Бюджетная система РФ основана на принципах:
- единства БС РФ (единство правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушение бюджетного зак-ва, единый порядок финансирования расходов бюджетов всех уровней БС, ведения бух.учета средств фед. бюджета, региональных и местных бюджетов);
- разграничения доходов и расходов между уровнями БС РФ (закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти РФ, органами гос.власти субъектов РФ и органами местного самоуправления);
- самостоятельности бюджетов (право закон-ых органов гос.власти и органов местного самоуправления на каждом уровне БС самостоятельно осуществлять бюджетный процесс; наличие собственных источников дохода бюджетов; недопустимость изъятия доходов, дополнительно полученных в ходе исполнения з-ов о бюджете, сумм превышения доходами расходов бюджетов и сумм экономии);
- равенства бюджетных прав субъектов РФ, муниципальных образований (определение бюджетных полномочий в соответствии с едиными принципами и требованиями);
- полноты отражения доходов и расходов бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов (все доходы и расходы отражаются в бюджетах);
- сбалансированности бюджета (объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования его дефицита);
- эффективности и экономности использования бюджетных средств (необходимость);
- общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов (расходы должны покрываться доходами);
- гласности (опубликование, открытость);
- достоверности бюджета (надежность показателей, реалистичность);
- адресности и целевого характера бюджетных средств (бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей).
Основы межбюджетных отношений
1. Межбюджетные отношения - отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления.
2. Межбюджетные отношения основываются на принципах:
распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы Российской Федерации;
разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы Российской Федерации;
равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, равенства бюджетных прав муниципальных образований;
выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;
равенства всех бюджетов Российской Федерации во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенства местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов Российской Федерации.
Главная проблема меж.бюджетных отношений БС, бюджетного процесса, бюджетного федерализма заключается в следующем: неадекватность распределения доходов м/у уровнями бюджетов и их несбалансированность с расходными полномочиями зафиксированными в БК.
Профицит ФБ начиная с 2000г. и устойчивой дефицитности субнац.бюджетов или консол.бюджета.
Аккумулирование самых доходных косвенных налогов на Федеральном уровне, прямых – на ниже стоящих.
На концентрации расходов ниже стоящих бюджетов на одной группе расходов.
Формирование с 2004г стабилизационного фонда, к/ый расходится или капитализируется.
Стаб.фонд прописан в БК – его нацеленность на финансирование дефицита бюджета.
Т.о. мера сбалансированности консолидированного бюджета РФ зависит от количественных параметров- профицита Федерального бюджета.
4 июл. 2011 г.
Home »
» Принципы бюджетной системы РФ. Особенности межбюджетных отношений в современной России.
0 коммент.:
Отправить комментарий