Понятие личности являлось предметом рассмотрения многих
отраслей человекознания: философии, этики, права, социологии,
педагогики, психологии, психиатрии и т. д. Но до настоящего вре-
мени все эти науки так и не сошлись в едином мнении и не дали
единого, общепринятого определения того, что же такое личность.
В философии уже в конце античного периода появилось это по-
нятие. Тогда оно обозначалось словом «персона» (от лат. persona —
«маска, личина»). Этот термин возник как дополнение к понятию
«индивид». Понятие индивида подразумевало природные, врож-
денные данные человека. Но ведь нельзя свести представление
о человеке только к его биологическим свойствам. Человек — зна-
чительно более сложная система. Он, как минимум, является еще
субъектом и объектом отношений с другими людьми, он обучает-
ся, он меняется в зависимости от социального окружения, ситуации
развития и т. п. Все это было понятно уже древним философам, по-
этому все качества, не относящиеся к природным, они называли персо-
нальными (в современном понимании — личностными).
Наиболее близким психологии являются понятия о личности
в философии и социологии. В современной философии личность
рассматривается прежде всего в этическом аспекте. Она трактует-
ся философами как некий центр, являющийся единством содер-
жания внутреннего мира человека с совокупностью его действий,
направленных на другие личности.
В социологии личность рассматривается как субъект общест-
венных отношений, как единица, составляющая основу социума.
Данный подход близок социальной психологии. Общая же психо-
логия рассматривает личность значительно шире, не только как
субъект и объект социальных действий. Совокупность различных
аспектов, рассматриваемых общей психологией, позволяет гово-
рить о личности как о субъекте преобразования мира на основе
его познания, переживания и отношения к нему. Таким образом, если
все-таки попробовать составить единое представление, то поня-
тие личности подразумевает конкретного человека, являющегося
носителем сознания, общественное существо, субъект активного
отражения и преобразования мира и одновременно объект, сам
преобразующийся под воздействием окружающего мира.
Психология сформировалась позднее философии, социологии
и других наук, составивших какое-либо мнение о понятии лично-
сти. Поэтому она до определенной степени приняла представле-
ния о личности, сложившиеся в этих науках. Однако, обладая
собственной спецификой подхода к предмету, психология дает
и собственное определение.
В наиболее широком смысле психология представляет личность
человека как целостность, взаимопроникающую совокупность био-
генных, психогенных и социогенных факторов. В дальнейшем психо-
логия еще более дифференцировала значение этих факторов в разви-
тии человека, и были выделены понятия «индивид», собственно
«личность» (и как частный аспект личности — субъект деятельно-
сти), «индивидуальность» (более подробно эти понятия будут рас-
смотрены в следующей лекции).
Личность имеет динамическую функциональную структуру. В эту
структуру входит очень большое количество элементов, называемых
чертами личности. Для удобства исследования личности психологи вы-
делили ряд подструктур. Это условное деление, поскольку в действи-
тельности все эти подструктуры являются взаимопроникающими
и взаимообусловливающими. Однако их все же можно считать от-
носительно самостоятельными образованиями. Традиционно вы-
деляют четыре подструктуры.
Первая подструктура более всего близка к понятию индивида.
Она включает в себя темперамент, возрастные и половые различия,
т. е. различия преимущественно биологического характера. Эта под-
структура личности является объектом изучения в основном психо-
физиологии (области междисциплинарных исследований на стыке
психологии и нейрофизиологии) и дифференциальной психологии.
Черты личности, входящие в эту подструктуру, значительно больше
зависят от физиологических и даже морфологических особенностей
мозга, чем от социальных влияний на человека. Поэтому данную
подструктуру можно назвать биологически обусловленной. Биоло-
гическая основа личности представляет собой нервную систему, эн-
докринную систему, метаболические процессы, анатомические осо-
бенности, процессы созревания и развития организма.
Что касается общей психологии, то в ее поле зрения из данной
подструктуры попадает прежде всего темперамент. Это совокуп-
ность особенностей человека, характеризующих динамическую и эмо-
циональную стороны его поведения, общения, деятельности. От
темперамента зависят реакции человека на окружающий мир — на
других людей, обстоятельства жизни, конкретную ситуацию и т. п.
Темперамент, будучи свойством врожденным, является основой
формирования такой индивидуальной черты, как характер.
Еще с древних времен существовали попытки выделить типы
темперамента по различным признакам: преобладание в человеке
той или иной стихии, той или иной жидкости (гуморальная тео-
рия), зависимость от физического строения тела (теория Кречме-
ра). В современной психологии преобладает подход, основанный
на теории И. П. Павлова о влиянии нервной системы на динами-
ческие особенности поведения человека. Согласно этому учению
ЦНС характеризуется тремя свойствами: силой, уравновешенно-
стью и подвижностью процессов возбуждения и торможения.
Таким образом, темперамент в современном понимании — это
такие свойства человека, которые обладают следующими призна-
ками:
1) обусловливают особенности динамики протекания отдель-
ных психических процессов;
2) регулируют динамику психической деятельности в целом;
3) определяются общим типом нервной системы;
4) носят относительно устойчивый и постоянный характер.
