Отрасли психологии условно разделяются:
– фундаментальные (общие, базовые) – имеют общее значение для понимания и объяснения различных психических явлений, поведения людей.
– прикладные (специальные) – достижения, которых используются на практике. В большинстве случаев решают конкретные задачи в рамках своего направления (2).
Отрасли (3 группы критериев):
1. Содержание выполняемой деят-ти
- психология труда
- педагогическая
- спортивная
- космическая
- судебная
2. Субъект выполняемой деят-ти
- детская
- этнопсихология
- социальная
- пато
- зоо
3. Конкретно-научная или практическая проблема
- психофизиология
- нейропсихология
- психосоматика
- психогенетика
4. Особые
- зоо
- клиническая
- судебная
Антитезы: общая – дифференциальная; общая – отраслевая.
Разделы психологии:
- общая
- зоо (сравнительная)
- психофизиология
- нейропсихология
- патопсихология
- детская
- индивидуальных различий (дифференциальная)
- этно
- социальная
- психолингвистика
- творчества
Общая психология исследует наиболее общие закономерности психической деятельности, обнаруживает и описывает общие прин¬ципы, категории, понятия и методы психологической науки. Эта об¬ласть психологии дает знания, одинаково необходимые всем специа¬листам, которых интересует поведение людей.
Наиболее многочисленные фундаментальные исследования в общей психологии касаются главным образом таких явлений, как на¬учение и его законы, действие мотивационных факторов, развитие таких когнитивных процессов, как память, мышление (6).
Возникновение общей психологии как самостоятельной и фундаментальной отрасли психологической науки связано с именем С. Л. Рубинштейна, который систематизировал психологические знания и предложил методологию исследова¬ния психических явлений. На базе основных понятий общей психологии формируются понятия других отраслей психологической науки (2).
Для некоторых исследований в психологии необходимо примене¬ние особых методов или методологии. Так, психофизиология изучает физиологические и биохимические изменения, которые происходят в нервной системе при различных психологических состояниях (эмоци-ональных переживаниях, функционировании памяти, сновидениях и т. п.). В психофизиологии речь идет о самых различных физиологичес¬ких сдвигах: активности потовых желез, электроактивности мышц (электромиограмма), мозга (электроэнцефалограмма) и так далее.
В отличие от физиологической психологии, предметом иссле¬дования в психофизиологии являются психологические проблемы внутреннего мира человека. Поведение для психофизиолога явля¬ется независимой переменной, тогда как зависимыми оказываются физиологические процессы. Главной задачей современной психо¬физиологии является причинное объяснение психических явлений путем раскрытия лежащих в их основе нейрофизиологических ме¬ханизмов.
Другие специальные отрасли психологии также диктуются по¬требностями практики. Каждая из отраслей разрабатывает свои тео¬ретические проблемы, но все они прежде всего прикладные отрасли психологии.
Так, психогенетика изучает наследственные механизмы психики и поведения.
Дифференциальная психология выявляет и описывает индиви¬дуальные различия людей, процесс формирования этих различий и причины (6). Предпосылкой возникновения дифференциальной пси-хологии явилось внедрение в психологию эксперимента, генетических и матема¬тических методов. Начало разработке данной отрасли психологии положил Ф. Гальтон, создавший ряд приемов и приборов для изучения индивидуальных различий и для статистического анализа данных. Термин «дифференциальная психология» был предложен в 1900 г. В. Штерном. Основными методами диффе¬ренциальной психологии стали тесты. Первоначально это были индивидуальные тесты, затем появились групповые, а позднее и проективные (2).
Возрастная психология (психология развития) изучает особен¬ности психики человека на различных этапах его жизненного пути. Она подразделяется на детскую психологию, психологию подростка, психологию юности, психологию взрослого человека и геронтопсихологию (геронтология – наука о старости).
Этнопсихология (от греч. ethnos — племя, народ) — изучает этнические особенности психики людей, национальный характер, этнические стереотипы, национальное самосознание и т.д.
Социальная психология изучает психические явления, которые возникают в различных группах и коллективах в процессе общения людей, выявляет психологические закономерности взаимоотноше-ний личности и коллектива (6).
