Обучение психологии в средних учебных заведениях. Одной из заметных тенденции последнего десятилетия во многих странах стало широкое распространение психологии как учебного предмета в средних учебных за¬ведениях. Этот предмет обычно не является обязательным, но школьники выбира¬ют его достаточно часто. Связано это прежде всего с распространением научно-популярной психологической литературы и возрастанием интереса учащихся к психологическим знаниям. В 90-х гг. в России значительно возросло количество факультативных кур¬сов по психологии в школах.
В настоящее время существует два основных типа программ обучения психо¬логии в российских школах: 1) предметно-ориентированные; 2) личностно-ориентированные.
В программах предметно-ориентированного типа психология выступает как предмет обучения. Этот предмет имеет программу, определяющую перечень зна¬ний и умений, которыми должны овладеть учащиеся в результате его изучения. Содержание программы составляют научно-психологические знания, а также уме¬ния их практического использования. Программа может быть научно- пли прак¬тически-ориентированной. Знания и умения, которые усваиваются, допускают поурочное планирование и предполагают изучение определенного учебного мате¬риала (знаний и умений) на каждом уроке. Основные методы обучения: рассказ, обсуждение, практические упражнения. Усвоение знаний и умений, перечислен¬ных в программе, может быть оценено и оценивается. Развивающий аспект таких уроков поощряется, как и при изучении других школьных предметов.
В программах личностно-орнентированного типа уроки психологии выступа¬ют как система занятий, направленных на развитие учащихся. Задача обучения теоретическим психологическим знаниям непосредственно не ставится (хотя мо¬жет подразумеваться). Формирование практических психологических умений и личностное развитие учащихся составляют основную задачу такой программы. Программа задает некоторые общие перспективы и ориентиры занятий. Развивающий аспект на таких уроках является центральным, а объек¬тивная оценка уровня развития чрезвычайно затруднена. Такие уроки выступают как психологическое сопровождение естественного развития учащихся, направ¬ленное на оказание помощи в их личностном развитии.
1. Уроки психологии предметно-ориентированного типа по содержанию и мето¬дам проведения являются обычными уроками, как и уроки но леем другим пред¬метам, которые изучаются а школе. Они могут быть обязательными пли факуль¬тативными, но всегда ставятся к сетку учебного расписания школы. Обязательной является проверка учителем знаний и умений учащихся, так же как и посещение уроков. 2. Уроки психологии личностно-ориентированного типа по содержанию и мето¬дам проведения похожи на внеклассные мероприятия развивающего характера. Такие занятия ставятся обычно вне учебною расписания, а участие в них являет¬ся добровольным. Формы добровольного участия могут быть разными. В одних случаях предполагается полная свобода: можно приходить (или не приходить) на любое занятие. В других — добровольным является включение в группу, но в этом случае посещение занятий этой группы в течение определенною времени являет¬ся обязательным (как и во многих психологических тренингах).
В целом можно сказать, что обучение психологическим знаниям и умениям, психологическое просвещение, повышение психологической культуры школьни¬ков может осуществляться в разных формах образовательной деятельности школы:
1) уроки психологии предметно-ориентированного типа; 2) уроки по другим школьным предметам; 3) внеклассные занятия личностно-ориентированного типа.
Обучение психологии в ВУЗах. Специальное обучение в высших учебных заведениях США основывается прежде всего на профессиональной ориентации будущих специалистов, направ¬ленной на подготовку к научной деятельности или же к практической психоло¬гической работе. В связи с этим студентам предлагаются различные учебные курсы, соответствующие общему (General Track) или специальному (Career Track) направлениям подготовки. Студентам предлагается три типа курсов по психологии: 1. обязательные; 2. специальные курсы по интересам; 3. продвинутые интегративные курсы (Володарская, Лизунова)
Особенностью базового психологического образования в России (в отличие от американского и английского) является то, что высшее образование самым тес¬ным образом связано с профессиональной подготовкой студентов. Этим обуслов¬лена, в частности, его большая продолжительность.
Кроме того, российское высшее психологическое образование, как и американ¬ское, отличается широкой общенаучной и общекультурной подготовкой студентов. За время обучения в вузе студент-психолог изучает широкий круг гуманитарных, социально-экономических, математических, естественнонаучных и психологиче¬ских дисциплин.
