Справедливость в этике рассматривают прежде всего как
проблему равенства. Самое простое понятие принципа спра-
ведливости и заключается в требовании соблюдения равен-
ства. Связь справедливости и равенства значительно уточня-
ется Дж. Ролзом, который анализирует справедливость как
принцип социальной организации. Он вводит понятие равен-
ства в определение справедливости.
Необходимо отметить, что в это определение им включено
также понятие неравенства. Справедливость, таким образом,
выступает критерием равенства и критерием неравенства
между людьми.
Люди, конечно, должны быть равны в своих правах, и это
равенство должно быть закреплено законом. Они обязаны
быть равны при разделении социальных ценностей.
При этом справедливым будет и неравенство, но когда оно
будет являться таким неравным распределением, которое да-
ет преимущество каждому.
В соответствии с этим определение справедливости, кото-
рое дает Дж. Ролз, можно разделить на два принципа:
1. Любой человек должен иметь равные права в отношении
наиболее обширной системы равных основных свобод, совме-
стимой с подобными свободами для всех остальных людей.
2. Экономические и социальные неравенства должны быть
организованы таким образом, чтобы от них можно было бы
действительно ожидать преимуществ для всех и доступ к поло-
жениям и должностям был открыт для всех.
По всей видимости, равенство не всегда и не для всех высту-
пает приоритетом и является предпочтительным. Так, равен-
ство в социально-экономической сфере, если оно достигается
ценой ограничения экономической активности и принуди-
тельно низким уровнем жизни большинства граждан, не мо-
жет считаться благом.
Наоборот, неравенство в богатстве является основой воз-
мещающих преимуществ для каждого человека (например,
выплата высокого прогрессивного налога, которым облагает-
ся богатство), и в этом случае оно, конечно, справедливо.
Уже очень долгое время этот принцип в большей или мень-
шей степени остается основой системы социальной справед-
ливости для многих стран со смешанной экономикой (напри-
мер, для Канады, Норвегии, Нидерландов, Швеции).
В некоторых случаях подобное положение вещей очень
близко принципу справедливости, которого придерживались
марксисты по отношению к совершенному коммунистическо-
му обществу: «От каждого — по способностям, каждому — по
потребностям». Именно по этому принципу справедливости
также предполагалось, что люди хотя и будут получать нерав-
ное количество благ, но принцип получения их будет в равной
степени применяться к каждому: «по потребности».
Основное отличие заключается в том, что первую часть
данной формулы можно объяснить: «От каждого (налогов!)
согласно доходам»; а вторая — «Каждому бедному столько,
сколько общество сможет себе позволить распределить для
предоставления социального минимума благ».
Но при тех же условиях данное неравенство будет неспра-
ведливым по отношению к богатым налогоплательщикам,
если достаточно высокий уровень компенсирующих преиму-
ществ не будет объяснять социально-экономическую или хо-
зяйственную активность тех, кто получает эти преимущества.
Таким образом, согласно выводам Дж. Ролза, соотношение
равенства и справедливости необходимо значительно уточ-
нить: справедливо равенство в распределении прав и обязан-
ностей и соответственно общедоступности справедливости
людям; справедливо функциональное неравенство — в рас-
пределении благ. Дж. Ролз рассматривает также справедли-
вость во взаимоотношениях между людьми.
В чем состоит справедливость как принцип индивидуаль-
ного поведения, т. е. именно как нравственный принцип? При
том, что идея справедливости ассоциируется у нас, как прави-
ло, с законом и, таким образом, с суровостью, строгостью (на-
пример, мы говорим о законе, что он «строг, но справедлив»),
как нравственная идея она прежде всего устанавливает грани-
цу индивидуальному произволу.
Как правило, и обязанность справедливость — отрицатель-
на. Она выступает против эгоистических мотивов и удержива-
ет человека от причинения им другому вреда, страдания.
Справедливость призывает уважать права другой личности
и, таким образом, не посягать на чужую собственность, свобо-
ду. Что такое покушение на собственность, не требует особых
разъяснений. Необходимо отметить, что в понятие посяга-
тельства на собственность включают не только ее кражу или
разрушение, но и присвоение или удерживание найденной ве-
щи, а также временное пользование собственностью другого
человека без специального на то разрешения или сверх отдан-
ного разрешения.
Специфичными по своему характеру посягательствами на
собственность являются также нарушения авторского права,
которые могут и не наносить прямого материального ущерба
его обладателю и от этого не восприниматься как несправед-
ливость и нарушение прав личности.
Посягательство на личность состоит в нанесении ей не
только физического вреда, но также и нравственного оскор-
бления и обиды. Оно может быть выражено в различной
форме: досады, беспокойства, подозрения, оскорбления
или клеветы. А также к посягательству на личность относят
перекладывание на других, используя хитрость и насилие,
собственных забот и обязанностей.
Особым видом нарушения обязанностей можно считать
измену, которая у философов получила название двойной
несправедливости.
Она имеет место в тех случаях, когда некоторые люди,
вступая в соглашение и принимая на себя какие-либо обяза-
тельства, не просто нарушают их, а еще и используют данное
соглашение и даваемые им права, особое свое положение, на-
нося партнеру ущерб именно в том, в чем он был призван его
оберегать.
0 коммент.:
Отправить комментарий