Понятия первичного образа, перцептивного образа, образа представления, бессознательных умозаключений.
Восприятие - акт психической деятельности.
Общие особенности психической деятельности, влияющие на чувственное восприятие:
1) при особых условиях мы видим объект так же, как и в измененных условиях. Акт обычного восприятия – это бессознательное умозаключение, которое применяется и в искаженных условиях. Это приводит к возникновению иллюзий. Бессознательные умозаключения – психические акты обычного восприятия. Они непреодолимы и сходны с заключением по аналогии.
2) мы обращаем внимание на наши ощущения, когда они полезны для познания внешних объектов. Если одни и те же явления мы видим в одних и тех же местах нашего зрения- мы воспринимаем их как объективные, присущие внешним предметам.
Образ в представлении – отвлеченная от текущих чувственных впечатлений реминисценция наблюдаемых ранее объектов.
Перцептивный образ относится к восприятию, сопровождающемуся соотнесением, взаимодействием чувственных ощущений и прошлого опыта. Понимание способствует скорейшему возникновению правильного перцептивного образа. Первичный образ – совокупность впечатлений, формирующихся без каких бы то ни было реминисценций - и прежнего опыта и содержащих то, что вытекает из непосредственных чувственных ощущений. Все в нашем чувственном восприятии, что может быть преодолено и обращено в свою противоположность, не является ощущением. Все, что может быть обращено в свою противоположность – это продукт опыта и тренировки. Чистое ощущение – это только качества ощущения.
2 теории – эмпиризм и нативизм.
Эмпирическая теория – для возникновения образа не нужно других сил, кроме известных психических способностей. Гельмгольц – нативист и критикует эмпирич. теорию: 1)она вводит лишнюю гипотезу 2)существуют пространств. перцептивн. образы, которые почти никогда не совпадают с действительностью и не улучшаются с приобретением опыта. 3)непонятно, как с помощью этих первичных пространственных ощущений можно объяснить зрительное восприятие, если они преодолеваются с приобретением опыта точного знания.
То, что представления не равны объектам, заложено в природе нашего знания. Представления о мире отражают закономерные последовательности внешних явлений. единственно верные представления – это те, которые сформированы по законам нашего мышления, и мы в состоянии перевести их в действительность.
Когнитивно-ориентированная теория: здесь есть посредник в виде познавательных процессов; бессознательные умозаключения формируются в опыте.
Теория перцептивной готовности Дж.Брунера
Хрест: Брунер: « о перцептивной готовности» - Теория восприятия как процесса категоризации Брунера
существуют перцептивные категории – набор правил объединения объектов: обобщенные представления об объекте, хранящиеся в прошлом опыте. Восприятие – решение задачи классификации, отнесения к категории (операция умозаключения). Активность субъекта! Категории различаются по их готовности (минимизация неожиданностей, максимизация успеха). Категоризация зависит от мотивации. Мера истинности восприятия: соответствие готовности категории и вероятности реальных событий.
На основе опред хар-к или критических свойств воздействия, кот обычно называют признаками (сигнальными признаками), происходит избирательное отнесение объекта к той, а не другой категории.
Восприятие-процесс категоризации, бессознательно
Процесс восприятия:
1. Предъявление объекта на очень короткое время – первичная категоризация. У суб уже есть перцептивная готовность на восприятие того или иного объекта – категория. Готовность категории к обнаружению, к перенесению из прошлого опыта в настоящий. (На этой стадии «значение» события может ограничиватся только тем, что это – «объект, звук или движение»
2. Поиск признаков. Если они подтверждают категорию,то (бессознательно) (сознательно- когда мало признаков, их поиск, дополнительные приизнаки)
3. Подтверждающая проверка
4. Принятие окончательного решения. Завершение проверки. Закрытость к дополнительным признакам.
Итог: воспр есть процесс принятия решения. Процесс принятия решения, как и все подобные процессы, основан на использовании отличительных признаков. Процесс использования признаков содержит операцию умозаключений. Категорию можно рассматривать как набор правил, определяющих, какие явления м/б объед в один класс. Категории различаются по их готовности, т.е. по легкости, с которой данный «вход» относится к данной категории. Перцептивная готовность имеет 2 функции: она min неожиданности внешней среды и максим успех в получении необходимых объектов. «Истинность» восприятия состоит в отнесении стимулов к соответствующим категориям; они предсказывают другие свойства данного объекта. При неоптимальных условиях воспр будет «истинно» в той мере, в кот готовность систем категорий отражает вероятность событий.
Возможен перцептивный конфликт (иллюзии).
Перцептивная адаптация – псевдоскоп. Мир утрачивает предметность до начала действий субъекта.
1. Ориентация на взаимодействие: познание как понимание реальности
1) источник построения образ – контакт с объектом
2) не придается занчения прошлому опыту – только настоящее время
3) восприятие и мышление становятся самостоятельными процессами
Брунер, Джером Сеймур - американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов.
В его ранних исследованиях, посвященных оценке психологического состояния беженцев из фашистской Германии, было выявлено снижение у них уровня притязаний, профессиональных стремлений и склонности к общению. Одним из первых поставил исследовательскую проблему, каким образом потребности и ценностные ориентации влияют на процесс восприятия, и пришел к выводу, что восприятие селективно и может искажаться под действием мотивов, целей, установок или защитных механизмов. В частности, показал, что, чем большая ценность приписывается предметам, тем больше кажется их физическая величина, и что при фрустрации нейтральные слова воспринимаются как тревожные и угрожающие. Для обозначения зависимости перцептивных процессов от прошлого опыта ввел термин социальное восприятие. Обосновал теорию перцептивных гипотез, в которой все познавательные процессы трактуются как накладывание категорий, представляющих собой правила объединения, на объекты или события. Процесс категоризации состоит из ряда решений относительно того, есть ли в объекте критические, т.е. наиболее важные для его существования, атрибуты, какой объект проверить следующим на наличие этих атрибутов и какую гипотезу о важности атрибутов выбрать следующей. Овладение понятием происходит как обучение тому, какие свойства среды являются релевантными для группировки объектов в определенные классы. Решительно высказывался в пользу того, что каждый ребенок при адекватном подходе к его обучению может овладеть любым предметом, так как все дети обладают любопытством и желанием научиться решать учебные задачи, но из-за столкновения со слишком сложными задачами очень скоро возникает неуспех и появляется чувство скуки. В целом, Брунер оказал очень существенное влияние на всю систему американского образования. (Ценности и потребности как организующие факторы, в кн.: Психология познания, М., 1977)
Основоположник когнитивной психологии, американский психолог Джером Брунер (Bruner, 1958) отмечал, что "к наиболее очевидным фактам относится то, что в каждом акте восприятия и каждой реакции на объект или событие внешней среды участвует акт категоризации". Человек видит мир, а ,следовательно, и других людей не такими, какими они есть, а в соответствии с теми категориями, которыми он располагает для их описания. В исследовании процессов памяти (Bartlett, 1932) отмечается, что люди без всякого побуждения, самопроизвольно, активно строят системы когнитивных репрезентаций внешнего мира, часто также называемые "схемами", а впоследствии модифицируют их. На основе этих схем человек классифицирует и интерпретирует каждую новую информацию, включает ее в интегральный образ восприятия внешнего мира.
0 коммент.:
Отправить комментарий