4 июл. 2011 г.

Потребности,их характеристики и классификация.

Потребность - это исходная форма активности живых организмов. В живом организме периодически возникают состояния напряженности; они связаны с объективной нехваткой веществ, которые необходимы для продолжения нормальной жизнедеятельности организма.
Состояния объектив нужды ор-ма в чем-то, что лежит вне его и составляет необходимое условие его нормального функционирования, называют потребностями.
У любого организма должен быть набор врожденных потребностей, которые должны сигнализировать о том, что ему что-то нужно. То есть, потребности выполняют важную функцию, а именно, побуждают человека к активности. Потребность запускает поисковую (ориентировочную) активность.
У человека, помимо элементарных биологических потребностей, существуют, по крайней мере, еще две потребности. Это, во-первых, потребность в контактах с себе подобными, и в первую очередь со взрослыми индивидами. Вторая потребность, с которой рождается человек и которая не относится к органическим, это потребность во внешних впечатлениях, или, в шир смысле, познават потребность. Опыты показывают, что уже в 2-хмесячном возрасте ребенок ищет и активно добывает информацию из внешнего мира.
В отношен обеих рассмотр потреб-тей след отметить 2 важн мом-та. Во-1х, потреб-ть в контактах и познават потреб-ть на 1ых порах тесно переплетены др с др. Ведь близк взр-й не только удовлетворяет потреб-ть реб-ка в контактах; он 1ый и главн источник разнообраз впечатлений, кот получ реб-к. Во-2х, обе обсуждаемые потреб-ти составляют необход усл-я формирования человека на всех. ступенях его развития. Они необходимы ему так же как и органические потребности. Но если эти последние только обеспечивают его существование как биологического существа, то контакт с людьми о познание мира оказываются необходимыми для становления его как человеческого существа.
У чел-ка сущ 3 вида потреб-тей: 1. врожденные биологические потребности, без которых человек как организм не может существовать, т.е.материальные потр.(еда);
2. соц - потреб-ти во взаимодей-и с себе подоб, во всем, что диктует социум. Эти потреб-ти обеспеч нормал ф-ционир-е чел-ка как человеч сущ-ва; 3.духовные потребности (высшие потребности) - познавательные потребности.Любая потреб-ть носит циклич х-р, она не постоянно присутств, а возникает при нужде. Возникновение потреб-ти наз-ся актуализацией потреб-ти. Если потреб-ть не удовле-творяется, она нач возрастать (динамика потреб-ти). Как только потреб-ть удовлетворяется, она исчезает. Т.о., цикл выглядит след обр: • актуализация потреб-ти; • динамика потреб-ти; • насыщение.
Надо отметить, что до своего первого удовлетворения потребность не знает какой предмет ее удовлетворит, в таком случае говорят, что потребность не опредмечена.
Т.е. мож выдел 2 этапа в жизни кажд потреб-ти (Леонтьев). 1ый этап - период до 1ой встречи с пред-том, который удовлетворяет потребность, второй этап - после этой встречи.
На 1ом этапе потреб-ть, как прав, не представлена субъекту, не расшифров для него. Он мож испыт состояние какого-то напряж-я, неудовлетворенности, но не знать, чем это состоян вызв. Со стор же повед-я потребност состояние в эт период выраж-ся в состоянии беспокойства, поиске, переборе различ предметов.
В ходе поисковой деятельности обычно происходит встреча потребности с ее предметом, которой и завершается первый этап "жизни" потребности.
Процесс узнавания потребностью своего предмета получил название опредмечивания потребности.
В элементарных своих формах он известен как механизм импринтинга. Опредмечивается потребность так же методом проб и ошибок или путем постепенного научения. В последнем случае можно выделить следующие приемы: обучечие со стороны взрослого, обучение путем подсматривания за действиями другого, обучение по принципу условного рефлекса. Разные потребности имеют свой сензитивный период, если удовлетворение потребности происходит в этот период, может сработать механизм импринтинга.
В процессе опредмечивания происходит фиксация предмета и обнаруживаются две важные черты потребности, Первая заключается в первоначально очень широком спектре предметов, способных удовлетворить потребность. Вторая черта - в быстрой фиксации потребности на первом удовлетворившем ее предмете.
В мом-т встречи потреб-ти с пред-том происх опредмечивание потреб-ти. Это оч важ событие. Оно важ тем, что в акте опредмечивания рожд-ся мотив. Он и определ-ся как пред-т потреб-ти.
Если посмотр на то же событ со стор потреб-ти, то мож сказ, что через опредмечивание потреб-ть получ свою конкретизацию. В связи с эт мотив определ-ся еще иначе - как опредмеч потребность.
Предмет и способы удовлетворения потребности формируют саму эту потребность: другой предмет и даже другой способ удовлетворения означают другую потребность.
По Рубиншт: все потреб-ти чел-ка в их конкрет содерж-и и проявлении представляются историч потреб-тями в том смысле, что они обусловл пр-сом историч разв-я чел-ка, включены в него и в ходе его разв-ся и изменяются. Потреб-ти чел-ка м.б. при эт подразделены на тесно между соб связанные, др в др взаимопроникающ, но все же различн - материал потреб-ти и духовные.
Органические потребности представлены в психике, прежде всего, в органических ощущениях. Поскольку в органические потребности включен момент динамического напряжения или б/м острый аффективный тон, они выступают в виде влечений. Влечение - это органическая потребность, представленная в органической чувствительности.
Будучи выражением органической потребности, влечение имеет соматический источник; оно происходит от раздражения, идущ внутри ор-ма. Общ особ-ть влечений составляет признак импульсивного напряжения. В силу более или менее длительного напряжения, которое оно создает, влечение порождает импульс к действию.
По мере того, как осознается служащий для удовлетворения потребности предмет, на который направляется влечение, а не только ощущается то органическое состояние, из которого оно исходит, влечение необходимо переходит в желание - новую форму проявления потребности. Этот переход означает не только внешний факт появления объекта, на который направляется влечение, а так же изменение внутреннего характера влечения. Это изменение его внутреннего психического содержания связано с тем, что переходя в желание, направленное на определен пред-ты, влечение больше осознается. Т.с. оно опосред-ся и обусловливается всей б/м слож совокуп-тью отнош-й дан Л. к данному предмету или лицу.
Маслоу полаг, что потреб-ти чел-ку заданы и иерархич организованы по ур-ням. Ур-ни:
1.базовые физиологические потребности (в пище, воде, кислороде, секс.потр-ть);
2.потребности, связанные с безопасностью (с уверенностью, порядке,структурированности, предсказуемости окружения);
3.потребности, связанные с любовью и принятием (во включенностью в группу, чтобы любить и быть любимым, в аффективности отношений с другими);
4.потребности, связанные с уважением других и самоуважением;
5.потреб-ти, связ с самоактуализацией, или потреб-ти личност состоят-ти.
Нижележащ потреб-ти д.б. удовлетвор, прежде, чем чел-к перейдет к реализац высш. Чем выше чел-к мож подняться по лестнице потреб-тей, тем больш здоровья, гуман-ти он будет проявлять, тем бол индивидуал он буд. Самоактуализац - желание стать всем, чем возмож; это потреб-ть в самосовершенствовании, реализац своего потенциала.
Осн.признаки потребности:
1. Предметность, т.е. любая потребность имеет свой предмет и является осознанием нужды в чем-то.
2. Цикличность, т.е. потребность имеет свойство возникать вновь, но с разным временным интервалом.
3. Реализация потребности определяется наличием необходимых средств и условий.


Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.