В настоящее время принято выделять четыре основных типа
темперамента:
1) сильный, уравновешенный, подвижный — сангвиник;
2) сильный, уравновешенный, малоподвижный — флегматик;
3) сильный, неуравновешенный — холерик;
4) слабый, неуравновешенный — меланхолик.
Сангвиники — люди энергичные, оживленные, общительные,
эмоционально лабильные, легко адаптирующиеся в новой ситуации,
легко переключающиеся с одного вида деятельности на другой.
Флегматики невозмутимы, неторопливы, упорны в работе, при-
лежны к делу. Их трудно вывести из себя. Они с трудом переклю-
чаются на другую деятельность. В то же время к смене ситуации
относятся спокойно, адаптируются легко.
Холерики — неуравновешенные, импульсивные, склонны к рез-
ким скачкам настроения по малейшему поводу, бывают вспыльчи-
вы, агрессивны, плохо владеют своими эмоциями. В то же время
могут быть очень инициативны, решительны. Как правило, бывают
максималистами.
Меланхолики — люди чувствительные, легко ранимые, склонные
к пониженному эмоциональному фону, подавленному настроению,
глубоким переживаниям. Часто бывают робки, мнительны, неуверен-
ны в себе. Сложно приспосабливаются к новым обстоятельствам.
Такова характеристика четырех типов темперамента. Однако
деление это весьма условно. В чистом виде данные типы темпера-
мента встречаются редко. Тесты, определяющие тип темперамента,
обычно показывают процентное соотношение всех четырех типов,
что позволяет выявить преобладание какого-либо из них. Если у че-
ловека отсутствует явно преобладающий тип (более 50%), то это
означает, что его нервная система имеет способность адаптиро-
ваться к текущей ситуации развития, и его темперамент, соответ-
ственно, может меняться в зависимости от обстоятельств.
Ни в коем случае не следует считать, что темпераменты бывают
«хорошие» или «плохие». Каждому темпераменту присущ набор
определенных характерных черт, одни из которых более удачны,
другие — менее. Если человек задается целью успешно сформиро-
ваться как личность, он должен знать свои сильные и слабые
стороны. Ему надо не бороться со своим темпераментом, а стре-
миться развивать удачные черты и сглаживать те качества темпера-
мента, которые мешают ему оптимально адаптироваться к жизни,
общению, деятельности.
Итак, некоторые плюсы и минусы перечисленных темперамен-
тов. Сангвиникам свойственны оптимистичность, склонность видеть
в основном привлекательные стороны жизни, легкая приспособляе-
мость к изменениям внешних условий, подвижность, коммуника-
бельность, активность, высокая работоспособность. К их минусам
можно отнести то, что эти люди не очень глубоки в восприятии
и анализе человеческого поведения, а кроме того, быстро становятся
скучными и вялыми при отсутствии внешних впечатлений. Сангви-
ники легко сходится с новыми людьми, поэтому имеют обширный
круг знакомств, но при этом, как правило, не отличаются постоян-
ством в общении и привязанностях.
Основными плюсами флегматических натур являются спокой-
ствие, медлительность, уравновешенность, терпение, выдержка,
склонность к постоянным привязанностям. Слабые же их сторо-
ны — это консервативность, инертность (иногда откровенная лень),
невысокая эмоциональность.
Для холериков характерны такие положительные черты, как боль-
шая жизненная энергия, высокая эмоциональность, порывистость.
Есть и свойства, которые им надо стараться сдерживать: это повы-
шенная возбудимость, недостаток самообладания, склонность бы-
стро увлекаться каким-то делом и так же быстро охладевать к нему.
Меланхоликам присущи высокая способность к эмпатии (со-
чувствию, сопереживанию, тонкому пониманию эмоций другого
человека, как радостных, так и печальных), богатый внутренний
мир и тонкая интуиция. Но их жизнь могут осложнять такие ка-
чества, как робость, тревожность, неуверенность в себе, пассив-
ность, недоверие к людям.
Вторая подструктура представляет собой совокупность осо-
бенностей отдельных психических процессов или психических
функций как форм отражения. Обычно ее и называют подструк-
турой форм отражения. Это система биосоциальная — социаль-
ное в ней уже присутствует, но биологических факторов больше.
К ней относятся индивидуальные проявления памяти, восприя-
тия, ощущений, мышления, зависящих как от врожденных факто-
ров, так и от тренировки, развития, совершенствования этих ка-
честв.
Третья подструктура личности может быть коротко названа
подструктурой опыта. Ее составляет жизненный и профессио-
нальный опыт личности, т. е. общая культура человека и его про-
фессиональная подготовленность. Данная подструктура является
уже социально-биологической системой, т. е. социального в ней
больше, чем биологического. В нее входят навыки и умения, зна-
ния, привычки.
Навыками называют автоматизированные составляющие соз-
нательной деятельности. Они дают возможность действовать ав-
томатически, но при этом целенаправленно и под контролем соз-
нания. Навыки приобретаются путем длительных упражнений.
