24 июн. 2011 г.

Личность

Человек представляет собой сложный сплав биологических,
психологических, социальных и духовных качеств. Для того, что-
бы изучение человека было адекватно его природе, психология
разделяет понятия «человек», «индивид», «личность», «индиви-
дуальность».
«Человек» в психологии — понятие, обозначающее самые эле-
ментарные качества, это существо, относящееся к биологическому
виду «Homo sapiens» и, следовательно, имеющее способность к раз-
витию сознания, высших психических функций, членораздельной ре-
чи. Но человек не может развиваться вне человеческого общества —
у него не сформируются ни речь, ни система понятий, ни способно-
сти. Сказка о Маугли — только сказка. В действительности известны
случаи, когда находили детей, выросших в лесу, без общения с людь-
ми. Такие дети не могли овладеть разговорной речью, их память, мы-
шление тоже не были развиты, и они были нежизнеспособны.
В связи с этим в психологии различают понятия «человек»
и «индивид». Индивид — это также понятие о человеке в биологи-
ческом аспекте. Но это понятие подразумевает биологическую ос-
нову развития личностных и индивидуальных качеств. Ведь созна-
ние, речь, характер, способности не передаются, как генетическая
наследственность. Они формируются при жизни человека, при его
взаимодействии с другими людьми. Однако врожденно человек
получает ту или иную предрасположенность, тип нервной систе-
мы, задатки способностей и т. п. Вот эти биологические факторы
и объединяются в понятие «индивид». Итак, индивид — это чело-
век в совокупности своих врожденных свойств, на основе которых
будет происходить его дальнейшее развитие.
Понятие «личность» было введено психологами, чтобы обозна-
чить социальную сущность человека, формирующуюся в результа-
те усвоения человеком общественных форм сознания и поведения,
общественно-исторического опыта человечества. Индивид стано-
вится личностью под влиянием жизни в обществе, воспитания, об-
учения, общения, взаимодействия с другими людьми. Процесс ста-
новления личности называют социализацией. Она имеет ряд стадий.
1. Начальная стадия социализации называется стадией адапта-
ции. Она длится от рождения до подросткового возраста. Харак-
теризуется тем, что ребенок приспосабливается к социальной сре-
де, подражает старшим, но воспринимает социальный опыт еще
не избирательно и не критично.
2. Вторая стадия — стадия индивидуализации. У молодого чело-
века формируется собственное отношение к общественным нормам
поведения. Социальный опыт принимается избирательно и критич-
но. Возникает потребность проявить собственные индивидуальные
черты, способности, быть отличным от других. Данная стадия длит-
ся примерно до 22—25 лет. Именно в этот период формируются ос-
новные черты личности, являющиеся устойчивыми на протяжении
всей жизни.
3. Далее следует стадия интеграции. Она характеризуется же-
ланием человека найти свое место в обществе, получить желае-
мый социальный статус. Интеграция — процесс, обратный инди-
видуализации. В данный период человек, как правило, хочет,
чтобы у него «все было как у людей». Разумеется, бывают исклю-
чения. Это лишь общая тенденция.
4. Трудовая стадия социализации пересекается со стадией
интеграции и охватывает весь период трудовой деятельности че-
ловека, когда он уже не только усваивает социальный опыт, но
и воспроизводит его за счет своего воздействия на среду путем
собственной деятельности. Это стадия зрелого возраста.
5. Завершающей является послетрудовая стадия социализа-
ции. Это период пожилого возраста, когда человек уже не занят
активной трудовой деятельностью. На данной стадии люди до-
стигают вершины развития мудрости и накопления опыта и поэ-
тому вносят значительный вклад в воспроизводство социального
опыта, в процесс передачи его новым поколениям.
Понятие «индивидуальность» характеризует человека в аспекте
его отличий от других людей. Как не бывает одинаковых отпечат-
ков пальцев, так же и не бывает двух людей, обладающих идентич-
