4 июл. 2011 г.

Определение психологии как науки. Различные представления о предмете психологии.

Ψ – наука о изучении механизмов функционирования и особенностей развития психики (psyche – «душа», logos – «понятие», «учение»).
Ψ молодая наука. Само слово Ψ в переводе означ «учение о душе». Впервые слово Ψ в 1590 г, его использ нем богослов Гоклениус, первонач оно означ область богословия. В науку 1ым ввел слово Ψ в 18 веке нем ученый Христиан Вольф. Самостоятельной же наукой Ψ становится в 1879 году, когда Вундт открыл первую лабораторию экспериментальной Ψ в Лейпциге, затем эта лаборатория переросла в самостоятельный институт. Это ознаменовало отделение Ψ от философии, с одной стороны, и от физиологии, с другой.
В нашей стране 1ая экспериментал лаборатор по Ψ открылась в 1885г, ее созд Бехтерев, затем он же созд такую же лаборатор в Питере в 1895г, а в 1908г он открыл в Питере Психоневрологический институт.
Собственно психологический институт при МГУ был создан в 1912 году (открыт в 1914 году), его основал Георгий Иванович Челпанов. В 1966 году открыли психологические факультеты при МГУ и ЛГУ. В 1971 году открыли Институт на ВДНХ, его директором был Ломов.
В процессе становления Ψ как науки, она прошла 4 основных этапа, на каждом из которых был свой предмет изучения и свои и специфические методы изучения.
I этап. Античность. Предметом психологии являлась душа. В это время складывается 2 основных направления в понимании сущности души: материалистическая и идеалистическая. Представителями материалистического направления были Гераклит (душа рождается путем испарения из влаги и, возвращаясь во влажное состояние, гибнет) , Анаксимен, Демокрит, Фалес и др. Они говорили о материальной природе психических явлений, о единстве души и тела. Демокрит – механистическая теория, где душа состояла из атомов огня.
Представителями идеалистического направления были Сократ и Платон. Они рассматривали душу, как вместилище вечных идей, начало незримое, возвышенное, вечное, которое существует на ряду с телом и независимо от него. Тело – начало зримое, тленное, низменное. Функция души – управление телом.
Аристотель – первая систематизация знаний о психике. Он соединил идеалистические и материалистические представления о человеке. Утверждал, что в человеке 2 начала:
1. душевное – функция живого тела. «Если бы глаз был живым существом, то душой было бы зрение).
2. материальное – живое тело.
Он является основоположником Ψ. Трактат «О душе». Душа – не бесплотная сущность, а способ организации живого тела и поведения. Душа – энтелехия. Учение Аристотеля о растительной, животной и разумной душе впервые утвердило принцип развития психики от низших форм к высшим.
До середины 17 века Ψ основывалась либо на мнениях авторитетов, либо на догматах церкви.
II этап. В 17 веке происходит смена предмета Ψ становится сознание, которое рассматривается как способность ощущать, мыслить, чувствовать. Основной метод – интроспекция (Локк), на первом этапе это метод «рассуждения».Начиная с Декарта начинается эмпирическая философия. Декарт считал, что душа определяется не собственно изначально данной активностью, а воздействие внешней среды на «машину тела». Он впервые обозначил психофизическую проблему, т.е. вопрос о взаимосвязи души и тела, физического и психического. Он противопоставлял душу и тело, считая, что это 2 противостоящие субстанции: тело – это субстанция протяженная и не мыслящая, а душа – субстанция непротяженная и мыслящая. Декарт внес понятие «сознание» – это непосредственное знание души о самой себе, «рефлекс» – это отражение (результат взаимодействия чего-то с чем-то).
Метод интроспеции от самонаблюдения отличается по тому что и как наблюдается, и по тому как полученные данные используются в научных целях. Интроспекция – рефлексия единственным является единственным способом получения научных знаний, а самонаблюдение – рассматривает факты сознания в качестве «сырого материала».
Титченер ввел метод «изощренной интроспекции» в 19 веке, которому необходимо было обучаться пол года.
В 19 в. складываются 2 подхода к изучению сознания:
1. Структурализм. Вундт, который изучал структуру сознания и выделил 3 его основных его психических компонента: ощущения, образы, чувства. И считал задачей Ψ подробно описать эти компоненты. Вундт – родоначальник экспериментальной Ψ, он открыл лабораторию в 1879 г. в Лейпциге.
2. Функционализм – рубеж 19-20 века. У. Джемс отвергал идею Вундта членимости сознания на отдельные элементы, он говорил о целостности и динамичности сознания. «Поток сознания» - направленность его связана с нужностями индивида. Основная функция сознания – это адаптация. Т.е. сознание дает возможность человеку приспособиться к различным жизненным ситуациям.

