Язык - система знаков, служащая средством человеч общения, мыслит деят-ти, сп-бом выражения самосознания Л., передачи от поколения к поколению и хранения информации.
Исторически основой возникновения языка служит труд, совместная деятельность людей.
Язык существует и реализуется через речь. Речь - это деятельность общения посредством языка. Речь - это язык в действии.
Речь - сложившаяся исторически в пр-се материал преобразующей деят-ти людей ф-ма общения, опосредованная языком.
Рубиншт гов о ед-ве сознания и речи. Благодаря речи индивидуально сознание кажд обогащается рез-тами опыта, наблюдения и знания всех людей благодаря речи могут стать достоянием кажд. Включаясь в пр-с реал практических отношений, общей деятельности людей, речь через сообщение включает в него сознание человека. Благодаря речи сознание одного человека становится данностью для другого.
Осн ф-ция сознания - отраж-е бытия. Эт ф-цию речь вып следующ образом: они отражают бытие, обозначая его. Речь - это обозна-чающее отражение бытия. Речь - это форма существования осознания для другого, служащая средством общения с ним, и форма мышления.
Речь, слово являются специфическим единством чувственного и смыслового содержания. Всякое слово имеет семантическое содержание, которое составляет его значение. Обобщенное отражение предметного содержания составляет значение слова.
Но значен слова - не пассив отраж-е пред-та самого по себе вне практич отнош-й между людьми. Значен слова, обобщенно отражающее предмет, включен в реальные действенные общественные взаимоотношения людей, определяются через функцию этого предмета в системе человеческой деятельности. Формируясь в общественной деят-ти, оно включ в пр-с общения между людьми. Значение слова - это познават отношение человеч сознания к предмету, опосредованное общественными отношениями между людьми.
Носителем значений всегда служит чувствен образ. Но чувствен основа речи ф-ционир лишь как носитель смыслового содержания.
Связь слова с пред-том не природой предустановленная, а исторична. Связь эта опосредованная - через обобщен семантич содержан слова - через понятие или образ.
В пр-се употребления слова его значение не только реализуется, но и видоизменяется, приобретая в дан конкрет контексте смысл, отличный от его значения. Вместе с тем употребление слова в различных контекстах приводит к тому, что новое содержание включается в него и, преобразуя его, закрепляется в нем так, что оно входит в собственное значение слова и сохраняется за ним и вне данного контекста.
Ф-ции речи: 1. индикативная (указательная); 2.номинативная, обозначающая; 3. познавательная; 4. коммуникативная (средство выражения и средство воздей-я); 5. эмо-циональная; 6. выразительная (речь как средство выражения включ-ся в совокуп-ть выразит движ-й, выраж-ся в интонации, паузах).
2 осн ф-ции речи - коммуникатив и обозначающая, благодаря кот речь явл средством общения и ф-мой сущ-ния мысли, сознания, формир-ся одна через др и ф-ционир одна в др.
Виды речи: речь жестов и звуковая речь, письм и устная, внеш и внутр. Письм речь - вербал общение при помощи письм текстов. Оно м. б. и отсроченным и непосредств. Уст речь - вербал сообщение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Эти 2 вида речи тесно взаимосвяз, но их ед-во вкл и очень существ различия.
Сущ различ виды как уст, так и письм речи (доклад, беседа, трактат, лекция и т.д.). Внеш речь существ отлич от внутр речи. Внутр речь отлична, прежде всего, по своей ф-ции, стр-ре. Внутр речь - это речь про себя. Выд 3 осн типа внутр речи: а)внутр проговаривание, "речь про себя", сохраняющая стр-ру внеш речи, но лишенная фонации, т.е. произнесения звуков, и типич для реш мыслит задач в затруднит условиях; б)собств внутр речь, когда она выступ как средство мышл, пользуется специфич ед-цами и имеет специфич стр-ру, отличную от стр-ры внеш речи; с) внутреннее программирование, т.е. формирование и закрепление в специфических единицах замысла речевого высказывания.
Осн закон разв-я значений употребляемых реб-ком в общении слов заключ в их обогащении жизн индивидуал смыслом. Функционируя и развиваясь в практическом мышлении и речи, слово как бы впитывает в себя все новые смыслы. В результате такой операции смысл употребляемого слова обогащается разнообразными когнитивными, эмоциональными и другими ассоциациями. Во внутренней же речи - и в этом состоит ее главная отличительная особенность - преобладание смысла над значением доведено до высшей точки. Можно сказать, что внутренняя речь в отличие от внешней имеет свернутую предикативную форму и развернутое, глубокое смысловое содержание.
Еще одной особ-тью семантики внутр речи явл агглютинация, т.е. своеобразн слияние слов в одно с их существ сокращением. Возникающ в рез-те слово как бы обогащ-ся двойным или даже тройным смыслом, взятым по отдельности от кажд из 2-3 объединен в нем слов. Так, в пределе мож дойти до слова, кот вбир в себя смысл целого высказывания, и оно стан-ся, как гов Л.С. Выг, "концентрир сгустком смысла". Чтобы полностью перевести этот смысл в план внеш речи, пришлось бы использ, вероятно, не одно предложение. Внутр речь, по-видим, и сост из подоб рода слов, совершенно непохожих по стр-ре и употр-ю на те слова, кот мы польз в своей письм и уст речи. Такую речь в силу названных ее особ-тей мож рассм как внутр план речевого мышл.
След выд так же эгоцентрич речь - речь, обращ к самому себе, кот регулир и контролир деят-ть ребенка. Эгоцентрическая речь - переходный этап от внешней речи к внутренней. Она выполняет у ребенка функцию планирования и осмысливания действия. Будучи громкой, т.е. физически внешней, речью, она по своей психологической природе является внутренней речью, речью-мышлением.
0 коммент.:
Отправить комментарий