12 июл. 2011 г.

Бюджетное устройство РФ

Бюджетное устройство определяется БК РФ. Правовые нормы, закрепляющие бюджетное устройство-, уста навливают виды бюджетов, действующих на территории стра ны, место и роль каждого из них, принципы их функциониро вания и взаимосвязи. Эти нормы являются в бюджетном праве основополагающими, поскольку выражают право государст венных и административно-территориальных образований на свой бюджет, уровень самостоятельности в его использовании. Бюджетное устройствостраны определяется ее государствен ным устройством. В унитарном государстве бюджетная система состоит из двух уровней - государственного бюджета и местных бюджетов, на ходящихся в ведении органов местного самоуправления. Для бюджетной системы федеративного государства характерны три уровня - государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты.
Бюджетная система РФ представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокуп ность федерального бюджета, республиканских, краевых, обла стных, иных бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Бюджетная система РФ является частью финансовой систе мы РФ.
В соответствии с законодательством РФ бюджетная систе ма РФ состоит из бюджетов трех уровней:
первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государст венных внебюджетных фондов;
второй уровень - бюджеты субъектов РФ и бюджеты террито риальных государственных внебюджетных фондов;
третий уровень - местные бюджеты.
Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельно сти соответствующих государственных или, местных органов.
Бюджетное устройство — это организация бюджетной системы, принципы ее построения. В статье 3 Закона «Об основах бюджетного устройства и бюд¬жетного процесса в РФ» отмечается, что бюджетная система стро¬ится на принципах единства, Единство бюджетной системы обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классифика¬ции, единством форм бюджетной документации, предоставлени¬ем необходимой статистической и бюджетной информации с од¬ного уровня бюджета на другой для составления консолидирован¬ных бюджетов.
Принцип полноты требует отражения в бюджете всех доходов и расходов, точного обоснования величины расходов, выявления возможностей дополнительного привлечения средств.
Принцип реальности предполагает отражение в бюджете дейст¬вительного состояния доходов и расходов государства.
Принцип гласности предполагает прозрачность бюджета, что оз¬начает соблюдение следующих требований: предварительное об-суждение проекта бюджета на открытых заседаниях парламента; опубликование утвержденного бюджета после принятия закона о нем; сообщения в ходе исполнения бюджета по месяцам, кварта¬лам и т. д.
В соответствии с законодательством принцип самостоятельнос¬ти обеспечивается для каждого органа власти наличием собствен-ных источников доходов и правом определять объемы и направ¬ления их использования в соответствии с выполняемыми функ¬циями. При этом важно, чтобы было соответствие доходов финан¬сируемым расходам и была стабильность поступления денежных средств в бюджет; чтобы не было возможности изъятия свободных остатков бюджетных средств у их владельца; также важно обяза¬тельное возмещение нижестоящим органам власти расходов, обу¬словленных решениями вышестоящих структур, принятыми пос¬ле утверждения бюджета.
Бюджетный процесс — это регламентированная законом дея¬тельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета. Содержание бюджетного процесса определяется государственным и бюджетным устройством РФ, бюджетными правами соответствующих представительных и ис¬полнительных органов власти. Законом «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ» установлено следующее разграничение: к ведению исполнительных органов власти отно-сится составление проекта соответствующего бюджета, его испол¬нение, контроль за использованием выделенных бюджетных ас-сигнований; к ведению представительных органов власти относится рассмотрение проекта соответствующего бюджета, его утверждение, контроль за его исполнением, утверждение отчёта о его исполнении.
При формировании каждого бюджета предусматри¬ваются источники покрытия дефицита. В качестве источников финансирования дефи¬цита федерального бюджета выступают внутренние и внешние заимствования.
Внутренними заимствованиями федеральных органов власти определяются: кредиты, полученные Правительством РФ от кре-дитных организаций; государственные займы, осуществляемые посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ; долговые обязательства различных эмитентов, гарантированные Правительством РФ; бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней.
Внешними заимствованиями федерального бюд¬жета являются: средства от продажи государственных ценных бумаг на внешнем рынке; кредиты правительств иностранных го¬сударств, международных финансовых организаций, иностран¬ных организаций.
Главные стратегические направления сокращения дефицита бюджетов:
• развитие экономики;
• реструктуризация расходов бюджетов всех уровней;
• совершенствование налоговой системы и системы межбюд¬жетных отношений;
• усиление контроля за собираемостью налогов, за целевым и экономичным использованием бюджетных ассигнований;
• глубокая реформа жилищно-коммунального хозяйства, топливно-энергетического комплекса и др.;
• четкое законодательное разграничение компетенции уровней власти по бюджетным вопросам и др.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.