III этап. В 20-х годах 20 века происходит смена предмета Ψ. В США возникает бихевиоризм и предметом становится поведение. Основной метод – эксперимент. Центральная проблема – проблема научения. Суть бихевиоризма выразил Уотсон формулой S→R (стимул-реакция), это соотношение стало единицей поведения. Поведение – это система реакций, нет ни одного действия, за которым не стояла бы причина в виде внешнего агента, или стимула. Основные задачи сводятся к следующему: выявление и описание типов реакций; исследование процессов их образования; изучение законов их комбинаций, т.е. образование сложных реакций. В качестве общих и окончательных задач психологии бихевиористы выдвигали 2 следующие задачи: по ситуации (стимулу) предсказать поведение (реакцию) человека и по характеру реакции определить вызвавший ее стимул.
Законы поведения универсальны и предполагали, что всевозможные навыки (двигательные, поведенческие) формируются путем многократного механического повторения одного и токог же действия. Бихевиористы не отвергали сознание, но, в силу того, что нет методов, его нельзя изучать. Впоследствии возникли:
Необихевиоризм и социобихевиоризм
↓ ↓


Представитель – Э. Толмен. Он усовершенствовал формулу Уотсона, введя промежуточную переменную (было S →R, а стало S→V→R), под которой он понимал когнитивные карты, цели, намерения, гипотезы. Скинер – поведение можно определять не стимулами, а вероятными последствиями поведения, ввел понятие «оперантного поведения». В западной Ψ в основе лежал принцип реактивности, т.е. человек – пассивное существо, а в отечественной Ψ – принцип активности.
Заслуга бихевиоризма:
1. привнес в Ψ дух материализма, благодаря чему эта наука стала развиваться по пути естестеннонаучных дисциплин;
2. ввел объективный метод, основанный на регистрации и анализе внешних наблюдений, фактов процессов, благодаря чему в Ψ получили широкое распространение инструметальные приемы исследования психических процессов.
Представитель – Бандура. Создал «Теорию социального научения», согласно которой человек может овладеть новыми формами поведения не столько путем собственных проб и ошибок, а наблюдая за образцами поведения других людей и за последствиями этого поведения. Он отводил значимую роль когнитивным структурам: восприятию, мышлению, памяти. Т.е. сознание играет очень важную роль (отличие от классического бихевиоризма). Роттер – ввел понятие локус-контроля













IV этап. В 10-20 гг. 20 в. возникают различные психологические школы и направления., которые имеют свой специфический предмет изучения и свои методы.
Психоанализ.
Фрейд. Предмет изучения – взаимосвязь между бессознательным и сознанием. Основные методы:
- методы свободных ассоциаций
- анализ сновидений
- ассоциативный эксперимент
- анализ ошибочных действий (анализ забывания намерений, имен, описки, оговорки и т.д.)
Фрейд – создатель теории бессознательного, описал структуру психики, состоящую из трех компонентов:

1. Сознание
2. Предсознание (латентные знания человека, т.е. те знания которыми он владеет, но которые в данный момент не присутствуют в сознании, но при необходимости могут легко актуализировать в сознании).
3. Бессознательное (бессознательные влечения и инстинкты сексуального и агрессивного характера, они энергетически очень мощные, в целом определяют поведение человека практически не переходят в сферу сознания в результате работы защитных механизмов))
Фрейд выделил 3 компонента в структуре личности:
- Ид—-Оно (сосредоточение сексуальных и агрессивных инстинктов, которые стремятся к удовлетворению вне зависимости от внешних обстоятельств), оно является врожденным, ничего не знает о реальности и существует по принципу удовольствия.
- Эго—-Я (формируется у человека, когда он сталкивается с первыми запретами), оно стремиться обеспечить самосохранение, существует по принципу реальности.
- Супер-Эго—Сверх-Я (включает в себя моральные установки, ценности), условно является совестью человека. Развивается позже.

