Финансы населения касаются экономической категории “домашнее хозяйство” (домохозяйство), как это принято мировой практикой планирования финансов разных уровней. Финансы населения формируются доходами и расходами отдельных домохозяйств.
Домохозяйство это экономическая единица, которая состоит из одного человека или нескольких людей, которые ведут общее хозяйство, которое обеспечивает экономику факторами производства и использует заработанные средства для текущего потребления и оплаты услуг и сбережения с целью удовлетворения своих потребностей. Финансы домашних хозяйств это денежные фонды, которые формируются у граждан из доходов, полученных в результате трудовой, хозяйственной и других видов деятельности.
Финансы домашних хозяйств функционируют в пределах финансовой системы страны и имеют прямые и обратные связки с государственными финансами и финансами предприятий. Финансы государства и финансы предприятий направляются на нагромождение или потребление. До нагромождений принадлежат все вложения средств на расширение производства, создания основных фондов всех видов или нагромождения денежных ресурсов, в кредитных учреждениях и финансовых институтах. Потреблением является вложение средств в материальные блага и услуги, которые предназначены для воссоздания рабочей силы и потребляются населением.
Фонд потребления в общенациональном масштабе это общая сумма потребления населения страны, ограниченная размером ВВП, национальным доходом и необходимыми отчислениями, из национального дохода на непроизводственную сферу и страховые фонды на непредвиденные расходы.
Финансы населения в масштабе страны состоят из фонда оплаты труда (подытоживаются на уровне предприятий) и выплат из общественных социальных фондов, направленных на социальную защиту населения.
Соотношения фонда оплаты труда и выплат из общественных социальных фондов составляют структуру фонда потребления страны.
Количественно финансы населения непосредственно связаны с вновь созданным продуктом добавленной стоимостью. Вновь созданный продукт (чистый продукт) состоит из необходимого продукта (оплата труда) и прибавленного продукта (прибыли). Финансы населения отображают преимущественно размер необходимого продукта, который обеспечивает воссоздание рабочей силы (оплата труда), и частично прибавлен продукт (выплаты населению из прибыли).
Формируясь за счет распределения и перераспределения вновь созданной стоимости в производственной и непроизводственной сферах, а также в сфере государственных финансов, финансы домашних хозяйств увеличиваются за счет собственной хозяйственной деятельности населения и доходов от инвестирования на финансовом рынке.
К источникам финансов домохозяйств принадлежат:
• заработная плата, полученная в производственной и непроизводственной сферах (в составе себестоимости продукции и услуг);
• пенсии, стипендии, субсидии, помощь, и тому подобное (за счет поступлений к общественным фондам потребления в виде налогов и отчислений);
• доходы от подсобного хозяйства;
• доходы от предоставления услуг населению;
• доходы от владения ценными бумагами;
• другие доходы (наследство, алименты, гонорары, и тому подобное).
Объем финансов домашних хозяйств и их структура по источникам поступлений зависят от влияния ряда факторов, основным из которых является уровень развития экономики страны. С помощью этого фактора определяют частицу национального дохода, который направляется на потребление в виде как оплаты труда, так и социальной защиты, со стороны государства неработоспособных членов общества.
Важным фактором является также развитая рыночных отношений, от которой зависит степень экономической активности работоспособного населения, которое дает возможность повысить доходы от самостоятельной деятельности в пределах домохозяйства.
Увеличение финансов населения непосредственно связано с повышением производительности труда, который дает возможность предприятиям увеличить фонд оплаты труда без потери конкурентоспособности продукции.
Структура финансов домохозяйств за направлениями распределения средств формируется исходя из необходимости первоочередного обеспечения расширенного воссоздания рабочей силы, то есть зависит от объема расходов на физиологичные потребности население, которое является приоритетным. Таким образом, что меньший общий фонд потребления страны, то больший удельный вес расходов на жизнеобеспечение населения и соответственно меньшие расходы на духовное развитие человека и инвестиционная возможность населения.
Структура расходов домашних хозяйств:
• приобретение материальных благ для воссоздания рабочей силы в ее физическом виде;
• расходы на оплату услуг, которые обеспечивают физическое воссоздание рабочей силы (отдых, платное медицинское обслуживание);
• расходы на духовное развитие и образование для воссоздания качества рабочей силы (как дополнение к бесплатному бюджетному финансированию);
• налоги и собрания;
• страховые взносы;
• долгосрочные вклады населения вценные бумаги и банковские депозиты;
• расходы на развитие частного предпринимательства. Материальные ценности, которые покупает население, называются материальными благами. Структуру расходов на материальные блага, что потребляет население, образует соотношение расходов на отдельные виды товаров (продукты питания, одел и тому подобное). В развитых странах современная структура потребления, которая признана оптимальной, приблизительно такова: продукты питания 30 %, другие материальные блага 70 %.
