Сфера управления
Своеобразной сквозной темой прикладных исследований является проблема управления. Основные проблемы: это проблема соотношения стиля руководства и эффективности групповой дея¬тельности, проблема разрешения конфликтов, возникших на пси¬хологическом уровне, проблема оптимизации процесса принятия группового решения и многие другие. Что же касается качеств ру¬ководителей, то и здесь важно обозначить кое-какие подходы, не вступающие в противоречие с разработкой вопроса на теоретичес¬ком уровне: например, анализ совместимости руководителя и кол¬лектива, выявление роли «обратной связи» (знание руководителем того, как он воспринимается подчиненными) в эффективности управления и т.д. Распространенным методом таких исследований является составление психологического портрета руководителя, включающего его способность к восприятию нововведений, его гибкость в применении разных форм и контроля и т.д. (Кричевский, 1993).
Особо важной является проблема оптимиза¬ции делового общения для руководителей разного ранга. Эта об¬ласть включает в себя не только совокупность прикладных иссле-дований, но и разработку практических занятий для руководите¬лей, в которых отрабатываются стратегия и техника делового об¬щения, его правила и нормы. Психолог-практик выступает в дан¬ном случае не только как эксперт и консультант, но и как руково¬дитель практических занятий, например, по организации деловой беседы, совещания. В этом случае особенно эффективна организа¬ция специальных деловых игр (Жуков, 1988).
Задача психолога, работающего в сфере управления — не про¬сто проведение прикладных исследований по предлагаемым те¬мам, но и своего рода пропаганда социально-психологических зна¬ний с целью формулирования своей проблематики. Смысл этой деятельности должен заключаться в том, чтобы объяснить заказ¬чику, что в состоянии предложить ему социальная психология и так, чтобы эти предложения базировались на действительных воз¬можностях науки. Именно здесь он должен доказать и необходи¬мость, и возможность, и обоснованность определенного набора проблем.
Сфера развития организации
Самостоятельный блок проблем в свя¬зи с психологией управления представ¬ляет относительно новая область социальной психологии, полу¬чившая название «развитие организации*, или «организационноераз¬витие». Эта проблематика возникла первоначально не в недрах социальной психологии, в ее создании принимали участие и вид¬нейшие социологи, и социальные психологи: А. Маслоу, Ф. Херц-берг, К. Арджирис и др.
В самом широком смысле слова организационное развитие оз¬начает создание особой культуры по использованию различных технологий для совершенствования поведения индивидов и групп в организации, особенно в том, что касается принятия решений, разрешения конфликтов, развития сети коммуникаций. В более узком смысле организационное развитие предполагает обеспече¬ние таких условий, при которых организация становится самооб¬новляющейся системой, изменяющейся в зависимости от измене¬ния ее целей, когда разработан механизм непрерывного совершен¬ствования структуры с учетом требований ростй организации, по¬вышения ее эффективности.
Наряду с этим в программу организационного развития входит и огромная работа с персоналом: развитие доверия, обеспечение большей информированности сотрудников о деятельности орга¬низации, умножение возможностей участия каждого в принятии решений. Все в целом призвано интегрировать методы управле¬ния в единую систему, что и послужит повышению эффективнос¬ти, в частности тому, что организация должна лучше справляться с изменениями, которые могут происходить в окружающей среде (Базаров, 1994).
Весь этот комплекс задач должен быть выполнен при помощи внутренних и внешних «агентов изменения». Здесь-то и начинает¬ся работа психолога: именно он может выполнить роль как внешнего, так и внутреннего «агента изменения». Перед ним встает зада¬ча обеспечения трех видов изменений: 1) «изменение» людей, что подразумевает изменение стиля их поведения в соответствии с новыми условиями в организации, их квалификации, ценностных ориентации и т.п.; 2) изменение управленческих технологий, что включает в себя совершенствование методов принятия решений, формирования команд и пр.; 3) изменение самой структуры орга¬низации, что предполагает изменение ее целей для лучшей адап¬тации к изменениям во внешней среде, совершенствование систе¬мы коммуникаций и т.д. Существуют различные подходы к соот¬носительной оценке каждой из названных задач. Одни авторы (К. Арджирис) считают, что главный фокус в работе психолога должен быть обозначен в области изменений личностных качеств сотрудников, другие полагают (И. Кац и Р. Кан), что главным явля¬ется разработка стратегии изменения организации как таковой.
