7 июл. 2011 г.

Понятие малой группы. Основные направления исследования малых групп.

Малая группа характеризуются тем, что ее члены объединены общей социальной деятельностью и находятся в непосредственном личном общении, что является основой для возникновения эмоциональных отношений групповых норм и групповых процессов. Нижний предел малой группы определяется как диада – это особый случай малой группы, т.к. в диаде отношения строятся сугубо как эмоциональные (существует триада, 3-ий разрешает спор). Верхний предел малой группы принадлежит определению по реальному составу, можно прибегнуть к неколичественному критерию. Малой будет считаться такая группа, в которой периодически создаются ситуации, позволяющие непосредственно общаться друг с другом всем членам данной группы. В первых исследованиях малой группы в ХХ столетии изучено, что более эффективной индивидуально или в присутствии людей, изучены коактные группы (люди, находящиеся в одном помещении). Были открыты 2 эффекта:1. Эффект социальной фацилитации – присутствие других людей ускоряет действие одного. 2. Эффект ингибиции – присутствие других людей тормозит действие одного. Проявление того или иного эффекта связано с типом задания: 1. Задание логарифмическое.2. Задание творческое. Сопоставление одного человека и группы во взаимодействии показало, что группа быстрее справляется с заданием, меньшее количество ошибок на ранних этапах решения. Имели место в 20-е годы. В конце 20-х годов в США при изучении малой группы подходы:1. Социометрический подход Д. Морено, предпочтение отдает малой группе. Морено создал социометрический тест. Изучал эмоц отн-ия в группе. Исходил из идеи о том, что в обществе можно выделить2 системы отн-ий: макроструктуру(пространственное размещение инд-ов в различных хормах их жизнидеятельности) и микроструктуру(структуру псих отн-ий индивида с окруж его людьми. Все напряжения, конфликты, в том числе социальные происходят из-за несовпадения микро-и макро структур: система симпатий и антипатий часто не вмещяется в рамки макроструктуры, а ближайшим окружением оказывается не обяз окружение, состоящие из приятных в псих отношении людей. Следовательно, задача-в перестраивании макростр таким образом, чтобы привести ее в соответствие с ммикроструктурой. 2. Социологический подход к изучению малой группы связано с именем Мейо. Хоторнский эсперимент-производ труда сборщиц реле. В эспер группе увеличили освещенность и произв труда выросла, в контрольной группе это не делали. На 2 этапе в эксп группе еще увеличили освещеннось и опять рост произ труда, но ив контр группе она вдруг выросла. На 3 этапе в эксп грунне были отменены улучшения осв,а проз труда продолжала рости, тоже и в контр группе.Важнм оказался сам факт участия работниц в экспер осознании важности происходящего. Мейо – особый случай социабильности-потребность ощущать себя принадлежащим к какой-то группе. Второй вывод- в ходе экспериментов открывает факт существования в малой группе 2-х структур отношений: формальные, неформальные. Далее созданы технологи, позволяющие использовать неформальные отношения для повышения деятельности этой структуры. 3. Школа групповой динамики - Курт Левин. Изучена групповая динамика, т.е. процессы, которые означают переход малой группы от одной стадии развития к другой.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.