Учения о морали, разработанные Кантом и Гегелем, не
смогли подойти близко к практической действительности. По
всей вероятности, именно это обстоятельство поставило
Л. Фейербаха (1804—1872 гг.) перед необходимостью отречься
от умозрительных концепций и обратиться к естественной не-
посредственности человека. Хотя натуралистические тради-
ции, с которыми философ связал свои надежды на формирова-
ние «жизненной», конкретной, результативной этики, уже, по
всей вероятности, исчерпали свои функциональные возможно-
сти. Поэтому сам замысел Фейербаха должным образом не
осуществился, а лишь принял форму наставления о морали,
которое основано на любви и неопределенно в содержатель-
ном отношении.
Оригинальность этических взглядов Фейербаха связана не
столько с предложенным им позитивным отношением (его
этика «туизма», эгоистических взаимоотношений «я» и «ты»).
Она состоит и в большой критике идеалистической и религи-
озной этики, его убежденности в доминировании именно ма-
териалистической ориентации в этических исследованиях.
Можно найти у Фейербаха и много интересных идей, ка-
сающихся отдельных этических проблем (в частности, его рас-
суждение об эгоизме, об особенностях группового эгоизма,
а также описание нравственного значения любви и т. п.). Вме-
сте с тем предложить более функциональную, по сравнению
с идеалистической этикой, версию гармонизации отношений
между существующим и должным, идеалом и действительно-
стью Фейербаху так и не удалось.
Таким образом, этика Нового времени в какой-то мере
подвела итоги классического периода развития этического
сознания, делая акцент на основные, обозначенные еще в ан-
тичности традиции изучения моральных принципов.
Но, несмотря на разнообразность, глубину и богатство
идеологического потенциала, в ней еще не было представле-
но принципиально новых моделей разрешения моральных
проблем, хотя и был достигнут высокий уровень их теорети-
ческого осознания (особенно в концепциях Канта и Гегеля).
До наших дней эти концепции остаются образцом рационали-
стического анализа. Значение этических учений упомянутых
выше представителей немецкой философии очень велико.
Именно их имена символизируют представления об этиче-
ской классике, на них основываются концепции, разработан-
ные в дальнейшем.
0 коммент.:
Отправить комментарий