4 июл. 2011 г.

Современная психология и ее место в системе наук. Задачи психологии.

В силу своей специфики психология занимает особое место в системе современных наук, оказываясь в той или иной мере и тем или иным способом связанной с большинством фундаментальных и прикладных дисциплин, изучающих природу и человека. И в настоящий момент существует не как единая наука, а как ряд направлений, отличных по предмету, но условно объединенных объектом, хотя и различно трактуемым. Особенностью Т является и то, что она в различных своих вариантах выступает и как гуманитарная, и как естественнонаучная дисциплина, что предполагает различные ее объяснительные принципы и методы.
Особенно выделим связь психологии с физиологией, в частности, с физиологией высшей нервной деятельно¬сти. Мы уже говорили о значении для психологии работ И. П. Павлова, В. М. Бехтерева. Отметим также выдаю¬щуюся роль работ А. А. Ухтомского (1875—1942), раз¬рабатывавшего идею доминанты (временно господству¬ющей рефлекторной системы, придающей направлен¬ность поведению) и выдвинувшего представление о фор¬мировании «функционального органа» (некоего единого физиологического аппарата, объединяющего отдельные функции для реализации определенной активности). Выдающуюся роль в становлении психологии сыграли работы Николая Александровича Бернштейна (1896— 1965), разрабатывавшего принципы физиологии активности — направления, трактовавшего поведение с точки зрения его регуляции со стороны ожидаемого результата, «модели потребного будущего» (что противостояло идеям реактивности). Во многих отношениях с идеями Н. А. Бернштейна перекликаются работы Петра Кузь¬мича Анохина (1898—1974), в центре которых — пред¬ставление об «опережающем отражении действительно¬сти» и о том, что в основе поведения лежат специфиче¬ские системные явления — функциональные системы. Идеи Н. А. Бернштейна и П. К. Анохина, имея и само¬стоятельное психологическое значение, повлияли, в част¬ности, на взгляды А. Н. Леонтьева и А. Р. Лурия.
Непосредственно с физиологией высшей нервной дея¬тельности соотносится такая отрасль психологии, как психофизиология, изучающая психику в единстве с ее материальным субстратом — мозгом. Среди биологических дисциплин прикладного плана выделим медицину, прежде всего невропатологию и пси¬хиатрию. Характерно, что многие выдающиеся психологи были и клиницистами (М. В. Бехтерев, В. Н. Мясищев, значительное число психоаналитиков; А. Р. Лурия, уже будучи известным психологом, обучался медицине как студент). На стыке медицины и психологии возникла медицин¬ская психология, разрабатывающая психологические проблемы диагностики, лечения, профилактики, реаби¬литации больных.
Особо выделим основанную А. Р. Лурия нейропсихо¬логию, существующую на стыке психологии, физиологии и медицины науку, изучающую мозговые механизмы высших психических функций на основе локальных по¬ражений мозга (по изначальной мысли Л. С. Выготского, сотрудником которого был А. Р. Лурия, психические функции, становясь системными, связаны с соответству¬ющими перестройками в организации мозговых меха¬низмов).
Тесно связана с медициной так называемая специаль¬ная психология, изучающая различные варианты пато¬логии психического развития.
Таким образом, связь психологии с биологическими науками несомненна.
Казалось бы, сложнее усмотреть связь психологии с физикой; это так в целом — связь менее непосред¬ственная — но тем не менее она существует. Психология, развиваясь во многом вместе с естествознанием, отражала (разумеется, в определенных отношениях и :нап¬равлениях то мировоззрение, которое определялось основными открытиями — или господствующими прин¬ципами — в области физической картины мира: Так, представления об атомарном строении мира привели к «переносу принципа» — представлению об атомарном строении души; физические принципы экспериментиро¬вания во многом определили требования объективного подхода к психике; в ряд психологических теорий на правах основных вошли такие понятия, как «энергия», «поле». Это — связи вполне явные; есть и более oпосредованные, например, через физические принципы объяс¬нения физиологических явлений.
Связь психологии и химии во многом аналогична, однако в ряде случаев более определенна. Так, существуют области, относительно которых выдвигаются и хи-мические, и физиологические, и психологические теории (например, механизмы памяти); химические процессы рассматриваются при анализе важных для психологии биологических явлений; наконец, существует психофар¬макология — научно-практическая дисциплина, изучаю¬щая закономерности воздействия на психику лекарствен¬ных препаратов.
Мы очень кратко очертили связь психологии с есте¬ственными науками. Означает ли это, что и психологию следует считать наукой естественной?
Во многих отношениях такое представление обосно¬вано, и ряд психологических направлений (вспомните бихевиоризм) ориентирован именно на такое понимание.
Однако не менее сильна связь психологии с науками гуманитарными. Преимущественно это соотносится с теми отраслями психологического знания, которые связаны с человеческой личностью.
С историей психологию сближает интерес к особен¬ностям душевного облика человека в различные истори¬ческие эпохи и в различных культурах (особенности личности, мировосприятия, мышления, формирования эталонов поведения, взаимоотношений, особенности складывающихся групп и т. д.) — они выступают пред¬метом исторической психологии.
С социологией — наукой о социальных системах и процессах — психология связана через изучение зако¬номерностей взаимодействия личности и ее социального окружения, внутригрупповых и межгрупповых отноше¬ний. Одна из ведущих отраслей психологии — социальная психология, изучающая психологические особенности человека, обусловленные его существованием в группе, и характеристики самих групп.