ными качествами. Даже близнецы, имеющие одинаковые задатки
и воспитывающиеся в одной социальной среде, обладают различ-
ными индивидуальными чертами. К индивидуальным чертам отно-
сят особенности характера, способности, направленность личности,
мотивацию и т. п. Это в основном то, что относится к четвертой
подструктуре личности, рассмотренной в предыдущей лекции.
Из индивидуальных особенностей следует подробнее остано-
виться на способностях и чертах характера.
Способности, равно как и характер, являются определенным
сочетанием различных личностных качеств. Но, в отличие от ха-
рактера, способности проявляются в каком-либо одном виде дея-
тельности (как правило, творческой), а характер обусловливает
все поведение человека и все виды его деятельности. Существуют
различные классификации способностей. Их принято делить на
элементарные и сложные, а также на общие и частные.
К элементарным частным способностям можно отнести, напри-
мер, музыкальный слух, моторную память (это способность разви-
та у танцоров, гимнастов, фигуристов), способность к эмпатии. Их
называют частными, поскольку они не могут быть в равной степе-
ни присущи разным людям. Элементарными же они называются,
поскольку определяют успешность какого-либо одного, определен-
ного вида деятельности.
Сложные частные способности — это способности профессио-
нального характера. Они также обеспечивают успешность в ка-
ком-либо одном виде деятельности, но являются комплексными.
Например, художник должен обладать развитым чувством цвета,
перспективы, тонкой моторикой, художественным вкусом. Все
вместе это можно назвать способностью к художественному твор-
честву.
В отличие от этого, сложные общие способности предпола-
гают вероятность успеха не в каком-то конкретном виде деятель-
ности, а скорее в целой сфере или направлении (например, спо-
собность к лидерству, способность к игре, способность к творчеству,
к эстетической деятельности и т. п.).
Ну а общие элементарные способности — базис всех трех вы-
шеописанных видов. Они включают в себя особенности восприя-
тия, мышления, интеллекта, памяти, моторики.
Физиологической основой способностей являются задатки —
врожденные морфологические и функциональные особенности
мозга.
Согласно другой распространенной классификации выделяют
следующие виды способностей.
1. Природные способности (базирующиеся на врожденных ка-
чествах индивида — задатках).
2. Специфические человеческие способности (основаны на
освоении культурно-исторического опыта и направлены на адап-
тацию и развитие человека в социуме). Они, в свою очередь, де-
лятся на следующие виды:
1) теоретические и практические (в зависимости от рода дея-
тельности, в котором они применяются);
2) учебные (необходимые для процесса усвоения знаний);
3) творческие (применяемые в процессе создания предметов
материальной и духовной культуры, открытий, изобретений);
4) коммуникативные (позволяющие активно взаимодейство-
вать с окружающими людьми);
5) предметно-деятельностные (позволяющие человеку осущест-
влять предметную деятельность в сфере науки, техники, овладе-
ния информацией и взаимодействия с природой).
Высшую степень способностей личности к определенной дея-
тельности называют талантом. Высшую степень творческих про-
явлений личности называют гениальностью. Человека, способно-
го ко многим видам деятельности, называют одаренным.
Теперь рассмотрим еще одну важную составляющую часть лич-
ности — характер. В современной психологии этим понятием
обозначают устойчивую совокупность личностных черт, которая
обусловливает поведение и характер деятельности человека. Ха-
рактер является основой личности, ее стержнем. Черты характера
образуют психический склад личности. Можно считать, что какая-
либо черта присуща характеру человека, если ее можно проследить
в различных видах деятельности.
В самом общем виде характер может быть определен как
система устойчивых свойств личности, проявляющихся в отно-
шениях человека к себе, к людям, к выполняемой работе, к пред-
