Психология управления — одна из важнейших отраслей со¬временной социальной психологии, изучающей проблемы вза¬имодействия людей в различных социальных структурах, зако¬номерности управления как своей деятельностью, так и дея¬тельностью других людей, групп, коллективов, закономерности социально-психологического влияния, воздействия на людей, на их мотивацию, мысли, чувства, настроения, поведение.
Объектом социально-психологической теории управления являются формы взаимодействия людей в структурах, группах и коллективах, реализующих правоохранительные, экономичес¬кие, политические, производственные задачи. В центре внима¬ния психологии управления находятся именно психологические аспекты отношений между людьми, группами и организация¬ми людей.
Процессы управления имеют место там, где осуществляется общая деятельность людей для достижения определенных ре¬зультатов. Управление можно определить как комплекс необ¬ходимых мер влияния на группу, общество или его отдельные звенья с целью их упорядочения, сохранения качественной спе¬цифики, усовершенствования и развития.
Анализируя структуру социальной системы управления, необходимо выделить следующие основные компоненты: субъект управления, объект управления, цель управления, уп¬равленческие взаимоотношения, функции управления, меха¬низм управления и др.
Субъект управления — это структурно обозначенные объе¬динения людей и руководители на персональном уровне, наде¬ленные управленческими полномочиями и осуществляющие управленческую деятельность. Объект управления — это отдельные люди или группы, на которые направлены организованные, систематические, пла-номерные воздействия субъекта управления. Целью такого воз¬действия является направление объекта по определенному пути развития, придание ему состояния организованности, соответ-ствования определенным требованиям. Объект управления можно рассматривать в двух аспектах: элементно-структур¬ном (как совокупность людей, крупных отраслевых организаций и т. п.) и функциональном (как определенное поведение инди¬видов и групп людей).
Управленческая деятельность — системообразующий фак¬тор, обеспечивающий целостное функционирование, сохране¬ние и развитие группы людей, организации. Без управления организации не существует. Менеджмент выступает как система действий, обеспе¬чивающих слаженную работу коллективов людей с опти¬мальными экономическими результатами. Цель менеджмента — создать эффективную организацию и затем менять ее так, что¬бы она соответствовала меняющимся задачам и обстоятельствам. Менеджер — профессионально подготовленный руково¬дитель, специалист, занимающийся организацией работ коллектива людей на основе специальных методик и процедур. Управленческая деятельность менеджера базируется на управленческих функциях: целеполагания, прогнозирования, планирования, организации, мотивации и контроля. Эти функ¬ции объединены связующими процессами — коммуникацией (общением, обменом информацией) и принятием решений.
Постановка цели — обозначение желаемого результата, который должен быть получен после осуществления действий управления. Процесс целеполагания является определяющим условием эффективности управленческой деятельности руко¬водителей и руководящих структур. Цель — это будущее желаемое состояние объекта воздействия, конечный ожидаемый результат процесса управления, т. е. основ¬ной целью управления является заранее обозначенное, запрограм¬мированное состояние системы, достижение которого в процессе управления позволяет решить нужную проблему.
В психологии принято различать два вида целей: стратеги¬ческие (отдаленные), т. е. направленные на какой-либо более общий, социально значимый конечный результат (например, повышение качества учебного процесса в вузе), и тактические (более близкие во времени), решение которых позволит посте¬пенно приблизиться к основной стратегической цели.
Прогноз в управлении — это предвидение субъектом конечно¬го результата работы системы в будущем, построение образа цели и способов, необходимых для ее достижения. Высокие способно¬сти к прогнозированию — важнейшее качество руководителя, ко¬торое обеспечивает оптимальную стратегию действий — выбор целей и способов их достижения, распознавание возможных не¬гативных последствий тех или иных тенденций в развитии руко¬водимой системы или в окружающей действительности.
Планирование — это разработка решения о том, каковы дол¬жны быть конкретные результаты, их исполнители, этапы ис¬полнения, пути достижения. Планирование — это начало и основа управленческой дея¬тельности. Готовые планы показывают, что, как, когда и кем будет выполнено. Планирование предполагает рассмотрение прошлого развития, анализ настоящей ситуации и постановку реальных задач на будущее. Стратегическое планирование — управленческий процесс создания и поддержания соответствия между целями фирмы, ее потенциальными возможностями и шансами в сфере маркетинга.
Принятие решения — это пусковой механизм в психологи¬ческой структуре действия, означающий переход от анализа ситуации к практическому действию, которое осуществляется в соответствии с планом. Выполнение действий, предусмотренных планом, требует осуществления ряда организационных, функций:— общеорганизационной;— материально-технического обеспечения;— экономико-финансового развития;— политико-правового обеспечения;— социального обеспечения и социальной защиты работ¬ников;— функции мотивации;— учета и контроля.
