лично¬сти. Тень есть отражение эго. Тень включает желания, ко¬торые отрицаются личностью как несовместимые с суще¬ствующими социальными стандартами. Тень — это также хранилище жизненной энергии, источник творчества. По¬этому функция эго состоит в том, чтобы направлять в нуж¬ное русло энергию тени. Анима — это внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательная женская сторона, а анимус — внут¬ренний образ мужчины в женщине, ее бессознательная мужская сторона. Юнг считал, что анима и анимус дол¬жны гармонично проявляться в поведении человека, что будет способствовать его разносторонности.
Самость -- это архетип целостности личности. Са¬мость объединяет сознательное и бессознательное, явля¬ется центром, вокруг которого организованы все другие элементы. Когда достигнута интеграция всех аспектов души, человек ощущает гармонию. Поэтому развитие са¬мости — это главная цель человеческой жизни.
Природа человека в концепции А. Адлера • Человек — это единый и самосогласующийся организм (individuum (лат.) — неделимое). Ни одно проявление жизненной активности человека нельзя рассматривать в изоляции, а лишь в соотношении с личностью, в це¬лом. • Жизнь человека — это непрерывное движение к росту и развитию в направлении личностно значимых целей. Жизненные цели человека определяют его судьбу. • Поведение человека — это не только результат влияния наследственности и среды, но и влияние творческой силы, которая делает человека архитектором своей жизни. • Индивид не может рассматриваться вне общества, а его поведение — вне социального контекста. У каждого че¬ловека есть естественное чувство общности или социа¬льный интерес, то есть врожденное стремление вступать во взаимные социальные отношения сотрудничества. • Поведение человека определяется его представлениями о себе и об окружающем мире, то есть «схемой аппер¬цепции». • Поведение человека мотивируется недостижимыми це¬лями или фикциями.
Адлер о комплексе неполноценности и стремлении к превосходству • Каждый человек переживает чувство неполноценно¬сти в детстве, когда он зависит от родителей. Это чув¬ство побуждает человека бороться за превосходство над окружающими, стремиться к совершенству. Та¬кие побуждения являются основной мотивационной силой в жизни человека (начиная с 5-летнего возрас¬та). • Развитию комплекса неполноценности в детстве также способствуют неполноценность органов, чрезмерная опека или отвержение со стороны родителей. • Чрезмерное ощущение неполноценности приводит к формированию у человека комплекса неполно¬ценности, то есть преувеличенному чувству собствен¬ной слабости и несостоятельности. • Комплекс неполноценности порождает стремление к его гиперкомпенсации и как следствие порождает комп¬лекс превосходства (преувеличение здорового стремления преодолевать постоянное чувство неполно¬ценности). • Стремление к превосходству, являясь общечеловеческой чертой, может иметь как конструктивное (напри¬мер, общественный лидер), так и деструктивное (например, главарь банды) направление. Если первое со¬относится с благополучием других людей, то второе -эгоистично и реализуется за счет других людей.
Адлер о стиле жизни • Форма реализации стремления к превосходству опреде¬ляет стиль жизни человека, то есть индивидуальный способ достижения жизненных целей. • Жизненная цель носит защитный характер и служит мостом между безрадостным настоящим и много¬обещающим будущим. Сформировавшись в детском воз¬расте, жизненная цель полностью не осознается. Жиз¬ненная цель определяет черты характера человека. • По определению Адлера, существуют три конструктив¬ные жизненные цели: работа, дружба и любовь.







Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.