метам и явлениям окружающего мира и т. д. Исходя из данного
определения и черты характера можно классифицировать по пе-
речисленным признакам, т. е. по отношению к работе (трудолю-
бие, инициативность или напротив, инертность, лень), по отноше-
нию к людям (доброжелательность, тактичность, чуткость или
грубость, черствость), по отношению к себе (альтруизм, самокри-
тичность, скромность или эгоизм, распущенность), по отноше-
нию к вещам (аккуратность, педантизм, безалаберность) и т. п.
Типология характеров имеет немало классификаций. Охва-
тить все их не позволяет объем лекции. Поэтому остановимся на
одной из популярных типологий. Германский психолог К. Леон-
гард предложил типологию, названную им акцентуациями лично-
сти (или характера). Акцентуация может иметь различную сте-
пень выраженности. В средней степени это норма, обладающая
определенными особенностями. В высшей степени выраженности
акцентуация граничит с патологией личности и называется погра-
ничным состоянием.
Ниже приведены основные типы акцентуаций.
1. Гипертимный тип — в первую очередь характеризуется
необычайной коммуникабельностью, активностью, выразительно-
стью жестов и мимики. Такие люди обычно пребывают в приподня-
том настроении и требуют этого от окружающих. Им сложно понять,
что кто-то предпочитает пребывать в уединении. Положительными
чертами гипертимиков являются инициативность, оптимизм, по-
стоянная энергичность. Они отличаются жаждой деятельности, по-
исками новых решений поставленных задач, творческим подходом
к работе. Эти черты помогают им в карьерном росте, в творческих
достижениях. Гипертимики обычно бывают заводилами в компании,
но их отношения с людьми часто бывают поверхностны. Кроме того,
они не очень разборчивы в том, с кем следует общаться, а с кем нет.
Поэтому часто примыкают к антисоциальным группам — только
для того, чтобы находиться в центре внимания, чтобы было с кем
поговорить, блеснуть темпераментом, остроумием и т. п. Порой им
свойственна переоценка собственных личных достоинств. При не-
благоприятной ситуации развития гипертимный характер может вы-
казывать легкомысленность, раздражительность, нетерпимость к стро-
гой дисциплине и вынужденному уединению.
2. Возбудимый тип характеризуется импульсивностью поступ-
ков. Основными являются черты характера, вырабатывающиеся в
связи с недостаточной степенью самоконтроля и управляемости у
данной личности. Это связано с малоразвитой волевой сферой
личности. Людям с возбудимым типом характера свойственно сле-
довать на поводу у своих эмоций, а не прислушиваться к доводам
разума. При этом такие люди склонны к сильным эмоциям, часто
даже к аффектам. Они нетерпимы к окружающим, малейшее про-
тиворечие вызывает сильнейшее раздражение и гнев, которые они
даже не пытаются сдерживать. Развивается подобный характер,
как правило, при жестком воздействии с раннего возраста агрес-
сивной среды на холерический темперамент. Это, пожалуй, един-
ственный тип характера, в котором сложно найти положительные
черты. При особенно неблагоприятных обстоятельствах такие лю-
ди становятся уголовниками, нацистами и т. п. В более мягких
формах это просто домашние тираны.
3. Эмотивный тип. Отличительная черта этого характера —
повышенная эмоциональная чувствительность. Реакция таких лю-
дей как на печальные, так и на радостные события или впечатле-
ния очень сильна. Но это не реакция восторга или эйфории, как
у экзальтированных людей, и не депрессивная реакция людей
с дистимным характером. Это более тонкие эмоции — растроган-
ность, умиление, грусть. Про них говорят: «Слезы близко к гла-
зам» — они могут расплакаться и от красивой лирической сцены
в фильме, и при виде стайки голодных воробьев зимой. Положи-
тельными чертами таких людей являются мягкосердечность, спо-
собность к искреннему сочувствию. Они сильно привязаны к друзьям
и близким и очень огорчаются, если их привязанность не ценят.
Но, как правило, никого не упрекают. В работе могут весьма преус-
петь, если она им интересна. Но лидерами обычно не становятся.
