6 июл. 2011 г.

Развитие внимания

Внимание, как и все остальные психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представлены непроизвольным внимание, а вторые - произвольным. Непосредственное внимание - это также более низкая форма его развития, чем опосредствованное.
Историю развития внимания, как и многих других психических функций, пытался проследить Л.С. Выготский в русле своей культурно-исторической концепции их формирования. Он писал, что история внимания ребенка есть история развития организованности его поведения, что ключ к генетическому пониманию внимания следует искать не внутри, а вне личности ребенка.
По мнению Л.С. Выготского, с самых первых дней жизни ребенка развитие его внимания происходит в среде, включающей так называемый двойной ряд стимулов, вызывающих внимание. Первый ряд - это сами окружающие предметы, которые яркими, необычными свойствами привлекают внимание ребенка. С другой стороны, это речь взрослого человека, произносимые им слова, которые первоначально выступают в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка.
Первоначально процессы произвольного внимания, направляемого речью взрослого, являются для ребенка скорее процессами его внешнего дисциплинирования, чем саморегуляции. Постепенно, употребляя то же самое средство овладения вниманием по отношению к самому себе, ребенок переходит к самоуправлению поведением, то есть к произвольному вниманию.
По данным наблюдений и экспериментальных исследований последовательность основных этапов детского внимания выглядит так:
1. Первые недели-месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.
2. Конец первого года жизни. Возникновение ориентировочно-исследовательской деятельности как средства будущего развития произвольного внимания.
3. Начало второго года жизни. Обнаружение зачатков произвольного внимания под влиянием речевых инструкций взрослого, направление взора на названный взрослым предмет.
4. Второй-третий год жизни. Достаточно хорошее развитие указанной выше первоначальной формы произвольного внимания.
5. Четыре с половиной - пять лет. Появление способности направлять внимание под влиянием сложной инструкции взрослого.
6. Пять-шесть лет. Возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).
7. Школьный возраст. Дальнейшее развитие и совершенствование произвольного внимания, включая волевое.(24)

Дормашев, Романов. Ψ внимания.

Соврем. Ψ Вн. развив-ся главным образом в рамках зарубеж. когнитив. Ψ.
1) Одностороннее сведение Вн. к ф-ции отбора  ложная постановка проблемы Вн. в виде воспроса о локусе селекции в системе переработки info.
2) Вторая линия теоретич. дискуссии , представл. Вн. как ресурсы переработки info, а их распределение как операции Вн., вышла на альтернативу единых и составных ресурсов. Д. Канеман: определяющий фактор распределения ресурсов – требование задачи.
3) Най ссеровкий подход умений и навыков.
В процессе преодоления редукционистских тенденций формир-ся концептуал. аппарат психологич. описания и исслед-я сознат. акт-ти чел-ка. Выдвигаются гипотезы модульной орг-и системы переработки и использ-я info. Осн. трудность в изучении – многообразие проявлений Вн.
Субъектив. проявл-я Вн.: ясность и отчетливость, яркость и живость, выпуклость и рельефность; смутность и расплывчатость, тусклость и неподвижность, сглаженность и размытость; переживание напряженности и усилия, интереса и удивления, активности и погруженности в деят-ть.
Разнородность:
 хар-ки когнитив. сферы сознания (св-ва образов, идей, воспоминаний)
 опред. содержания аффектив. и волевой сфер
Объективные проявл-я Вн.: поведенч. комплексы (особые позы и жесты, специфич. мимика Sb, повороты и наклоны головы, установка и фиксация взора). Более тонкие проявл-я: макродвижения тела и конечностей, установочные движения органов чувств, позно-тонические микродвижения, процессы настройки и мобилизации внутр. систем организма.
Совокуп-ть феноменов – гештальты состояний, видов, актов, св-в Вн. (сост-е настороженности, ожидания, бдительности, конфентрации; формы рассеянности).
Вн.:
 чувственное и интеллектуальное
 актив. и пассив.
 непроизвол., произвол. и послепроизвольное
 м/направляться и переключаться, сосредот. и распределяться
 узкое и широкое
 инертное и подвижное
Ф-ции: различение, селекция, интеграция, контроль, настройка и сенсибилизация органов чувств, моторная мобилизация и др. Разнообразие Вн. пытались преодолеть за счет сужения круга явл-й Вн. и сведения его ф-ций к какой-л. одной. Н., Г. Ульрици – ф-ция различения, Джеймс – ф-ция избирательности, Трейсман – ф-ция интеграции.
Разные объяснения сущности Вн.: Вн. как отдел. способ-ть или как проявл-е др. способ-тей; специфич. или тотальная настройка орг-ма; ресурсы или аспект системы переработки info; особ. деят-ть или сторона любой деят-ти.
Познер: 3 подхода к изучению Вн.:
1) ориентация на исслед-е различ. хар-к продуктивности исполнит. деят-ти
2) основыв. на анализе субъектив. переживаний
3) нацелен. на изуч-е связей между различ. аспектами сознат. опыта и нейрональными мех-мами.
Предлагает объединить подходы на основе общей теории переработки info.
Гиппенрейтер предлагает взять за основу психологич. теорию деят-ти А.Н. Лентьева, позволяющую изучать психич. явл-я в 2-х направлениях: «деят-ть – сознание» и «деят-ть – физиологич. процессы».

С.Л. Рубинштейн. Осн. св-ва Вн.

 Концентрированность – наличие связи с опред. объектом или стороной действительности, выражает интенсивность этой связи. Это интенсивность и узость Вн. Имеется фокус.
 Объем – кол-во однородных предметов, окт. охватывает Вн. Объем Вн. взрослого чел-ка – 4-6 объектов, у ребенка – 2-3 объекта. Объем различен, если элементы осмысленно связаны или не связаны между собой.
 Распределяемость – возможность более одного фокуса  м/одноврем. совершать неск-ко рядов действий и следить на несколькими независимыми процессами.
 Устойчивость – длительность, в течение кот. сохраняется концентрация Вн. Вн. первично подвержено периодич. непроизвол. колебаниям, периоды колебаний равны 2-3 сек., доходя максимум до 12 сек. Это колебания сенсорной ясности (тикающие часы кажутся то приближающимися, то отдаляющимися), при наблюдении многозначных фигур выступает то одна, то другая.
Гипотеза: наиболее существенным условием устойчивости Вн. явл-ся возможность раскрывать в том предмете, на кот. оно сосредоточено, новые стороны и связи.
Вн. более устойчиво при разрешении опред. задач.
Однообразие притупляет внимание.
Сосредоточение Вн. – это не остановка мыслей на одной точке, а их движение в едином направлении.
Устойчивость Вн., будучи условием продуктивной умств. деят-ти, явл-ся в известной мере и ее следствем.
Осмысленное овладение материалом, раскрывающее посредством анализа и синтеза систематизацию материала и т.д., внутренние связи четко расчлененного содержания существенно содействуют высшим проявлениям Вн.
Устойчивость Вн. зависит от ряда условий: особенности материала, степень трудности, знакомости, понятности, отнош-е к нему со стороны Sb, индивидуал. особ-ти личности.
 Переключаемость (не противоречит устойчивости) – способность быстро выключаться из одних установок и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям.; гибкость внимания. Это сознат. перемещение Вн. с одного Ob на другой, спос-ть быстро ориентироваться в ситуации.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.