Российское высшее образование по психологическим специальностям и на¬правлениям дает широкую гуманитарную и социально-экономическую подготов¬ку. В связи с этим в перечень учебных дисциплин включаются такие предметы, как философия, логика, этика, эстетика, экономика, иностранный язык, история, право, социология, политология, педагогика.
Естественнонаучная и математическая подготовка имеет также большое значе¬ние для обучения студентов-психологов. Поэтому они изучают такие предметы, как концепции современного естествознания, анатомия и физиология централь¬ной нервной системы, физиология высшей нервной деятельности, антропология, математика, информатика и вычислительная техника, математические методы в психологии.
В настоящее время в российском высшем образовании существуют три типа психологических специальностей и квалификаций:
1. «020400 — Психология» с присвоением квалификации «Психолог. Преподава¬тель психологии» (3-я ступень профессионального образования в соответст¬вии с ОКСО); относится к группе гуманитарно-социальных специальностей.
2. «031000 — Педагогика и психология» с присвоением квалификации «Педагог-пси¬холог» (3-я ступень профессионального образования в соответствии с ОКСО); относится к группе педагогических специальностей.
3. «022700 — Клиническая психология» с присвоением квалификации «Клини¬ческий психолог» (3-я ступень профессионального образования в соответст¬вии с ОКСО); относится к группе гуманитарно-социальных специальностей. Перечень направлений подготовки и специальностей, 2000:
1. Обучение по специальности «020400 — Психология» предполагает общее пси¬хологическое образование и специальную подготовку, позволяющие специалисту работать в разных сферах психологической науки и практики, а также препода¬вать психологию в учебных заведениях. Деятельность специалиста направлена на изучение и оптимизацию психологи¬ческих факторов во всех видах деятельности и формах взаимодействия людей. Он может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: * диагностическую и коррекционную; * экспертную и консультативную; * учебно-воспитательную; * научно-исследовательскую; * культурно-просветительную. Студенты, обучающиеся по специальности «психология», могут специализироваться в одной из следую¬щих сфер: 1. Общая психология. 2. Психология личности. 3. Социальная психология. 4. Политическая психология. 5. Психология менеджмента 6. Юридическая психология. 7. Психология труда и организационная психология. 8. Клиническая психология (с 1998 г. стала отдельной специальностью). 9. Психофизиология. 10. Специальная психология. 11. Психология развития и акмеология.12. Педагогическая психология. 13. Психологическое консультирование.14. Психология социальной работы. 15. Спортивная психология.
2. Обучение по специальности -«031000 — Педагогика и психология» предпола¬гает психологическое образование и профессиональную подготовку, позволяю¬щие специалисту осуществлять деятельность, направленную на психологическое обеспечение образовательного процесса, личностное и социальное развитие уча¬щихся. Такой специалист может работать в образовательных учреждениях раз¬личного типа. Он может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: - коррекционно-развивающую; - преподавательскую; - научно-методическую; - социально-педагогическую; - воспитательную; - культурно-просветительную; - управленческую.
3. Обучение по специальности -«022700 — Клиническая психология» предпола¬гает психологическое образование и профессиональную подготовку широкого профиля, позволяющие специалисту осуществлять практическую и научно-ис¬следовательскую деятельность, направленную на повышение психических ресур¬сов и адаптационных возможностей человека, на гармонизацию психического раз¬вития, охрану здоровья, профилактику и преодоление недугов, психологическую реабилитацию. Клинический психолог работает с людьми, имеющими трудности адаптации и самореализации, обусловленные их физическим, социальным и ду¬ховным состоянием. Он может выполнять следующие виды профессиональной деятельности в уч¬реждениях здравоохранения, образования, социальной помощи населению, в сфе¬ре управления, производства и бизнеса: - диагностическую; - экспертную; - коррекционную; - профилактическую; - реабилитационную; - консультативную; - научно-исследовательскую; - культурно-просветительную; - учебно-воспитательную.
4 июл. 2011 г.
Home »
» Задачи и специфика обучения психологии в средних и высших учебных заведениях
0 коммент.:
Отправить комментарий