Школа – блин я же школьный психолог!
Служба семьи
Социальная психология традиционно уделяла большое внимание семье, рас¬сматривая ее как пример естественной малой социальной группы. Все особенности такой группы приобретают в семье определен¬ную специфику, но тем не менее знание закономерностей функ¬ционирования и развития малых групп может обусловить извест¬ный вклад в развитие оптимальных форм взаимоотношений и в этой микроячейке общества. Можно выделить несколько классов задач, которые могут быть решены и решаются на практическом уровне.
1. Первая часть таких задач связана с подготовкой молодых людей к созданию семьи.
А) Первой формой при¬ложения социальной психологии к этой области могут стать ее просветительская функция, включение элементов подготовки мо¬лодежи к семейной жизни.
Б) Вторая форма такого приложения: обеспечение так называе¬мой службы знакомства.
Но есть и другая сторона проблемы: возникновение у молодых людей определенных психологических барьеров, мешающих им по каким-то причинам устанавливать взаимоотношения с представителями другого пола. Здесь сплошь и рядом нужна помощь пси¬холога.
2. Вторая часть задач в системе службы семьи относится к уже существующим семьям. Главный вопрос здесь —регулирование се¬мейных взаимоотношений, способствующее повышению устойчи¬вости семьи. Среди разных причин увеличения числа разводов, проанализированных неоднократно в специальной демографичес¬кой литературе, в качестве важной причины отмечается неумение строить повседневные взаимоотношения между супругами. Это означает, что важнейшей формой прикладных социально-психо¬логических исследований должны стать исследования, выясняю¬щие формы и структуру семейных конфликтов, способы их разре¬шения.
Сфера политики
Важно отдавать себе отчет в тех специфических трудностях, которые стоят перед психологом, работающим, например, кон¬сультантом у какого-либо крупного политического деятеля (Гоз-ман, 1994). Во-первых, это совмещение в политике двух качеств: возможности (в частности, финансовой) приглашать психолога и желания сделать это (т.е. понимания важности такой работы). Во-вторых, это проблема времени для исследования и консультирова¬ния, и доступа к данным: политические решения часто должны быть приняты в сжатые сроки, а часть данных является секретной. В-третьих, психолог, дающий личные рекомендации политичес¬кому деятелю, должен в той или иной мере разделять его концеп¬цию, его взгляды, т.е. встает проблема соотнесения профессио¬нальной и гражданской позиции психолога. В-четвертых, нужно преодолеть негативное отношение к психологической службе в политике, которое иногда имеет место среди общественности («политик не должен жить подсказками» и т.п.).
Обобщения первых опытов такого рода позволили выделить следующие направления (Гозман, 1994).
1. Участие в разработке и принятии решений. Беда многих по¬литических решений в том, что при их разработке не принимали в расчет такой фактор, как восприятие этих решений гражданами. Иными словами, не учитывались психологические последствия принимаемых решений. Коррекцию политического решения с этой точки зрения и должен осуществлять психолог: учесть ожидания граждан, построить прогноз восприятия документа разными слоя¬ми населения.
2. Второе направление практической деятельности психолога (как, впрочем, и социолога) — это систематический анализ дина¬мики общественного мнения. Здесь речь идет не об отношении к каждому конкретному решению, а об общем представлении в мас¬совом сознании тех или иных политических, экономических и социальных реалий. В дополнение к традиционным методам изу¬чения общественного мнения, принятым в социологии, социаль¬ный психолог может проводить серию глубоких интервью, полу¬чая специфические «срезы» мнений отдельных групп по отдель¬ным вопросам.
3. Третье направление — это прямое консультирование полити¬ческих деятелей перед их публичными выступлениями. Работа, которая выполняется при этом, сходна с работой в рекламе: она обозначается как создание имиджа, т.е. определенного образа. Имидж политика это не прихоть, а важное условие его популяр¬ности.
4. Четвертое направление работы — создание психологических портретов оппонентов, а в более широком смысле — психологичес¬кое обеспечение различного рода переговоров.
4 июл. 2011 г.
Home »
» Основные направления деятельности социального психолога-практика
0 коммент.:
Отправить комментарий