Из классического психоанализа в 30-60 гг. 20 в. выделились отдельные направления.
Глубинная (аналитическая) Ψ. Юнг создатель теории коллективного бессознательного в которой также описал структуру психики, содержащую 3 компонента:
1. Личное бессознательное (вытесненные побуждения, травмирующие впечатления, которые формируются в личном опыте человека).
2. Сознание.
3. Коллективное бессознательное (архаичная психика человека, которая сформировалась в процессе исторического развития человечества). Формой проявления коллективного бессознательного являются архетипы, общечеловеческие верования, мифы, архаические образы и символы. Под влиянием архетипов находятся все сферы человеческой психики. Архетип – набор стереотипов поведения (внутренний мир человека). Центральными архетипами являются анима (весь родовой опыт женщины), анимус (родовой опыт мужчин), самость (стержень всех архетипов), персона (что мы являем миру) и тень (то, что внутри)
Юнг выделил 2 типа личности:
• Экстравертированный (отличается некоторой отчужденностью субъекта от себя самого, пониженная значимость субъективного мира, для него характерна повышенная социальная адаптивность, адекватное восприятие своих окружающих связей)
• Интравертированный (обращенность на свой внутренний мир, пошенная рефлексия, недостаточная адаптированность к социальной среде)
Индивидуальная Ψ. Адлер создал «Концепцию внутреннего единства психической организации личности», которая обусловлена ее стремлением к успеху самореализации и социальной идентификации, компенсации комплекса неполноценности, гиперкомпенсация (чаще за счет других. Гитлер)
Гештальтпсихология. Основоположник Макс Вертгеймер. Предмет исследования: целостная структура психики, но наиболее интенсивно изучались процессы восприятия и мышления. «Гештальт» – структура, целостность. Основной принцип гештальта – целое больше чем сумма его частей (восприятие – не сумма ощущений). Экспериментально Вертгеймер установил, что в составе сознания существуют целостные образования (или гештальты), которые далее неразложимы на сенсорные первоэлементы. Известны К Кофка и Кёллер. Они открыли более 100 закономерностей зрительного восприятия. Кёллер открыл «инсайт» (внезапное озарение, или нахождение правильного решения задачи). К. Левина тоже относят к этой школе, но в чистом виде он не гештальтпсихолог, он заимствовал ряд принципов для изучения личности и взаимодействия личности и группы, а не для изучения познавательных процессов.
Гуманистическая Ψ. Основоположники: А. Маслоу, М. Мюрей, К. Роджерс, Г. Олпорт. Предмет исследования: целостная личность, способная к самореализации, самоактуализации, свободе выбора и способность нести ответственность за свои поступки. В этой школе впервые стало изучаться психически здоровая личность, до этого невротическая. Природа человека изначально позитивна и человек обладает потребностью самоактуализации, которая выступает основной причиной того, что человек становится более сложным, независимым, социальноответственным. В этой школе подчеркивается, что человека нужно рассматривать как творческое саморазвивающееся существо, стремящееся не только к покою и определенности, т.е. равновесию, но и к нарушению равновесия, т.е. человек ставит проблемы, разрешает их, стремясь реализовать свой потенциал, и понять человека как человека можно лишь приняв во внимание его «высшие взлеты», высшие творческие достижения. Наиболее универсальной характеристикой в теории Маслоу о самоактуализирующейся личности является креативность, Роджерс рассматривал полноценно функционирующую личность. Потребность самоактуализации является врожденной, но основной массой людей она не реализуется.
Когнитивная Ψ. Основоположники: У. Найссер, Адкинсон, Миллер. Предмет исследований: процессы приема, переработки и использования информации, т.е. когнитивные процессы. Методологическая основа – компьютерная метафора, согласно которой человек выступает как аналог компьютера и его познавательные процессы аналогичны процессам преобразования информации в вычислительном устройстве.
Отечественная школа. В России формирование научной Ψ связано с русской нейрофизиологической школой (Сеченов, Павлов). Это естественно научное направление отечественной Ψ. Школу возглавили: Бехтерев, Вагнер, Ланге, Лазурский, Лесгафт. На этой основе Выготским создана культурно-историческая концепция психического развития. Основные положения: утверждение о том, что усвоение общечеловеческого опыта является специфической формой психического развития человека. К концу 30-х гг. интенсивно разрабатывалась проблемы одаренности, индивидуально-психологических различий (школа Теплова), формируется грузинская школа установки (Узнадзе), в которой исследовались сложные формы неосознанной психической деятельности. Также намечается тенденция объединения психологов различных направлений на основе деятельностного подхода. Основным положением этого подхода является утверждение о том, что психика и деятельность едины, но не тождественны. Психика формируется и проявляется только в деятельности, а внешние воздействия упорядочиваются через внутренние факторы (цели, мотивы, смыслы и т.д.). Основную роль в теории деятельности сыграли работы Леонтьева, Рубинштейна.


Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.