Государственный кредит — это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления с одной стороны, и юридическими и физическими лицами, с другой, при которых государство выступает преимущественно в качестве заемщика, а также кредитора и гаранта.
Как финансовая категория ГК выполняет 3 функции: распределительную, регулирующую и контрольную.
Через распределительную функцию расходы государства капитального характера (например, по строительству высокоскоростной магистрали Москва—Санкт Петербург) или на покрытие дефицита бюджета более равномерно распределяются во времени. Обслуживание государственного долга идет а счет налогов, прибыли от функционирования построенного объекта, размещения новых государственных займов, т.е. рефинансирования государственного долга.
Вступая в кредитные отношения, государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень % ставок на рынке денег или капиталов, на производство и занятость.
Размещая займы среди населения, государство снижает платежеспособный спрос; если за счет кредита финансируются капитальные вложения, то уменьшается денежная масса в обращении. Выступая заемщиком на финансовом рынке, государство способствует росту % ставок, уменьшению объемов инвестиций в производство. За счет займов, размещаемых за рубежом, развивается национальное производство.
Классификация государственных займов:
По субъектам заемных отношений различают:
• займы, размещаемые центральными органами управления;
• займы, размещаемы территориальными органами управления.
2. По месту размещения:
• внутренние;
• внешние.
3. По возможности обращения на рынке:
• рыночные;
• нерыночные (выпускаются с целью мобилизации средств крупных инвесторов, например, страховых компаний, банков).
4. По сроку:
• краткосрочные (до года) (векселя);
• среднесрочные (от 1 до 5 ) (облигации);
• долгосрочные (> 5 лет, но не более 30).
5. По обеспеченности долговых обязательств:
• закладные, обеспеченные конкретным залогом (например, зданием администрации);
• беззакладные, когда обеспечением служит все имущество данного органа управления.
6. По способу выплаты дохода различают :
• выигрышные облигации;
• процентные;
• с нулевым купоном (т.е. продажа со скидкой (дисконтом)).
7. В зависимости от метода определения дохода:
• долговые обязательства с твердым доходом:
• с плавающим доходом.
8. В зависимости от обязанности заемщика соблюдать сроки погашения различают:
• обязательства с правом долгосрочного погашения;
• без права долгосрочного погашения.
9. В зависимости от варианта погашения задолженности различают:
• погашение единовременным платежом;
• частями :
в том числе равными долями;
возрастающими;
снижающимися долями.
Государственный или муниципальный долг - обязательства, возникающие из государственных или муниципальных займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием обязательства третьих лиц;
Государственный долг и муниципальный долг - совокупность долговых обязательств. Гос.долг РФ полностью и без условий обеспечиваются всем находящимся в собственности субъекта Российской Федерации имуществом, составляющим казну субъекта Российской Федерации. Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну.
Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации.
Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Управление муниципальным долгом осуществляется уполномоченным органом местного самоуправления.
Управление гос. и муниц. долгом – это совокупность мер по регулированию его объема и структуры, определению условий новых заимствований, изменение условий уже выпущенных займов, погашению и обслуживанию гос.долга, регулированию рынка гос. и мун-ых заимствований, определению условий и предоставлению гос. и муниц-х гарантий и контроля за их целевым использованием.
Целями управления гос. и мун. долга являются:
- поддержание величины гос. долга на уровне обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны.
- поддержания авторитета первоклассных заемщиков, безупречно выполняющих свои обязательства.
- минимизация стоимости долга, путем: удлинения срока; снжения доходности гос.цб; переход на другие фин.рынки; переключение внимания на др. группы инвесторов.
- обеспечение целевого использования зацмов, кредитов, гарантий по займам.
- своевременный возврат основной суммы долга и %.
- диверсификация долгового портфеля гос-ва по срокам заимствований, по доходности, по срокам выплаты доходов и т.д.
4 июл. 2011 г.
Home »
» Государственный кредит. Управление государственным и муниципальным долгом.
0 коммент.:
Отправить комментарий