В неблагоприятных обстоятельствах, при воздействии частых стрес-
сов могут проявлять склонность к суициду.
4. Педантичный тип. На уровне пограничного состояния лич-
ности педантическому типу соответствует синдром навязчивости.
Это состояние, когда человека преследуют какие-либо навязчи-
вые идеи, мысли, действия (например, он боится числа 5, потому
что слово «смерть» состоит из пяти букв). Педантичный тип ха-
рактера противоположен демонстративному в том аспекте, что у этих
людей очень слабо развит механизм вытеснения. Они не умеют из-
бавляться от неприятных мыслей и переживаний. Переживания
довлеют над ними и влияют на поведенческие реакции. Положи-
тельной стороной педантичного характера является то, что такие
люди очень ответственны, дисциплинированны, скрупулезны в ра-
боте. Семейная жизнь у них складывается удачно, только если оба
супруга обладают в той или иной степени чертами педантичного
типа. Сложность же для педантов представляет принятие реше-
ния, даже самого незначительного. И это вовсе не от нерешитель-
ности, а оттого, что люди педантичные всегда пытаются найти на-
илучший вариант решения, будь то серьезная научная проблема
или вопрос о выборе обоев в гостиную. Им чужда известная муд-
рость: «Лучшее враг хорошего», они в ущерб эффективности бу-
дут неоправданно долго затягивать процесс перебора вариантов.
Спасение людей педантичного характера — развитое чувство юмо-
ра, это поможет посмотреть им на себя со стороны, глазами других
людей. Но если оно полностью отсутствует, то педантизм может
принять болезненные формы и перейти в невроз навязчивых со-
стояний.
5. Тревожный тип. Этот тип характера ярко проявляется еще
в детстве. Детей с повышенной тревожностью преследуют всяче-
ские страхи, причем их страх может достигать очень сильной сте-
пени, когда ребенок не может справиться с ним сам. Если родите-
ли такого ребенка этого не понимают, высмеивают его или просто
игнорируют, это способствует закреплению черт тревожного ха-
рактера. Если же они с пониманием относятся к его проблемам,
стараются дать рациональное объяснение тому, чего боится ребе-
нок, то с годами черты тревожного характера могут сгладиться
и во взрослом возрасте человек уже не будет нуждаться в посто-
ронней помощи, чтобы справиться со своими страхами. Например,
ребенок может панически бояться грома и молнии. Родителям нуж-
но во время грозы пытаться отвлечь его любимыми играми, а потом
спокойно объяснить (на доступном пониманию ребенка языке), что
такое гроза. При благоприятном развитии во взрослом возрасте не-
гативное чувство тревожности может трансформироваться в чув-
ство ответственности и заботы о близких. В противном же случае
окончательно сформируется тревожный тип характера. Он может
проявляться по-разному: человек может быть робок и застенчив, не
уметь отстаивать свое мнение, паниковать из-за любых проблем, да-
же надуманных, испытывать приступы немотивировнной тревоги
или страха, возможно развитие всякого рода фобий (социофобии, клау-
строфобии, агорафобии и т. п.).
6. Циклотимный тип. К нему относятся люди с высокой эмо-
циональной подвижностью. Их настроение меняется по принципу
маятника — от ярко положительного (тогда они могут вести себя
как гипертимики) до крайне отрицательного (в этом случае они
проявляют себя как обладатели дистимного типа характера). Их
душевные подъемы и спады совсем не обязательно обусловлены
внешними факторами. Очередную «отмашку маятника» могут вы-
звать приятные или неприятные мысли, сновидения и т. п. Однако
это явление, как и все в психологии человека, не фатально. Оно
может быть уравновешено другими личностными чертами. Напри-
мер, достаточно развитая волевая сфера позволяет контролировать
эмоциональные всплески.
7. Демонстративный тип. Отличительной особенностью лю-
дей такого типа характера является очень сильно развитый меха-
низм вытеснения. Это защита для людей артистичного склада
и тонкой душевной организации. Неприятные мысли и пережива-