Социальную защиту населения со стороны государства составляют средства, которые поступают в домохозяйства в виде непосредственных выплат и предоставления услуг со стороны сферы здравоохранения, образования, и культуры, которые платятся за счет финансовых ресурсов бюджетной системы и государственных целевых страховых фондов.
Сумма средств необходимой социальной защиты населения зависит преимущественно от среднего уровня жизни населения: что низшие доходы населения из фонда оплаты труда, то больший удельный вес расходов бюджета в структуре финансов домохозяйств.
Социальная защита населения заключается в обеспечении минимального уровня потребления населения. Такая защита предусматривает предоставление каждому человеку государством определенных гарантий потребления, которые закреплены законодательно.
Гарантии государства являются социально-экономическими: социальными учитывая их направленность на определенные группы население, которое особенно нуждается в государственной поддержке, экономическими относительно определения размера гарантий с точки зрения их необходимого размера и в то же время возможностей государства. Все виды гарантий обязательно имеют финансовые источники покрытия и предоставляются лишь в пределах сумм, утвержденных в бюджете текущего года. С учетом наличия источников финансирования социальная защита населения имеет разный уровень за годами и отвечает общей динамике государственного бюджета.
Социально-экономические гарантии государства населению предоставляются в трех направлениях.
1. Государство устанавливает для полноценного работника нормальный уровень потребления через гарантированный минимальный уровень оплаты труда, индексацию оплаты труда в соответствии с уровнем инфляции, умеренные налоги и свободу предпринимательства.
2. Государство путем бюджетного финансирования в минимальном размере удовлетворяет приоритетные потребности общества, то есть такие потребности из воссоздания население, которое невозможно перевести на отдельных граждан без риска потери в будущем качества рабочей силы. Государство заботится о воссоздании населения, поскольку к таким приоритетным потребностям общества принадлежат общее образование, воспитание детей, здравоохранение, культурно познавательная работа.
3. Выравнивание уровней жизни отдельных групп население, которое из объективных причин не может удовлетворить свои потребительские потребности собственным трудом: по состоянию здоровья, в результате потери работы, при условиях общего кризиса в экономике. Таким группам населения предоставляется помощь в виде прямых выплат (пенсии, помощь, стипендии) и налоговых льгот, которые увеличивают реальные доходы. Экономическая сущность государственных гарантий заключается в перераспределении национального дохода. Через финансовую систему в население изымается часть прибавленного продукта и перераспределяется за отдельными группами населения. Это перераспределение ограничивается реальными возможностями государственного бюджета, то есть размером налоговых поступлений. Таким образом, чтобы при достигнутом уровне налоговых поступлений увеличить удельный вес расходов на социальную защиту населения в фонде потребления, необходимо увеличить налоговую нагрузку на все население, что, в свою очередь, приведет к спадупроизводства и уменьшения налоговой базы. Решить эту проблему можно как созданием условий для расширения производства, так и снижением давления социальной сферы, на бюджет путем увеличения заработной платы. Повышение заработной платы будет способствовать снижению общей потребности населения в социальной защите через бюджетные средства.
Социально-экономические гарантии населению предоставляются государством в виде:
• реализации прав граждан на труд и помощь из безработицы;
• гарантии выплаты заработной платы и обеспечения ее минимального уровня;
• индексации всех видов социальной помощи в условиях инфляции;
• предоставление помощи и льгот малообеспеченным слоям населения;
• выплаты всех видов пенсионного обеспечения.
К основным принципам социальной защиты населения как источники пополнения финансов населения принадлежат:
• адресность предоставления помощи, которая означает получение помощи лишь теми, кто в ней действительно нуждается;
• привлечение к предоставлению социальной помощи средств как государственному, так и местных бюджетов.
Ознакомление с опытом развитых стран обнаружило общие подходы к построению механизма государственной социальной защиты населения. К ним принадлежат:
• финансирование на государственном уровне минимального размера социальных гарантий;
• опережающий пересмотр уровня денежных выплат населению в условиях инфляции (опережающая индексация доходов), которая исключает новые обращения за социальной помощью;
• пересмотр размера середньодушового дохода через инфляцию и назначение помощи для поддержки покупательной способности малообеспеченных групп населения (расширение круга людей, которые получают государственную помощь).
0 коммент.:
Отправить комментарий