Они могут быть двигательными, сенсорными, умственными и во-
левыми. По степени усвоения навыки делятся на сформировав-
шиеся или нет, простые и сложные, продолжительные и непро-
должительные, разрозненные и комплексные, стандартные и гибкие.
Навыки могут как приобретаться, так и утрачиваться — в том
случае, если они длительное время не применялись. Например,
если гитарист несколько лет не брал в руки гитару, то его пальцы
«разучатся» сами находить нужные лады и брать аккорды. Это
называется деавтоматизацией навыка.
Знания — система понятий, усвоенных человеком в ходе лич-
ного опыта. Они формируются на основе условных рефлексов
и представляют собой систему временных связей, в образовании
которой ведущее значение имеет аналитико-синтетическая дея-
тельность коры головного мозга. В приобретении знаний ведущую
роль играет активное функционирование процессов мышления и па-
мяти. Знания оцениваются не только и не столько по количествен-
ным характеристикам (объему, эрудированности), сколько по каче-
ственным параметрам: широте, глубине, последовательности
приобретения и прочности усвоения. К системе знаний предъявля-
ются также требования гибкости и открытости новой информации
(умению включить новые знания в уже существующую систему).
Именно два этих качества позволяют развиваться творческому мы-
шлению, препятствуя развитию шаблонов. Прочность усвоения
знаний зависит от интереса к ним, а также от объема и качества
преподавания знаний.
Умения — способность человека, основываясь на имеющихся
навыках и знаниях, качественно и продуктивно осуществлять
профессиональную или иную деятельность в меняющихся усло-
виях (например, для программиста это возможность заниматься
своей работой на технике нового поколения, использовать обнов-
ленные версии языков программирования и т. п.). Формирование
умений проходит ряд этапов, первым из которых является этап
«проб и ошибок», а завершающим, наивысшим — этап высокого
уровня мастерства в данном виде деятельности с уверенным, це-
ленаправленным и творческим использованием развитых и моти-
вированных умений.
Привычки — действия, выполнение которых при определенных
условиях становится для человека необходимостью, превращается
в устойчивую потребность. К сожалению, привычки бывают не
только полезными, но и неуместными, вредными и даже угрожаю-
щими здоровью и безопасности самого человека или окружающих
его людей.
Четвертая подструктура представляет собой объединение та-
ких черт личности, как направленность, отношения личности и ее
моральные качества. Данная подструктура формируется в про-
цессе воспитания. Таким образом, ее можно считать социально об-
условленной. Большинство ведущих психологов выделяют в дан-
ной подструктуре главным образом направленность и считают ее
ведущим компонентом структуры личности в целом, ее системооб-
разующим качеством. Под направленностью понимают систему
устойчивых мотивов, доминирующих потребностей, интересов,
склонностей, убеждений, самооценки, идеалов, мировоззрения, т. е.
свойств, определяющих поведение личности в изменяющихся внеш-
них обстоятельствах.
Направленность оказывает влияние не только на остальные
компоненты структуры личности (например, на те черты темпера-
мента, которые человек хотел бы изменить), но и на ряд других
свойств человека. Сюда входят психические состояния — возмож-
ность преодоления негативных состояний с помощью преобладаю-
щей позитивной мотивации. Также возможно воздействие на поз-
навательные, эмоциональные, волевые психические процессы.
Например, если у человека высокая мотивация в отношении разви-
тия процессов мышления, то это повлияет на его познавательную
сферу не меньше, чем врожденные способности.
В направленности личности наиболее полно проявляется идео-
логия общества в целом и тех общностей (семьи, школы, вуза),
представителем которых является человек. Проявляется направлен-
ность в различных сферах деятельности человека, поэтому можно
говорить о специфике разных видов направленности, например поз-
навательной и профессиональной (как правило, у людей в большей
степени проявляются либо гуманитарные, либо технические склон-
ности), этической, политической и даже семейной (человек «для се-
мьи» или «для друзей»). Направленность обладает рядом основных
характеристик: интенсивностью, уровнем зрелости, действенностью,
широтой, устойчивостью.
Различия между людьми существуют на каждой из четырех опи-
санных подструктур. Это различие в темпераменте, характере, в про-
текании психических процессов, в способностях, умениях, убежде-
ниях, интересах, уровне развития самосознания.
Надо также отметить, что между подструктурами личности су-
ществуют прямые и обратные связи. Так, например, целеустрем-
ленность, уровень духовного развития влияют на приобретение
жизненного и профессионального опыта, и наоборот — личный
опыт оказывает воздействие на развитие человека, его ценност-
ную систему, мотивацию. Также темперамент оказывает влияние
на формирование и сохранение системы знаний и умений, они же,
в свою очередь, создают условия для коррекции свойств темпера-
мента в направлении благоприятствования дальнейшего пополне-
ния и улучшении качества этой системы. Таким образом, личность
является целостной структурой, все элементы которой находятся
в тесной взаимосвязи.
0 коммент.:
Отправить комментарий