ния они прячут глубоко в подсознание. Вместе с тем они способ-
ны придумывать собственную реальность, принимать желаемое
за действительное, создавать иллюзию воспоминаний и верить,
что они правдивы. Люди с демонстративным характером могут
быть очень обаятельными, приятными в общении, иногда эксцен-
тричными. Они всегда немного актерствуют, играют на публику.
Они не станут рыдать, если их никто не видит и некому их уте-
шать. Часто люди такого типа бывают талантливыми профессио-
нальными актерами. Но при неблагоприятном развитии личности
они становятся обузой для близких, поскольку могут быть очень
эгоистичными, требовать неоправданно многого, не отвечая вза-
имными чувствами или обязательствами.
8. Застревающий тип. Основной характеристикой данного ти-
па характера является повышенная устойчивость эмоций и пере-
живаний. Обычно после того, как эмоция человека бывает отыг-
рана, она больше не возвращается к нему, какой бы сильной она
ни была. Можно вспоминать факты, вызвавшие эту эмоцию, свои
действия, реакцию окружающих людей, но это уже не эмоцио-
нальная память, это только воссоздание образа ситуации. У боль-
шинства людей эмоциональная память очень недолгая. У людей
же с так называемым застревающим типом характера эмоции сох-
раняются в долговременной памяти наряду с фактами. Но это не
основное. Главное то, что они вновь и вновь стремятся возвра-
титься к воспоминанию переживаний, будь они позитивными или
негативными. Достаточно им вспомнить ситуацию, породившую
ту или иную эмоцию, как они вновь оказываются во власти этой
эмоции, независимо от того, что с ними происходит в действи-
тельности. Поэтому они часто неадекватно реагируют на внешние
раздражители. Находясь во власти яркой положительной эмоции,
такие люди могут игнорировать сигналы опасности, будучи зах-
ваченными сильной отрицательной эмоцией — незаслуженно оби-
жать доброжелательно настроенных людей, мучаться подозритель-
ностью и т. п. В своем болезненном проявлении застревающий
характер может выражаться в параноидальном синдроме (мания
величия, мания преследования).
9. Дистимный тип. Дистимная акцентуация характера (при
более явном проявлении — субдепрессивная) является антиподом
гипертимной. Людям с таким характером присущи замкнутость,
немногословие, склонность к пессимизму. Положительными их
чертами являются неконфликтность, терпимость к окружающим,
серьезное и добросовестное отношение к работе, дисциплиниро-
ванность, преданность по отношению к близким людям. Но их
проблема заключается в постоянно пониженном эмоциональном
фоне, склонности видеть все в мрачных тонах, драматизировать
даже самые незначительные проблемные ситуации. При неблаго-
приятной ситуации развития они могут впадать в состояние де-
прессии, быть пассивными, инертными, терять интерес к жизни.
10. Экзальтированный тип. Люди с таким типом характера
очень бурно реагируют на любые события жизни. Всякая их эмо-
ция находится на грани аффекта. Их эмоции могут относиться
к близким, к малознакомым людям, к животным, к растениям,
к произведениям искусства, к религии и т. п. Самый незначитель-
ный повод может вызывать у них бурю восторга или отчаяния. Ча-
сто они склонны создавать себе кумиров. В религии это фанатич-
ная, неосмысленная вера, без понимания сути, основанная только
на эмоциях. В любви это ураган страстей, требующий в ответ не
меньшего эмоционального накала. Это люди, живущие только чув-
ствами и только сильными чувствами, не признающие ничего дру-
гого. Они по-своему прекрасны, но людям другого склада с ними
сложно. Любимой работе они отдаются неистово. Но это должна
быть работа творческая, которая могла бы питать их эмоции. Рути-
на не для них. Но не только положительные эмоции так сильны.
Страх, отчаяние, горе они могут переживать настолько сильно, что
это грозит как нервными, так и соматическими заболеваниями.
Share:

Related Posts:

0 коммент.:

Отправить комментарий

Общее·количество·просмотров·страницы

flag

free counters

top

Технологии Blogger.