Среди конкретных форм организации деятельности можно выделить: 1) делегирование полномочий; 2) создание органи¬зационной структуры предприятия — структуры подчинения и ответственности; 3) регламентирование прав, обязанностей, профессиональных функций работников (юридическое оформ¬ление прав и обязанностей в должностных инструкциях, тру¬довых контрактах); 4) нормирование трудозатрат и сроков вы¬полнения определенных работ (установление научно обоснован¬ных нормативов выполнения работ); 5) инструктаж работни¬ков: 6) принятие управленческих решений, выдача распоряже¬ний, командование.
Контроль — одна из основных управленческих функций. Если контроль плохой или отсутствует, то в целом снижаются результаты работы коллектива, предприятия, но с другой сто¬роны, контроль — не панацея от безответственности и неспо¬собности управлять (если принять неверное управленческое решение, то контроль не поможет достичь успеха). Контроль обеспечивает обратную связь, т. е. дает факти¬ческую информацию о достижении объектом управления по¬ставленных перед ним целей. Выделяют три основные формы контроля: 1) текущий кон¬троль по отклонениям; 2) упреждающий контроль; 3) резуль¬тирующий контроль.
Мотивация и регулирование (руководство, взаимодействие с людьми) — решающий фактор успеха в управлении предпри¬ятием. Поэтому должны быть созданы ус-ловия для моральной и материальной заинтересованности работ¬ников при исполнении своих обязанностей. Выделяют следующие методы стимулирования резуль¬тативности труда: 1) экономические методы (денежное поощ¬рение либо наказание в виде лишения премий, штрафов); 2) це¬левой метод (постановка перед подчиненными конкретных и новых трудовых целей повышает его эффективность); 3) метод расширения и обогащения работ («Расширить работу — это зна¬чит дать работнику больше работы того же типа, тогда как для обогащения труда ему поручают «более сложную» или «более высокого порядка» работу, более разноообразную, значимую, самостоятельную»); 4) метод соучастия или привлечения ра¬ботников (партисипативный стиль) (работники участвуют в со¬вместном принятии решений, что повышает их активность и удовлетворенность работой.)
В процессе осуществления функций управления сотрудни¬ки вступают в определенные управленческие отношения. Уп¬равленческие отношения как необходимый компонент механиз¬ма управления имеет свою структуру, в которой выделяют от¬ношения централизма и самостоятельности, субординации и координации, ответственности, соревнования и др.
Отношения централизма вытекают из наличия иерархии субъектов управления. Они являются формами связи между высшими и низшими субъектами в процессе реализации уп¬равленческих функций, когда высшие органы управления име¬ют право и обязанности определять содержание и направлен¬ность деятельности низших структур для достижения основ¬ной общей цели в пределах единой системы управления. От¬ношения самостоятельности предполагают наличие у субъек¬тов управленческих отношений своих прав и обязанностей, ко¬торые дают им возможнбсть определять содержание и направ¬ленность деятельности в соответствии со своими интересами, не игнорируя при этом общие интересы. Отношения суборди¬нации выражают подчиненность одного субъекта другому в про¬цессе управления единым объектом. Отношения субординации прежде всего необходимы для достижения совместных инте¬ресов, общих целей, взаимосвязанных с особыми конкретны¬ми интересами с помощью определенной их взаимоподчинен-ности. Отношения ответственности обеспечивают взаимную ответственность между субъектами управления в процессе использования прав и выполнения обязанностей для достижения цели управления. Отношения соревнования представляют собой связи между самостоятельными субъектами управленческих отношений при выборе наиболее эффективных способов достижения обществен¬но необходимых целей.
Методы управления — это совокупность приемов и проце¬дур подготовки и принятия, организации и контроля выполне¬ния управленческих решений. В управлении используются разнообразные методы, адек¬ватные характеру решаемых профессиональных задач. Так, с позиций системного анализа управленческой деятельности можно выделить 4 группы методов в соответствии с этапами управленческого процесса: методы подготовки, принятия, орга¬низации, контроля за выполнением управленческих решений. По характеру влияния на исполнителей различают 4 основные типа методов управления: экономические, организационно-рас¬порядительные, правовые и социально-психологические. Таким образом, психология управления системно изучает закономерности влияния, воздействия, общения и управления деятельностью человека и взаимодействия между людьми в различных социальных группах.
4 июл. 2011 г.
Home »
» Социально-психологические аспекты управления.
0 коммент.:
Отправить комментарий