1. Хар-ка центральных органов управления и власти 2. Роль сената 3. Значение министерств
4. Судебные органы 5.Полиция 6. Армия
1. По форме правления Россия в первой половине XIX в. оставалась абсолютной монархией.
Во главе государственного аппарата стоял император, на¬деленный атрибутами абсолютного монарха. В своей деятель¬ности по управ-лению государством царь опирался на разветв¬ленный чиновничий аппарат.
В качестве высшего совещательного органа до 1801 г. дей¬ствовал Совет при Высочайшем дворе, в состав которого входили прибли-женные царя. В период 1801—1810 гг. функционировал Непременный совет, состоявший из 12 представителей титуло¬ванной знати и выполнявший исключительно совещательные функции. В 1810 г. царским манифестом был учрежден Госу¬дарственный совет — высший законосовещательный орган Российской Империи.
Председателем Государственного совета был император; в случае своего отсутствия он назначал председательствующего из членов Государственного совета. В состав Совета входили назначаемые императором высшие государственные чиновни¬ки и помещики. Общая численность этого Органа в различные годы составляла 40—80 человек.
Государственный совет состоял из пяти департаментов: законов, дел военных, дел гражданских и духовных, государст¬венной эконо-мии, дел царства Польского. Делопроизводство осуществлялось канцелярией, возглавляемой государствен¬ным секретарем. Государственный совет был ликвидирован в 1917г.
Со второй четверти XIX в. законопроекты стали разраба¬тываться в царской канцелярии. Собственная Его Император¬ского Величества канцелярия постепенно становилась органом, возглавившим систему центральных органов государственного управления. Она состояла из шести отделений, которые, в свою очередь, подразделялись на экспедиции. Канцелярия держала царя в курсе всех вопросов государственного управ¬ления.
2. С созданием новых центральных органов управления роль сената уменьшилась. Он окончательно утверждается в качестве высшего судебного учреждения страны. Департамен¬ты сената становятся высшими апелляционными инстанция¬ми для судов губерний.
3. В 1802 г. началась министерской реформа. В соответст¬вии с царским манифестом «Об учреждении министерств» вместо коллегий образовывались министерства: военно-сухо¬путных сил, военно-морских сил, иностранных дел, юстиции, внутренних дел, финансов, коммерции и народного просве¬щения. Министерства управлялись п? принципу единонача¬лия. Министрам вверялась исполните1ьная власть в пределах деятельности порученных им министерств. Министры долж¬ны были ежегодно представлять в сенат отчет о своей деятель¬ности, но фактически они были ответственны перед импера¬тором.
Министры и товарищи министров(помощники) назнача¬лись императором, другие высшие чиновники — императором по представлению министра, низшие назначались министра¬ми. Аппарат министерств подразделяв на департаменты и канцелярии.
Для решения межведомственных опросов одновременно с созданием министерств был образован Комитет министров. Председа-тельствовал на его заседаниях император. В состав Комитета входили министры, главноуправляюшие на правах министров, председа-тель Государственного совета, председа¬тели департаментов Государственной совета, государствен¬ный секретарь и другие чиновники в соответствии с назначе¬нием императора.
В 1812 г. было принято Учреждена Комитета министров. В соответствии с этим актом Комитет министров являлся цент¬ральным органом управления общей компетенции, в которую
.ходили рассмотрение вопросов управления государством, проектов законов, материалов в отношении должностных лиц, заслушива-ние ежегодных отчетов министров и т. д.
С усилением роли канцелярии значение Комитета мини¬стров стало падать.
4. В первой половине XIX в. были упразднены верхний зем¬ский суд, губернский магистрат и верхняя расправа. Палаты Суголовного и гражданского суда в губерниях стали судами вто¬рой инстанции. Палата гражданского суда также выполняла некоторые нотариальные функции.
С 1808 г. стали образовываться коммерческие суды, которые рассматривали вексельные дела, дела о торговой несостоятель¬ности и т. д. Среди других ведомственных судов можно отметить: военные, морские, горные, лесные, путей сообщения, духов¬ные и волостные крестьянские суды. В столицах были созданы надворные суды, рассматривавшие дела всех сословий. В 1802 г. было образовано Ми-нистерство юстиции, на ко¬торое возлагалось судебное управление.
5. В 1802 г. создано Министерство внутренних дел. Одной из его функций являлось руководство деятельностью местных администра-тивно-полицейских учреждений. С период с 1811 по 1819 г. в России существовало Министерство полиции, со¬стоявшее из министра, двух канцелярий и трех департаментов (полиции исполнительной, хозяйственной и медицинской). В 1819 г. данное министерство было объединено с Министерст¬вом внутренних дел.
В 1801 г. была упразднена Тайная экспедиция. В 1826 г. по указу Николая I было создано Третье отделение Собственной Его Импе-раторского Величества канцелярии. Третье отделение имело функции политического сыска: борьба с революционе¬рами и сектантами; высылка и размещение подозрительных людей; управление тюрьмами; наблюдение за всеми иностран¬цами в государстве. Исполни-тельным органом Третьего отде¬ления был созданный в 1827 г. жандармский корпус.
В 1837 г. в связи с делением уездов на более мелкие адми¬нистративно-территориальные единицы —станы была реор¬ганизована сис-тема полицейских органов. Появилась по¬лицейская должность станового пристава. Он назначался, губернатором из кандидатов, представленных местным дво¬рянством. Становой пристав подчинялся земскому исправни¬ку, нижнему земскому суду и уездному поли-цейскому управ¬лению. В своей деятельности он опирался на сельскую выбор¬ную полицию и вотчинную полицию помещиков. Долж-ность станового пристава была ликвидирована в 1917 г.
6. Армия строилась на организационно-правовых началах, заложенных еще Петром I. Русская армия в этот период оставалась одной из самых силь¬ных в Европе.
30 июн. 2011 г.
Home »
» Гос стой России в первой половине XIXв.
0 коммент.:
Отправить комментарий