Началом самостоятельного существования социальной психологии считается 1908 г., когда одновременно появились работы английского психолога У. Макдугалла и американского социолога Э. Росса. В названиях этих работ содержался термин «социальная психология». Современная социальная психология как самостоятельная наука включает в себя следующие основные разделы: закономер¬ности общения и взаимодействия людей (здесь исследуется, в частности, роль об¬щения в системе общественных и межличностных отношений); психологические характеристики социальных групп, как больших (классы, нации), так и малых (где изучаются такие явления, как сплоченность, лидерство и т. д.); психология лично¬сти (сюда относятся проблемы социальной установки, социализации и др.) (2).
Педагогическая психология изучает психику учащихся в про¬цессе учебно-воспитательной работы, устанавливает закономернос¬ти овладения знаниями, умениями, навыками (6). Как самостоятельная отрасль психологической науки педагогическая психология зародилась во второй половине XIX в. В основе современной отечественной педагогической психо¬логии лежит фундаментальное положение о том, что сущностью индивидуального психического развития человеке является усвоение им общественно исторического опыта, зафиксированного в предметах материальной и духовной культуры. В то же время это усвоение осуществляется посредством активной деятельности человека, а средства и способы этой деятельности актуализируются в общении с другими людьми. По сферам применения педагогическую психологию можно разделить на психологию дошкольного воспитания, психологию обучения и вос¬питания в школьном возрасте с разделением на младший, средний и старший школьный возраст, психологию профессионального обучения, психологию выс¬шей школы. (2).
Инженерная психология изучает деятельность человека-опе¬ратора в автоматизированных системах управления. Она решает проблему распределения и согласования функций между маши-ной и человеком (6).
Как самостоятельная наука возникла под влиянием научно-технической революции, преобразовавшей психологическую структуру производственных процессов. Ускорение технического развития, на¬блюдаемого во второй половине XIX и первой половине XX в., поставило вопрос о необходимости изучения психических возможностей человека в производствен¬ном процессе и определения средств и способов его взаимодействия с техникой. Основными проблемами, решаемыми инженерной психологией, являются: анализ задач человека в системах управления, распределение функций между человеком и автоматическими устройствами; исследование совместной деятельности опера¬торов, информационного взаимодействия между ними и процессов общения; ана¬лиз психологической структуры деятельности операторов; исследование факто¬ров, влияющих на эффективность, качество и надежность деятельности операто¬ров: исследование процессов приема человеком информации; анализ процессов переработки информации человеком, ее хранения и принятия решений; разработ¬ка методов психодиагностики способностей человека в интересах решения задач профессионального психологического отбора и профессиональной ориентации; анализ процессов оптимизации обучения операторов (2).
Политическая психо¬логия — это отрасль психологии, изучающая психологические компоненты поли¬тической жизни и деятельности людей, их настроения, мнения, чувства, ценност¬ные ориентации и т. п. Эти психологические феномены формируются и проявля¬ются на уровне политического сознания наций, классом, социальных групп, правительств, индивидов и реализуются в их конкретных политических действиях (2).
Психология искусства — отрасль психологической науки, предметом которой являются свойства и состояния личности или группы лиц, обусловливающие создание и восприятие художественных ценностей, а также влияние этих ценностей на жизнедеятельность отдельной личности и общества в целом (2).
Медицинская пси¬хология – изучает психологические аспекты гигиены, профилактики, диагностики, лечения, экспертизы и реабилитации больных. Среди важ¬нейших проблем медицинской психологии — взаимодействие психических и со¬матических процессов, закономерности формирования у больного представления о своем заболевании, изучение динамики осознания своего состояния у больного, использование компенсаторных и защитных механизмов личности в терапевтиче¬ских целях, изучение психологического воздействия лечебных методов и средств.
Структура медицинской психологии: клиническая психология, включа¬ющая патопсихологию, нейропсихологию, соматопсихологию; общая медицин¬ская психология; психопрофилактика и психогигена; психокоррекция.
Помимо названных существуют и другие, не менее интересные для научных исследований и не менее значимые для практической деятельности человека отрасли психологии, в том числе; спортивная психология, юридическая психология, авиационная и космическая психология, военная психология, психология компьютеризации, экспериментальная психоло¬гия (2).
0 коммент.:
Отправить комментарий