Этнопсихология изучает особенности психики людей различных народов и культур, разрабатывая проблемы национального характера, самосознания, национальных особенностей мировосприятия, взаимоотношений, форми¬рования сообществ и др.
Политическая психология изучает особенности чело¬века и групп, обусловленную их включенностью в поли¬тическую жизнь (политическое самосознание, ценности, особенности поведения и деятельности и др.) — как на уровне индивида, так и на уровне малых и больших групп различного плана.
Названные междисциплинарные области психологии тесно связаны между собой, и многие проблемы явля¬ются для них общими (например, особенности взаимо-отношений внутри политических групп, образованных на национальной основе).
Проблемами связи личности и социума, культурных, национальных психологических особенностей человека, его взаимодействий с ближайшим окружением и с более широкими социальными структурами, отношений между группами занимались многие выдающиеся психологи — либо непосредственно, либо включая их в иную пробле-матику. Не случайно при обсуждении связи психологии с гуманитарными дисциплинами мы не называли имен — так или иначе с названными вопросами связывали свои размышления практически все крупнейшие отечествен¬ные и зарубежные авторы, выходящие в исследованиях за рамки ориентации на индивидуальные процессы как таковые (последнее — в условной и не вполне коррект¬ной изоляции человека от окружения и культуры).
Такие традиционно выделяемые гуманитарные дис¬циплины, как языковедение и искусствоведение, также связаны с психологией самым непосредственным обра¬зом. С первым психологию сближает проблема форми¬рования речи на основе усвоения языковых структур, анализ языка в связи с мышлением, интерес к содержа¬тельным и экспрессивным сторонам языкового общения, особенностям порождения высказывания, восприятия речи в зависимости от языковых структур, наконец, роль языка в контексте анализа культуры — и многое другое. На стыке психологии и языкознания возникла психолингвистика.
Искусствоведение и психология находят область со¬прикосновения в подходах к проблемам художественного творчества и личности художника, восприятия художе-ственных произведений, особенностей структуры самих произведений (психология искусства).
Кроме названных, на стыке психологии и других гуманитарных дисциплин существуют психология рели¬гии, юридическая психология и др.
Обратите внимание: если в отношении фундамен¬тальных естественных наук психология в основном заим¬ствует у них некоторые объяснительные принципы, то в отношении гуманитарных дело обстоит иначе: психо¬логия не только «берет», но и предлагает этим наукам свои способы понимания явлений; более того, сущест¬вуют «психологические школы» в рамках истории, со¬циологии, языковедения.
До сих пор мы не коснулись связи психологии и фи¬лософии, хотя связь эта чрезвычайно важна. Философия обычно определяется как наука о наиболее общих зако¬нах природы, общества и мышления, но за этим часто следуют оговорки в том смысле, что философия — некая метанаука, «сверхнаука».
Психология, как вы помните, долгое время развива¬лась в рамках философии, и выделение ее в самостоя¬тельную науку не могло означать полной автономии. Проблемы душевной жизни человека не могут разраба¬тываться вне представлений об отношениях материаль¬ного и идеального, духовного и телесного, биологиче¬ского и социального, субъективного и объективного, а это проблемы философского плана, как и многие другие из тех, что мы рассматривали при обсуждении станов¬ления предмета психологии. Правда, психологи не всегда формулируют свои позиции по этим проблемам, од¬нако — независимо от желания того или иного исследо¬вателя — их взгляды, хотя бы скрыто, несут более общие, чем это изложено в работах, представления о мире и человеке. Во многих случаях, впрочем, психологи непо¬средственно основываются на тех или иных философ¬ских системах, а иногда предлагают собственные. Так, советские психологи основывались на философии марк¬сизма; влияние марксизма признавали А. Адлер, В. Райх, Э. Фромм; У. Джеймс выступал открытым противником материализма; гуманистическая психология основы¬вается на принципах экзистенциализма и т. д. Для психологии определенные философские концепции выступают как методологическая основа, т. е. система принципиальных общих теоретических положений; опре-деляющих подход к проблемам и способ их анализа. Кроме того, в ряде случаев психологические теории перерастали в философские направления (или претен¬довали на это) либо оказывали влияние на возникно¬вение и развитие философских теорий. Так, философы часто рассматривают психоанализ как философское течение; психологические взгляды У. Джеймса отразились в основанном им философском направлении («прагматизм»; или «психологический прагматизм»); работы С. Л. Рубинштейна («Бытие и сознание», «Человек и мир» и др.) являются философскими не в меньшей мере, чем психологическими. Примеры можно продолжать.
ВЫВОДЫ: 1. Психология связана и исторически и актуально со всеми основными областями знаний. Ж. Пиаже и Б.М. Кедров ставили психологию в центр системы наук. 2.Психология не является единым знанием, подчиненным одной теоретической схеме, в ней представлены направления как естественной, так и гуманитарной ориентации. Психология стоит на стыке наук.
Задачи психологии по Лурия: 1. В целом в задачи психологии входит изучение психологических фактов и их закономерностей (то есть объяснение фактов, раскрытие законов, которым подчиняются эти явления), а также установление механизмов психической деятельности (то есть установление порядка и взаимодействия в работе конкретных психических и психофизиологических структур, осуществляющих тот или иной психических процесс). 2. Психология ставит своей задачей установить основные законы психической деятельности, проследить пути ее развития, вскрыть лежащие в ее основе механизмы и описать те изменения, которые происходят в этой деятельности.





Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.